Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 161. К Никите спафарию

Добрый брат твой известил меня, что один из наших иерархов оклеветал меня пред почтенным лицом любви твоей, будто я боготворю икону Христову и будто это содержится в моем письме к брату Афанасию (1). По поводу этой клеветы вздохнул я, смиренный, помышляя, как знающие, что и за слово праздное должно будет отдать отчет в день судный (Матф. 12, 36), необдуманно и неосторожно говорят о таких величайших предметах, —  ибо что больше веры? — уязвляя стрелою клеветы невинных, вместо того, чтобы, если и есть какая-либо погрешность, с любовью сделать напоминание, по написанному: обличением да обличиши ближняго твоего, и не приимеши ради его греха (Лев. 19, 17). Так клеветать значит не только отвергать эту заповедь, но и показывать самого себя достойным назваться именем клеветника, чего может ли быть что-нибудь хуже между людьми? Впрочем обратимся к обвинению. Он боготворит, — говорят, — икону Христову. Отнюдь нет этого в письме моем, возлюбленный; но есть то, что иконе Христовой не следует воздавать богопочитания, — ибо это идолопоклонническая мысль, так как должно воздавать его одной только святой Троице, — что покланяемый во святой

__________________

(1) См. письм. 85.

408

 


иконе Христос богопочитается вместе с Отцом и Духом, но иконе Христовой нужно покланяться относительным поклонением, и что, поклоняясь ей, мы покланяемся Христу, не разделяемому по лицу, но отличаемому по сущности; это и справедливо; ибо в образе является первообраз и один в другом, с различием по сущности, как говорит премудрый Дионисий (1). Как же, когда таково письмо, он напротив клевещет и показывает себя противником святых? Чего хочет он? Не того ли, чтобы мы, поклоняясь иконе Христовой, исповедали, что покланяемся другому лицу? О нелепость! Это значило бы разделять, что невозможно; ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется, как говорит опять великий Василий (2). Посему, когда покланяются иконе, то покланяются Христу, Которого она есть подобие, а не веществу, на котором находится подобие, как тоже усматривается и на изображении креста. Кто думает, что он покланяется веществу, тот младенец, неразумный. Итак не вещество, на котором икона, почитается поклонением, и не другое лицо, кроме изображенного на иконе. В обоих случаях неправильность одинаково нечестива. Посему и называется изображение креста крестом, и икона Христова называется Христом, не в собственном, но в переносном смы-

__________________

(1) См. письм. 36.

(2) К Амфил. о св. Духе, гл. 18 В русс. пер. 1846 г. Част. 7. стр. 300.

409                                                  

 


сле. Если бы он убедил нас, что изображение креста не называется крестом, то убедил бы нас и в том, что икона Христова не называется Христом; и если в первом случае, поклоняясь изображению, не покланяются кресту, то и во втором, поклоняясь иконе Христовой, не покланяются Христу. Но первое справедливо, т. е. крестом называется и он почитается поклонением в своем изображении; следовательно и второе справедливо, т. е. Христом называется и Он почитается поклонением в иконе Своей; и тщетно пустословит тот, кто мыслит или говорит что-нибудь несогласное с этим. Я написал это как для того, чтобы оправдать самого себя от обвинения, так и имея ввиду пользу твоего любезного превосходительства, дабы ты содержал православную веру и не увлекался словами иного учения.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.