Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 016. В лавру святого Саввы

 

Богопочтенному, возлюбленному и духовному отцу моему, господину игумену знаменитой лавры преблаженного святого отца нашего Саввы, и находящимся в ней преподобным отцам моим, Феодор нижайший пресвитер и игумен Студийский.

Великая радость и большая честь для меня недостойнаго, что я удостоился послать уничиженное письмо свое в место святое, в обители преподобных вашего вожделенного отчества. Так как невозможно было мне телесно прибыть к стопам вашим и видеть святой храм, священную ограду вашу, которую я смиренный почитаю, как город Божий, то благий Бог благоволил письменным посещением исполнить желание меня грешного. Итак, как-бы присутствуя пред ногами вашими, облеплю вас святою любовию и покланяюсь божественному помосту, в котором хранится из-' бранный сосуд Божий, свет монашествующих, светило вселенной, потопивший умственного Фараона, наставник святого народа, обладатель святой земли, раздаятель божественных обителей. Приветствую и прочие досточтимые сокровищницы, в которых находятся священныя тела преподобных, которых богатства добродетелей подобны богосветлым звездам в ночи настоящей жизни. Созерцаю то место, на котором является огненный столп

55

 

 

от столпа добродетелей, победоносная борьба с невидимыми врагами, чудесная деятельность, и то и другое, блистающее по временам действиями Духа. О, сколь многое высказать побуждает меня желание! Но мера удерживает, чтобы письмо не вышло из пределов. О, сколь многих благих дел находятся у вас знамения и памятники, которые при самом взгляде на них могут располагать душу к преуспеянию в добродетели! Впрочем доселе пусть будет первая часть речи, хотя она и не удовлетворяет желанию; перейду к другой плачевной, ас не радостной, по поводу которой я высказал и первую. Гнев Божий постиг нас, святейшие отцы, за умножение беззакония, до охлаждении любви, как сказал Господь (Мат. 24, 12), гонение, подобное языческим, крайне жестокое. Изгнан из двора архипастырь наш, рассеяны овцы. Христовы; свирепые волки вторглись в паству, и уединенный зверь по яде (Пс. 79, 14). Что это? Опять здесь подверглась бесчестию досточтимая икона Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородицы, каждого святого. Посему пастыри обуяша, не только Господа, скажу словами пророка, не взыскаша (Иер. 10, 21), — это нечестие было бы меньше, - но и собрашася иудейски на Господа и на Христа Его (Пс. 2, 2), отвергнув святую икону Его, матери Его и служителей. Посему святые жертвенники истреблены, храмы Господни разрушены, во всяком городе и селении здешней державы,

56

 

 

представляя предмет плана для зрителей, лишившись своего украшения божественного благообразия. Посему священные сосуды переплавлены, и божественная одежда предана огню, с начертанными на досках изображениями и книгами, в которых что-нибудь сказано об иконах. Посему осмеивается великое таинство домостроительства: и называется мерзостию — с трепетом говорю это, — спасительное для мира подобие Христово, или лучше, сам Христос и с Материю и служителями; так как и по чести и по названию одно и тоже оба, образ и первообраз. Посему словопрения и розыски у каждого человека и в каждом доме, и опасения и угрозы, как бы не осталась неприкосновенною для ереси какая-нибудь икона, не только что  все. Посему священники совершают, беззакония, и монахи отрекшись от монашества, устремляются против носящих одно с ними звание, ученики против игуменов, получая председательство в награду за отступничество; и кто больше неистовствует против Христа, тот удостаивается больших и почестей. Посему бичевания, узы, заключения под стражу, томления голодом, ссылки, смерти, на поборников истины. Ни архиерейство не уважается нечестивыми, ни седина не возбуждает их; жалости, ни подвиги благочестия, и ничто другое из достойного пощады. Один закон — воля Кесаря, п одно старание — уловить всех туда же. Пустыни скрывают убежавших, скалы и пещеры — спас-

57

 

 

шихся. О, как мы уподобились неясыти пустынней (Псал. 101, 7)! О, как мы преданы в жертву зубам нечестивых! Еще многое опускаю по причине отвращения. Но пожалейте нас вы, сострадательнейшие, как составляющие одно тело с нами; прострите молитвенную руку, как братолюбивые. Наши обстоятельства хуже тамошних, причиняемых варварами. Яко Содома были быхом, и яко Гоморру уподобилися быхом (Исаи. 1, 9). Посему мы смиренные и взываем к вашей святости, как-бы одними устами всех братий, также страждущих; ибо знаем, сколько может праведная молитва ваша поспешествуема (Иак. 5, 14); чтобы по молитвам вашим прекратилось действие меча еретическаго и водворил Господь мирное православие и в нашей церкви. А дабы и вы, честнейшие, отчасти знали, каково нечестивое учение безбожных я приложил к письму и это в тетрадях. Учение их я несведущий предпринял опровергнуть, по настоянию благочестивых. Прошу же воззреть на это божественною вашею мудростью, недостаточное исправить и ошибки мои простить; также не оставить меня поминовением в богоугодных ваших молитвах и считать меня последним из всех членом в составе святой вашей церкви.

Такое же письмо послано и в обитель святого Феодосия (1).

_______________________

(1) Обитель преп. Феодосия великого находится в Палестине, близ Иерусалима.

58


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.