Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 156. К братству, находящемуся при Патрикие сыне

Братия и отцы! Получив приглашение от отца вашего, как отец его и ваш чрез него, сказать вам полезное к спасению, я, смиренный, признал это справедливым и начинаю речь так: наше спасение, возлюбленные сыны, состоит в том, чтобы правильно веровать в Святую Троицу и совершать дела, требуемые святыми заповедями Божиими. О Христе бо Иисусе, как говорит апостол, ни обрезание что может, ни не обрезание, но вера любовию поспешествуема (Гал. |5, 6). Вера сообразуется с православным учением, а любовь с понятием о добрых делах. Итак, мы веруем в Отца и Сына и Святого Духа, которые суть три лица, одно естество, одна сила, одно начальное царство над всем, покланяемые в одном как естестве, так и воле и действии, державе и славе. Веруем, что один из Святой Троицы, Сын и Слово Бога и Отца, по высочайшей благости, уничижив Себя Самого, принял образ раба и явился в нашем подобии. Это и значит то, о чем говорит Богослов: И Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14); и о чем

392

 


говорит великий апостол: Бог явися во плоти. (1 Тим. 3, 16). Он один и тот же в двух естествах есть совершенный Бог и совершенный человек, и в том и другом совершенстве не имеет недостатка ни в каком свойстве, но имеет все отческое по божеству и все матернее по человечеству, как сын истинный. Как по Отцу Он не описуем, так по Матери описуем, т. е. может быть изображаем на иконе подобно Матери. Посему иконоборцы, которых касается этот догмат, не исповедуя Его описуемым, несомненно оказываются неисповедующими Его истинным сыном матери; ибо как будет рожденный истинным сыном, а напротив не совершенно чуждым, если он не будет во всех физических свойствах подобен родившей? Как по описуемости Он имеет общение не с Отцом, а с Матерью; так по неописуемости, обратно, у Него общение с Родителем, а не с Родительницею. Таково правое учение истины, такова вера апостольская: исповедывать описуемым Христа во плоти. Таки Василий великий говорит: «да будет изображен на картине и подвигоположник в борьбах Христос». Начертанную икону надобно почи  тать, так как на ней почитается поклонением Христос. Золотый Златоуст взывает, что он видел ангела на иконе. Если же бестелесное существо изображается на иконе, то не тем ли более воплотившееся Слово? Если он взирал, то конечно и покланялся ангелу на ико-

393



не, равно как и Христу. Ибо удостоиться видеть на иконе тоже, что и покланяться, так как «чествование образа восходит к первообразу» как говорит опять великий Василий (1). Посему Христа отвергают отвергающие икону Его, чрез презрение ее оказывая презрение Ему, хотя они и говорят, что исповедуют Христа; ибо и бесы исповедуют Бога, как говорится в Писании (Иак. 2, 19), но делами отрицаются от Него. Итак, братия, велико нечестие их, и велико исповедание наше, нисколько не ниже исповедания древних мучеников. Стойте же мужественно, отнюдь не колеблясь в том, чего истинность достоверно известна, но решившись, если потребуют обстоятельства, переносить подвиги за эту веру до крови. Отсюда является и светлая жизнь, как солнце от солнца; ибо одно свидетельствует о другом, как объяснил брат Господень (Иак. 2, 18). Любите Бога всеми тремя способностями, как заповедь повелевает (Матф. 22, 37). Любите и самих себя, как членов Христовых; ибо о сем, говорит Господь, разумеют вcи, яко мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Иоан. 15, 35). Имейте доверенность к игумену вашему; никто пусть не будет скрытен пред ним; ибо такой питает в себе змия. Никто пусть не будет тепловатым по вере; ибо такой не причастен горения Святого Духа. Никто пусть не приобре-

__________________

(1) Указ. См на стр. 74 и 227.

394

 


тает имущества тайно; ибо такой подобен вору Иуде. Никто пусть не будет упорен в своих мнениях; ибо такой не монах. Никто пусть не будет дерзок на словах; ибо такой бывает виновником погибели. Никто пусть не вкушает пищи тайно; ибо такой подобен рабу. Никто пусть ни в чемже даст претыкание, да служение безпорочно будет, как взывает апостол, но во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мнозе, в скорбех, в теснотах и впрочем, что исчислил он, описывая истинного христианина (2 Кор. 6,3.4). Если же таков должен быть подчиненный, то что и сколько требуется от игумена, который должен быть добрым примером для тех, кого он, учит? Велик подвиг, но беспредельна и награда, царство небесное, которого да сподобимся мы, и начальствующие и подчиненные, живя свято во Христе Иисусе Господе нашем, Которому Слава и держава, вместе с Отцем и Святым Духом, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.