Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 151. К Севериану, духовному сыну

Сколько обрадовало нас малое письмо твое, сын мой, столько опечалило большое. Как будто ты никогда не говорил об изложенных в нем предметах и от нас не слыхал надлежащего, ты теперь вздумал завести речь, по видимому опровергая другое лице, а в самом деле противясь истине; между тем ты не должен и учить, не говорю — потому, что ты находишься в числе подвластных снеси это великодушно, — но и потому, что обличенные в общении с ересью, из которых один и ты, не имеют права отверзать уста, а должны оставаться в надлежащем безмолвии и испрашивать прощения во всю жизнь. Затем у тебя нет и такого познания догматической науки, чтобы уметь говорить с точностию, как у неучившегося ни грамматики ни философии, тогда как и сведущие в этом преподают о Боге не какое-либо собственное учение, но следуя богоносным (отцам). Почему же, спрашиваю, тебе вздумалось сказать: разве не относительно поклоняются иконе Хри-

375

 

 

стовой? Знаешь ли ты, что такое отношение (σχέσις)? Отношение бывает между относительными предметами; относительные же предметы —  первообраз и изображение его; на пример: Христос и икона Его; ибо одно содержится в другом, и не раздельны они ни по державе, ни по славе. Вот этого ты, несведущий, не знаешь, и прилично теперь сказать следующее: видел я странность под солнцем — мужа, казавшегося мудрым самому себе и, что еще хуже, усиливающегося учить других. Какое еще второе твое предложение? Христос богопочитается в иконе Своей; посему и икона должна быть богопочитаема. Откуда или от кого узнав, ты учишь этому? Из святых никто не мог сказать этого, но (говорили они), что Христу поклоняются в иконе Его и икона достойна поклонения, т. е. почтения или уважения; — то и другое имеет один смысл; — и справедливо; потому что богопочитание, равно как и вера, относится к одной святой Троице, а другое и к другим, Матери Божией, святому кресту, святым, достопоклоняемой иконе Христовой и всем прочим иконам святых, и при том потолику, поколику первообразы превосходнее своих изображений. Посему, если в иконе богопочитается Христос, как говоришь ты, то, так как богопочитание относится к Троице, в иконе воздается богопочитание и Отцу и Духу. И что следует отсюда? То, что и Отец и Дух воплотились; а этого может ли быть что-нибудь нечестивее? Ес-

376

 

 

ли ты еще говоришь: должна быть богопочитаема и икона Христова, — то следует, что ты оказываешься ничем иным, как Тетрадитом (Τετραδίτης), богопочитающим, вместе с Троицею, и икону Христову (1). Между тем кто по кланяется Троице, а потом и иконе, тот не впадает в такую нелепость. Ибо известно, что честь и поклонение воздаются даже и простому человеку, но не вера и богопочитание. Как мы веруем только в Отца и Сына и Святаго Духа, так и богопочитаем их. Выслушав это, воздержись, брат, увещеваю тебя, от пустословия и Цикалийской или Кентукладийской ереси, которая совершенно противоположна иконоборческой. Если же, — чего да не будет!, — ты останешься при своем, то знай, что ты не имеешь части с нами, или лучше, ни с одним  православным. С трудом изложил я это письмо к тебе.


Страница сгенерирована за 0.5 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.