Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 144. К Феодору патрицию

Поздно посылается это письмо, но потому, что мы поздно услышали горестную весть о несчастии, случившемся с нашим господином. О, плачевная весть! Оставила нас вожделенная госпожа, отлучен ты от прекрасной супруги, отторгнут от достохвальной плоти, как говорит священное слово: будета два в плоть едину (Быт. 2, 24). Если же они одна плоть, то, очевидно, что разлука причиняет разлученным такую же боль, какую причиняет мечь, рассекающий на двое одного человека. Поистине прискорбное рассечение, и как бы кровь течет из глаз ваших; нет пластыря, нет целебных повязок, которые можно было бы приложить, со стороны человеческой помощи. Кроме того отшедшая была супруга не из обыкновенных, но весьма достохвальная и дивная. Во первых она имела неизменное благочестие веры и любовь к мужу, как едва

356

 

 

ли какая другая, чего прежде всего требует в супружестве святой апостол (Тим. 2, 4). Отсюда происходили ее молитвы и моления, взывания и прошения к Богу о главе своей, так что блаженная совершала ночные путешествия босыми ногами, дабы таким образом преклонить Бога на милость. А какое попечение о доме? Какое воспитание детей? Какая заботливость о рабах? Какая простота нравов и обходительность с друзьями? Какая благосклонность к родным, независтливость к равным себе, почтенность и скромность во всем? Это больше золотых ожерелий и жемчужных повязок и драгоценных одежд украшало ее, по истине приснопамятную, когда она оставалась дома, когда совершала путешествия и когда являлась в царских чертогах. Но все это прошло, и мы остались, с горестию скажу, полумертвыми и растроенными, или лучше, скажу словами псалма, яко нощный вран на пырищи, яко птица особящаяся на крове (Псал. 101, 7. 8), видя дом, лишенный госпожи, детей пред глазами вашими, объемлющих и объемлемых, но не имеющих на чем опереться руками своими, где найти материнский привет, млекопитательные ласки. Печален дом, как бы оставленный солнцем своим; никто не изрекает приветствий в слух твой и детей и всех подручных, за отсутствием ее, по истине доброгласной и услаждавшей приходивших своею истинно приятною беседою и встречею. Подлинно, все это горестно и пла-

357

 

 

чевно, и выражаемое словами, и представляемое умом. Но что делать, господин? Есть Божие повеление, или лучше, определение, воспетое божественным Давидом: кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти (Пс. 88, 49)? Так, всякий человек, от праотца нашего Адама доселе приходящий в мир посредством рождения, опять отходит посредством разрушения в тамошний мир высший и превосходнейший. Сеется в тление, говорит апостол, востает в нетлении, сеется не в честь, востает в славе, сеется в немощи, востает в силе, сеется тело душевное, востает тело духовное (1 Кор. 15, 42 — 44). Ибо мы будем равными ангелами сынами воскресения, когда смертное будет поглощено жизнию. Видишь ли, господин, что госпожа, оставив нас, перешла из тьмы в свет и из жизни тленной в состояние бессмертное? Там вскоре ты увидишь ее, перешедши и сам туда. Посему не будем скорбеть, якоже и прочий не имущий упования (1 Сол. 4, 13), надеясь чрез воскресение перейти в лучшее состояние безмятежной жизни. Обратимся, напоминаю, лучше к самим себе, будем пещись о доме, заботиться о детях, а прежде всего о собственной почтенной душе, подобно той блаженной украшаясь добродетелями и радуясь тому, что мы предпослали туда эту супругу, как молитвенницу пред Богом, оставившую пример доброй жизни и нам и всем знакомым.

358


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.