Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 014. К папе Александрийскому

14. К ПАПЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОМУ (1).

Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему, владыке, блаженнейшему папе Александрийскому, Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский.

Величайший дар моему смирению и предмет высочайшего желания — удостоиться письменно вступить в беседу с твоею апостольскою главою, не только по нижайшей моей малости, которая не в состоянии писать и к равным, а тем менее к столь великой и божественной главе, но и по трудности пути на таком расстоянии, особенно затрудняемого языческими препятствиями. Однако по благоволению преблагого Бога, мне даровано это по двум причинам; во-первых, дабы исполнить давнишнее желание меня грешного — умственно прикоснуться к священным стопам твоим; ибо иначе не возможно было исполнить это желание; и во вторых, что еще настоятельнее нужно, дабы сделать известными случившиеся здесь бедствия божественнейшей главе твоей, как состраж-

_________________________

(1) Это письмо и следующие три писаны в 817 году по Р. Хр. Именем папы издревле назывались и называются не только все патриархи, иногда и прочие епископы христианской Церкви.

46

 

 

дущей членам целого тела Церкви, которые, как я думаю, разгласились и в крайних пределах вселенной по важности этого зла. Гонение постигло нас, блаженнейший, и тягчайшее из гонений. Некогда Ахаав, ища пророка Илию, как говорится, выжег все места, и этот пожар выражал ярость нечестивого (3 Цар. гл. 18); а теперь Ахаавит по сану и по сердцу не только Илию изображённого, но и Владыку его Иисуса Христа, Господа и Бога нашего, Богородицу и всех святых отыскивает и на шедши истребляет с великою яростью во всяком подвластном городе и селении. Таким образом жертвенники разрушены, храмы Господни опустошены, и в домах и в общественных местах, и в мужеских и в женских обителях, древние и недавно воздвигнутые. Жалкое зрелище! Как-бы какие-нибудь чудовища обезображенных людей, так представляются на вид церкви Божии, лишённые своего украшения н стоящие безобразными. Кто слыхал или видал это в прежних нечестивых делах? Вероятно, нападающий на вас араб бывает стыдливее и христолюбивее в этом отношении. Но не таков наш Тавеил (Исаи. 7, 9). Пощади. Господи, и не даждь совершенно достояния твоего на укоризну (Иол. 2, 17). Если изображения, начертанная на досках и на священных приношениях, и свитки, упоминающие об них, он осмеивает, позорит, порицает, как вещи негодные, как богопротивные, которае одна-

47

 

 

ко боголюбезны и спасительны для мира, о, кто при этом не прольет слез, кто не воздохнет из глубины сердца? Путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них благочестиво (Плач. Иерем. 1, 4); и вcи уклонишася, вкупе непотребни быта (Псал. 52, 4). Кажущиеся иерархами и иереями, монахи и общежительные братия, люди всякого пола и всякого возраста, одни потерпели совершенное кораблекрушение в вере, другие если и не потонули помыслами, то, вступив в общение с еретиками по страху смерти, отчасти подвергаются той же опасности. Впрочем еще остались некоторые, иже не преклонившая колена Ваалу (3 Цар. 19, 18); и их столько, сколько начислено Господом; прежде всех первейший из нас, священная глава наша, имеющая одинаковый сан с твоим совершенством, иерархи и иереи Господни, монахи и монахини, из которых одни испытали насмешки и бичевания, другие — узы и заключение под стражею, умеренно питаясь хлебом и водою, иные отправлены в ссылку, другие пребывают в пустынях, горах, вертепах и пропастях земных, а некоторые, потерпев бичевания, уже мученически переселились к Господу. Есть и такие, которые, быв посажены в мешок, брошены в море ночью, как сделалось известно от видевших это. Что еще? Святые отцы наши предаются анафеме; нечестивые прославляются, дети воспитываются в нечестивом учении, по данной учителям книге; нет нигде

48

 

 

прибежища у жителей; не возможно произнести ни одного благочестивого слова; ловитва близко, так что муж опасается жены своей; доносчики и записчики наняты Императором для разведывания, не говорит ли кто чего-нибудь неугодного Кесарю, или не уклоняется ли от общения с нечестием, или не имеет ли книги, содержащей какие-нибудь сказания об иконах, или самой иконы, не принимает ли изгнанного, или не служит ли содержимым под стражею ради Господа; и если будет обличен в этом, тотчас схватываете я, бичуется, изгоняется, так что и господа, преклоняются пред рабами по страху, доноса. Нам можно сказать, что несть во время сие князя, и пророка, и вождя, ни места, еже пожрети пред Господом и обрести милость (Дан: 3, 38)  Посему мы недостойные возвещаем это святой душе твоей, как-бы из уст всех защищающих истину; призывая тебя к заступлению и состраданию нам. Ибо мы уверены, что, если невозможно помочь иначе, то помощью молитв ты доставишь нам великую пользу в стеснительнейших обстоятельствах, снискав благоволение Божие. А дабы ты отчасти знал, каково нечестивое учение безбожных, я приложил к письму и это в тетрадях. Учение их я несведущий предпринял опровергнуть, по настоянию благочестивых. Прошу же воззреть на это божественною мудростью твоею, недостаточное исправить ошибки мои простить, и

49

 

 

не оставить поминовением в богоугодных молитвах твоих меня, как непотребного сына. Такое же письмо послано к патриарху Антиохийскому.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.