Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 124. К ученикам своим

124. К УЧЕНИКАМ СВОИМ (1).

Я смиренный предлагаю огласительные поучения не из желания показать себя и не из безрассудного высокомерия, но со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и любовью, братия и отцы. Ибо тщательно поучать есть признак любящего. Обличи, говорит апостол, запрети, благовременне и безвремен-

_______________________

(1) Заглавие этого письма: „Оглашение (κατήχησις) к ученикам своим".

307

 

 

не (2 Тим. 4, 2), а также и внуши, вразуми, и прочее, что содержится и повелевается в законе Божием. О чем же хочу я сказать? О бесчинстве, о том, что вы, будучи приглашаемы благочестивыми для псалмопений, собираетесь и совершаете панихиды не благопристойно, но с словопрениями и спорами о местах сидения. «Ты предупредил, и не подождал меня; ты съел свой ужин, и не пригласил меня; я буду управлять хором, а не ты», — говорят иные из вас; и это в церкви, и притом в слух пригласивших. Отсюда гнев Божий невидимо, скорбь и явный вред для пригласивших. Неужели вы не имеете места, если случится что-нибудь прискорбное, наедине укорять друг друга и примирять недоумения оправданием и надлежащим смирением? А у вас брат восстает на брата, гневается, оскорбляет, делает непристойное перед лицом всех. О, бесчинство! О, немонашеское зрелище! О, презрение божественных заповедей! За тем обвинение падает на игумена. «Такого учителя таковы и ученики», говорят. Не сделали ли вы меня ненавистным для городских жителей? Не обращается ли доброе имя, которым славилось преподобное братство наше, в противное? Вы ссоритесь и враждуете, едите и пьете, не благоговейно, не мирно, а не благопристойно, не по-монашески. Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, говорит апостол, вся во славу Божии) творите (1 Кор. 10, 31); а вы не так; вы срамите

308

 

 

святое звание, соблазняете благочестивых, а еще более неблагочестивых. О, если бы о каждом из вас говорили: «какое благоговейное лице у такого-то; какая молчаливость у такого-то; какая скромность у того, пристойность у другого, важность в пении у одного, учтивость у другого!» Это и имеющих такие свойства украшает, и взирающим на них приносит пользу, и Бога радует, и мне грешному доставляет честь. А теперь по грехам моим все напротив. Впрочем, не всех укоряю, — ибо по благодати Божией есть многие, которых не касаются эти слова, — но тех, которые предаются нерадению. Посему увещеваю вас, или лучше, повелеваю: измените дурные нравы и обычаи, образ жизни и речи, дела и слова. Какая польза показывать приглашающим зло вместо добра, оскорблять Бога, срамить и меня несчастного? Господь услышит меня, когда воззову к Нему я недостойный. Потом и отступлюсь от непокорного. Может быть, я говорю неблагоразумно и увлекаюсь необдуманно, не отличая праведного от неправедного. Неужели вы не боитесь Бога? Разве мы не дадим отчета за слово праздное? (Мат. 12, 26)? Бог наш огнь потребляяй есть, братия (Втор. 4, 24). Его будем бояться, Ему будем отныне служить праведно, дабы, воздерживаясь от всякого зла и даже слова праздного и, упражняясь в добродетелях, мы могли сделаться наследниками вечной жизни, избежав угрожающих упорным грешникам наказаний, во Хри-

309

 

 

сте Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.