Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 010. К Навкратию сыну

10. К НАВКРАТИЮ СЫНУ (1).

Дурная весть в письме твоем, сын; она, коснувшись смиренной души моей, по истине опечалила меня и извлекла сердечные слезы, и едва не лишила меня сна в ту ночь, когда я получил его. Это как ради всех падших, так особенно ради Флювутского (игумена). Те и ныне поступили подобно прежнему; а этот считался в числе по-видимому стоящих безопасно. Я удивлялся, когда они еще стояли, что они, не исповедав прежнего падения своего по поводу прелюбодеяния и сочетания прелюбодеев, стали ратоборствовать по настоящему предмету (2), думал, что они, быть может, частным образом и у самих себя совершили покаяние, и радовался я смиренный их исправлению. Но, как оказалось, построив дом свой на песке, они, при дуновении восставшей ереси, пали тягчайшим падением, опять назы-

_____________

(1) Писано в 815 году по Р. Хр.

(2) Т.е. почитанию святых икон.

30

 

 

вая искажение истины приспособлением к обстоятельствам. Они и прежде были соблазном для Церкви Божией, и теперь тоже, делами своими увлекая всех к погибели. Так многие, склонные к участию в зле, надеясь найти в нужде какой-либо предлог, чтобы им совершать подвиги благочестия без печалей и бедствий, сделались общниками отречения от Христа, Богородицы, всех святых. Ибо это значит отвержение иконы кого — либо из них. Увы, несчастие! Увы, обольщение! Увы мне! Как они, начав хорошо, обратились назад? Увы мне! Для сколь многих они послужат поводом к падению, для равночинных и высших, для мирян, клириков и монахов? Но это старая рана, внутреннее зло. Иосиф, прежде справедливо названный сочетателем прелюбодеев, а теперь хулителем Христа, он — вождь этой старой кустодии. Что же на это? Будем ли мы слабыми? Падем ли духом? Окажемся ли бессильными к исповеданию и вместе защищению Христа? Нет, братия, нет. Если при падении нечестивых праведные поражаются страхом, то при падении близкого бывает величайшая безопасность для стоящего. Итак, еще увещеваю, восстанем сильнее в Господе, не страшась ничего от противников. Разве ради падших наше исповедание? Или, утверждаясь на их стоянии, мы были крепкими, чтобы при их падении нам поколебаться? Да не будет! Не ради этих, или других; Христос — наше основание, на котором мы стоим, которым

31

 

 

хвалимся, говоря вместе с Павлом: кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Но во всех сих препобеждаем за возлюблшаго ны (Римл. 8, 35, 57). Так, кто не выступает и не подвизается за Христа, тот не может быть и христианином. Разве напрасны подвиги мучеников, борьбы, страдания? Разве они не были одной с нами плоти? Разве они не страдали, подвергаясь таким мучениям? Разве они не сомневались в самой жизни, как говорит апостол (2 Кор. 1, 8)? Но, по страху вечных мучений и по желанию небесных воздаяний, они, как благоразумные, решались лучше подвергнуться смерти телесной, нежели вечной; не боялись, не страшились, и, представляя будущее, как настоящее, с радостью шли на мучения, считали дарами великие страдания. Яко нам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Фил. 1, 29); и еще в другом месте: яко во мнозем искушении скорбей избыток радости их (2 Кор. 8, 2). Так радовались, так восхищались, страдая за Христа, все святые. Вкусим и мы, возлюбленные, любви Христовой; пойдем по следам святых; отвергнем пристрастия века сего. Не имамы зде пребывающаго града (Евр. 15, 14); «горний Иерусалим — отечество и город наш, о мужи сильные в Духе, о дети Бога, а не меня грешного! Не преклонимся, хотя бы все низ-

32

 

 

вратились, чего да не будет! Мы же, как прежде укрепляемые Богом, так и теперь одни будем бороться. С нами Бог и все святые, бывшие от века, с нами восток и запад; не велика часть, отторгшая себя от повсемственной Церкви, и притом по страху, ради временных благ, ради плоти, которую спустя немного мы предадим вечному огню вместе с душой, если не будем защищать истину. Пусть мы будем искушаемы, пусть будем бичуемы, и притом часто, пусть наконец и умрем; потом не радость ли неизреченная — получить нам царство небесное и чрез то достигнуть бессмертной славы, а напротив, избежав вышесказанного, не сделаемся ли мы чрез это посмешищем до конца и не будем ли терпеть бесконечный стыд? Так, прошу вас, дети мои, которых я родил в Господе, которых возрастил Христос в делах и трудах, не только подвижнических, но и ратоборных, исполните мою радость, да тожде мудрствуете, туже любовь имуще, единодушны, единомудренни, ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию болша себе творяще (Фил. 2, 2. 3). Это апостольския увещания, хотя и припоминаемыя мною несчастным. Молитесь и о мне, прошу вас, чтобы мне дана была сила, крепость, речь за вас, и, хотя я недостоин божественной благодати, но чтобы единогласно в одном духе прославлялся Бог в теле и в духе нашем. Пошли к архиепископу доброго Дионисия. При-

33

 

 

ветствуй авву Петра, авву Игнатия и авву Тифоия, и покажи им это письмо. Затем будь готов вместе с прочими и особенно с вышеупомянутыми; ибо, когда пали близкие к нам, нам не следует допускать увлекаться ими. Да даст Господь силу, крепость, ум, глаз, благоразумие и все, чтобы вам хорошо действовать в честь и славу Христову, в похвалу мою и вечную славу вашу! Находящиеся со мною приветствуют вас обоих. Христос с вами. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.