Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 49. К Навкратию, сыну

49. К НАВКРАТИЮ СЫНУ (1).

Ты всегда говоришь и говорил мне, возлюбленный сын мой, о чем-нибудь не излишнем и пустом, но благовременном и пристойном и ведущем к душевной пользе, как и теперь делаешь. Одобряя твою деятельность, я с удовольствием вижу и усовершающийся образ речи, который ты еще больше улучшишь, если будешь в состоянии заняться грамматикою. Подлинно, должно владеть и силою и искусством слова защищающему православие и желающему бороться с лжеучителями. Ибо, если они, при таком знании воображая иметь нечто великое, хвалятся, когда услаждают любящих удовольствие слуха; то прекрасно и православным не иметь недостатка в силе слова, чтобы низлагать гибельные их орудия. Мне приятно, сын мой, что ты укрепляешься в этом. Впрочем, чего я желаю в тебе, того не во всяком вообще; потому что каждый свое

______________________

(1) Писано в 809 г. по Р. Хр.

290

 

 

имеет настроение, и это полезно. Ты говоришь, что братья Филипп и Филон скончались-, хорошо, хорошо, что оба — благою кончиною; не потому, чтобы дела их прежде кончины были неодобрительны, — как можно сказать это, когда они отреклись от мира, плоти и крови, и возложили на себя благое иго послушания? — но потому, что они сподобились высочайшего блаженства, бив ради Господа гонимы, огорчаемы и притесняемы. Этому никто не станет противоречить, кроме бесчестных прелюбодеев, нарушивших Евангелие. Приятно и этим ограничить похвалу Филону; у доброго же Филиппа много доблестей, которые ты сам прежде исчислял. Я же, кроме сказанного, еще удивляюсь его простоте и искренности, негневливостн и незлопамятности, сострадательности и братолюбию, послушанию и смирению, кратко сказать, бесстрастию, от которого происходило и сокрушение, и отвращение от мира, и любовь к Богу, и скромность. Прибавь к этому, как ты и прежде говорил, частые слезы этого мужа, любовь к отцу и охотное повиновение, в опасностях смелость и ревность, совершенную безропотность и как бы постоянное цветение добродетелей многоцветущей души его. Доблестен и крепкий Гайан, прошедший почти по всем местам, где рассеяны братия. Что они здравствуют, благодарение Господу Богу; что они не падают в скорбях, но еще более укрепляются, слава укрепляющему их Христу; а что они терпят гонение, не удостаива-

291

 

 

ясь даже крова ох некоторых монахов, особенно от всех, согласившихся на то между собою, не удивляйся этому. Написано: и врази человеку домашние его (Мат. 10, 36). Разве не гнали несчастные Самого сказавшего это, Христа Бога нашего? Так говорит сын грома: во своя прииде, и свои Его не прияша (Иоан. 1, 11). Какое же различие, когда те не приняли Христа, Искупителя мира, а эти — потерпевших за Него и за Его Евангелие гонения и заключение под стражею? Никакого, кроме распятия и умерщвления. Да не вменится им этот союз неправды! Они, как ты сказал, не перенося возражений от подчиненных им и не желая, чтобы им воссиял свет истины, но чтобы им ходить во тьме неведения, изгоняют братий наших, дабы святое слово истины и правды не достигло слуха их и не послужило напоминанием. Но не будет так, не состоится этот совет их, а слово Божие, которое они попрали, будет возвещаться и стоять твердо во веки. Ибо небо, говорит Он, и земля мимо идет, а словеса моя не имут прейти (Лук. 21, 33). Кто же может восставать против этого, кроме разве мучителя сатаны и учеников его, признавших прелюбодеяние спасительным для Церкви Христовой приспособлением к обстоятельствам, суемудрых и враждебнейших? Впрочем, нужно обратить речь к твоим вопросам. Ты спрашиваешь, почему божественный Кирилл (Александрийский) приспособлялся к обстоятельствам, дозволив не от-

292

 

 

делаться от тех, которые на востоке поминали в диптихах еретика Феодора Мопсуетского? Потому, что у них соблюдались православные и истинные догматы благочестия. Так написано упоминающим об этом святым Евлогием, архиепископом александрийским, в его слове: «о приспособлении к обстоятельствам (περὶ οἰκονομιας)», которого употребление мы объяснили в составленном нами особом сочи нении: «о приспособлении вообще». Итак, разрешение дал сам, рассказавший о том. В другом каком-нибудь месте не сказано об этом, и нет нужды искать другого. Но для разъяснения приведу здесь сказанное нами о том же предмете. Из приспособлений к обстоятельствам одни были допущены отцами на время, другие имеют постоянную силу. Например, имеет постоянную силу позволение, данное святым Афанасием Италийцам — употреблять выражение πρόσωπα вместо ὑποςάσεις (о лицах св. Троицы). А на время, например, распоряжение Апостола касательно обрезания, или Василия великого — касательно Святого Духа, или настоящее — божественнаго Кирилла. То, что было допущено до некоторого времени, не подлежит осуждению и нисколько не странно и не беззаконно, а только уклончиво и не очень точно. Таково приспособление к обстоятельствам временное. Ибо невозможно ни для врача тотчас избавить больного от болезни, ни бешеного коня или сухую ветвь немедленно сделать первого покорным узде, а вторую — исправною,

293

 

 

для занимающихся этим, но разве мало-помалу, употребляя ласковое и нежное обращение, осторожный и бережливый уход. Так поступали и святые в приспособлении к обстоятельствам; так и великий Кирилл в настоящем случае. Он несколько снисходил к медлительности восточных, или к их наклонности — не признавать еретиком того, кто на самом деле еретик. И что иное значило его распоряжение, когда они исповедовали православную веру и этим самым анафематствовали того, кто был ими поминаем? Ибо каждый, православный во всем, деятельностью своею, если не словом, анафематствует всякого еретика. А потом, когда у них пробудился совершенный ум, тогда святый, может быть, во всем был согласен с ними. Не тоже ли самое и мы делаем явно? Случается, что некоторые, единодушные с нами, разнятся от нас в чем-нибудь таком, от чего немного вреда или отступления от строгого поведения; и однако мы имеем общение с ними, чтобы из-за малого, что спустя немного времени может быть исправлено, нам не потерять всего; это было бы свойственно людям неопытным, а не строителям тайн Божиих. Таково временное приспособление к словам и нравам в суде, истине и законе, а отнюдь не в беззаконии и лжи. Пусть же прелюбодеи не злоупотребляют здесь выражениями, пусть не называют руководителем того, кто ввергает в пропасть, и кормчим того, кто причиняет

294

 

 

болезни, которому они сани уподобились, прелюбодействовав вместе с прелюбодеем, сочетав прелюбодеев вместе с сочетавшим их, клеветав на Бога вместе с клеветавшим на Бога, нарушив Евангелие вместе с нарушившим Евангелие, по собачьи; ибо так точнее можно выразиться. Диоскора же, александрийского еретика, где и каким образом принимал божественный Кирилл, как говорят прелюбодеи, пребывающие во мраке близ света и клевещущие на святых? Это не слыхано и никакого основания не имеет ложь их; ибо он — позднее божественного Кирилла. Как же того, кто оказался еретиком но кончине святого во время разбойничьего собора в Ефесе, после третьего и святого (собора), сам святый принимал, быв уже выше мира? Такт» они лгут, сочиняя басни, чтобы уловить души простых людей. Посему будьте искусны и сведущи во всем, дабы вам избежать змия и говорящих змеиным голосом, от которых погибли весьма многие из рода в род. О других вопросах: если епископ не находился на прелюбодейном соборе и называет его лжесборищем, но поминает бывшего на нем митрополита своего, то следует ли иметь общение с пресвитером такого православного епископа? На это я отвечал в другом письме к Еводию, что — следует, по приспособлению к обстоятельствам, только если он не служил вместе с еретиками. Ибо ничего не значит, что он, поминал православного епи-

295

 

 

скопа, из страха пред ним поминает своего митрополита еретика. Когда такой пресвитер приглашает на панихиду, нужно идти, и когда он предоставляет церковь, надобно принимать, п когда сам входит в нее отслужить. надобно позволять, или — помянуть покойника. только бы православного, надобно дозволить, и когда берется служить в ней, не надобно препятствовать. Если же он поминает епископа еретика, то, хотя бы он ублажал того, хотя бы сайт, мыслил православно, нужно воздерживаться от божественного приобщения (вместе с ним) и от общей трапезы, если при этом надлежит помянуть того. Можно принимать его в общение при благословении и псалмопении разве только в том случае, если он не совершает священнослужения с еретиком, своим ли епископом, или каким-либо другим, или не имеет с ним общения с сознанием. Если кто вкушает пищу вместе с сочетавшим прелюбодеев или с другим еретиком безразлично, то не надобно и принимать пищи вместе с такими, хотя бы они притворялись православными. Ибо они не соблюдают заповеди апостола, повелевающего с таковыми ниже ясти (1 Кор. 5. 11). Но больше не нужно исследовать или дознавать, не пиршествовал ли он с тем, кто пиршествовал вместе с еретиком, а тот с другим, и таким образом сплетать цепь разбирательством и уклоняться от всех. Это произвольное распоряжение, а не святых. Ибо

296

 

 

сказано: до сего дойдеши, и не прейдеши (Иов. 38, 11). Разве они не умели исследовать этого и предать нам? Но нет. Посему не хорошо преступать пределы, яже положиша отцы наши (Прит. 22, 28). А с кем мы не вкушаем пищи, от того не нужно и принимать дара если он, получив внушение раз п дважды, не обращает внимания и не слушается нас. Не знаю, не следует ли от стражей принимать (подаваемое) не, как благословение, но как потребность, или по приспособлению к обстоятельствам; и от других, только бы избегающих безразлично пиршествовать вместе с еретиками, если случится какая необходимость, не знаю, не следует ли также и принимать и вкушать пищу вместе с ними. А давать таким и стражам пищу и питие нужно без сомнения; поточу что и всякому человеку нужно подавать. А чтобы наш пресвитер служил в церкви господина Григоры, нашего сына, этого не смею сказать; потому что она открыта после прелюбодейного собора п освящена первым из прелюбодеев, служащим и служившим вместе с сочетавшим прелюбодеев.

 


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.