Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 38. К Арсению, сыну

38. К АРСЕНИЮ СЫНУ.

Как я и ныне обрадовался, прочитав письмо твое, возлюбленнейший сын мой, не столько тому, что для тебя открыта дверь свободнее сноситься с братиями, хотя и это вожделенно, сколько Божией благодати слова, которою ты

___________________________

(1) К Амфил. пр. 1. в русск. перев. 1848 г. Част 7 стр. 2.

244

 

 

заграждаешь необузданные уста еретиков! Да приложит еще тебе Господь слово ведения и мудрости, для обличения защитников нечестия, чтобы тебе справедливо можно было воспевать вместе с божественным Давидом: уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей твоих не забых (Пс. 118, 131. 176). Безумные же прелюбодеи напротив, делами своими, как бы произносят следующие слова Писания: отступи от нас, путей твоих ведети не хощем (Иов. 21, 14). Ибо, если бы они знали, то не нарушали бы заповедей Господних, и нарушив не признавали бы соборно этих преступлений приспособлением к обстоятельствам, спасительным для Церкви Христовой, предавая анафеме не одобряющих этого. Такое учение столь нечестиво, что им не только нарушается святое Евангелие, так как нарушением части существенно нарушается целое, но упраздняется и самое домостроительство Христово; так как они противоположны одно другому. А что сочетание прелюбодеев, названное ими спасительным приспособлением к обстоятельствам (ὀικονομία), противоположно божественному и направленному к истреблению греха домостроительству (ὀικονομία), это очевидно для всякого. Впрочем, этот прелюбодейный собор исполнен и других преступлений, о которых скажет тебе брат Евпрепиан, если тебе случится опять увидеть его. Будь здоров и мужайся, сын мой, отражая невидимо нападающих силою веры, стра-

245

 

 

ха Божия и любви. Ибо, так как они, нападая извне посредством производимых ими ересей, отражаются православным суждением, то коварные нападают внутри, стараясь похитить душевное сокровище. Да избавимся от их уловления, воздевая руки к Богу, при помощи молитв общего нашего отца и всех благочестивых, я и ты и все братия наши! Игумен Авлита (’Αυλήτα) играет на флейте (ἀυλεῖ) (1), но нестройно и не согласно с Духом Святым; слова его, будто он взирает на Рим, суть прикрытие слабости и ложного оправдания в настоящем; и то, что он говорит о Савве и Феоктисте, благочестивейших монахах, и будто в Риме делается то и то, несправедливо. Ибо они настаивали, чтобы обращающиеся из иконоборческой ереси епископы не были принимаемы в прежних своих степенях, притом не все, но главные и высшие начальники ереси, по словам святого Афанасия (2), что и не несправедливо. Но когда собравшийся тогда собор рассудил принять всех, следуя примеру четвертого святого собора (вселенского), то и они согласились; потому что не было нарушено что-нибудь необходимое. Касательно же Симониан тогда не было объявлено, так как дело об них имело рассматриваться после собора. А когда было рассмотрено, то... во-пер-

______________________

(1) ’Αθλήτης, вероятно, название монастыря, подавшее повод к употребленной здесь игре слов.

(2) Афан. Алекс. прав. 2. в книге правил:

246

 

 

вых епитимия на один год и более (1). О дерзновение! При помощи некоторых монахов, которых имена прохожу молчанием, издано было им (патриархом) определение не подвергать низложению навсегда, так что те, которые низложены Богом чрез верховного апостола Петра, стали бы опять священнослужителями Христовыми. Так как на это не только не согласились единомысленные с Саввою, но и восстали против него, то что делает этот? Он исправляет зло добром; он уверяет, что не назначал такой епитимии и не принимал рукоположивших и рукоположенных за деньги. Но слова его обличаются тогдашнею Императрицею, которою он и был увлечен — назначить беззаконную епитимию. Наступил день Богоявления Христова; пришли в этот день и подвергнутые епитимии и требовали разрешения, как исполнившие эту епитимию; тот отказал, но Императрица настаивала на их принятии. Тогда патриарх снова сменяет добро — злом; открыто служит вместе с ними в тот самый праздник, конечно не невольно, а добровольно; ибо он мог не служить вместе с низложенными, однако служил, хотя иной и скажет, что он не мог поступить иначе. От этого с ним произошло разногласие единомысленных с Саввою; от этого вкралось разрешение, превышающее бо-

________________________

(1) Пропуск в греческом подлиннике. По мнению Барония, здесь говорится об обстоятельствах, относящихся ко времени 7-го вселенского собора, около 787 года.

247

 

 

жеетвенные правила. Рим же не одобрил этого, нет, но признавал и самый собор не вселенским, а поместным и исправлявшим собственные погрешности здешних, утверждая, — впрочем ложно, — будто заседавшие не были представителями прочих патриархов, а Римские присланы были сюда по другой причине, не для собора; посему, как говорят, по возвращении своем и были низложены пославшим их, хотя и оправдывались принуждением; будто восточные были убеждены и увлечены здешними, а не посланы патриархами, которые ничего о том не знали, или уже после (признаны посланными от них), именно по страху пред народом; а здешние делали это с тою целью, чтобы сильнее склонить еретичествующий народ к православию уверением, что был созван собор вселенский. Если же ты скажешь, почему мы тогда не возражали и почему после собора приняли рукоположение от господина Тарасия, то мы в оправдание свое и тебе и всем говорим, что с одной стороны мы были подвластными и тогда не знали того, что нам стало известно после, а с другой стороны мы имели основательную причину в словах Тарасия, что он не назначал епитимии и, если бы знал, ни с кем из таких людей не только не стал бы служить вместе, но и низложил бы их. Хотя на самом деле не то было, — как открылось, — но мы, желая согласия, удовольствовались сказанным, рассудив, что в сомнительном деле надобно

248

 

 

снисходительнее склоняться к миру, как говорит (Григорий) Богослов (1); а вместе с тем и потому, что он был одобряем за православие и за мужественную ревность по нем прочими церквами. Это изложил я тебе, сын мой, для надлежащего ведения, что единомысленные с Саввою имели и имеют основание, если не соглашались с ним по этой причине, а не по каким-либо другим неблагоразумным поводам. Ибо, как мы на основании отзыва, что он не принимает таких, но и низлагает, имели общение с патриархом, так они, на основании сделанного явно, справедливо защищают божественное правило. И конечно нет никого, кто мог бы возразить им в этом деле, хотя бы сказали, что Тарасий принял рукополагавших за деньги по приспособлению к обстоятельствам, даже если бы предстали Петр и Павел; ибо они сами постановили такое правило и сами говорят: но и аще мы или ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом, анафема да будет (Гал. 1, 8).


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.