Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 36. К Евпрепиану и находящимся с ним

36. К ЕВРЕПИАНУ И НАХОДЯЩИМСЯ С НИМ.

Я надеюсь, возлюбленные чада, что вы проводите мирную и богоустановленную жизнь. Посему обращу речь к нужному. Что же это? Когда мы раскроем нечестивое их учение и покажем причины, по которым они анафематствовали нас вместе с другими, то совершенно обнаружится, что они — не просто еретики, но отступники от Евангелия Божия, проклинатели святых и нарушители правил. Во-первых, они поступают против ветхого и нового Завета. Не прелюбы сотвори, говорит

233

 

 

закон, не возмеши имени Бога всуе (Исx. 20, 13. 7): закон един да будет Иудею и пришелцу (Исх. 12, 49). Потом Евангелие или Христос говорит: слышасте, яко речено бысть древним: не прелюбы сотвори: аз же глаголю вам: и не взирай на жену, ко еже вожделети ея (Мат. 5, 27. 28); и еще: иже разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в царствии небеснем (Мат. 5, 19), т. е. будет ввергнут в огонь, как толкуют отцы. А эти, — страшно и слышать, — прелюбодеяние, запрещенное законом и благодатью даже до взгляда с пожеланием, нарушение не малой, но, можно сказать, первой в жизни и величайшей заповеди, ипритом употребление имени Божиего не всуе, но при таком беззаконном и нечестивом действии, т. е. употребление имени Божиего при сочетании прелюбодеев, приобщение тайн Христовых и противное Богу венчание, совершенное виновником прелюбодеяния диаволом и его служителем, назвали Божиим делом приспособления к обстоятельствам, добрым и спасительным для Церкви. Заградим слух свой, братия, чтобы нам как-нибудь не погибнуть от этого богохульства. А в оправдание себя они говорят, что в отношении к царям не. нужно обращать внимания на законы евангельские. Вот другой предтеча антихриста! Что же значит: закон един да будет (Исх. 12, 49)? Что значит: суд жесточайший преимущим (Прем. 6, 5)? Что значит:

234

 

 

лица Бог человеча не приемлет (Гал. 2, 6)? И кто законодатель для царя? Если по начальнику бывает и подчиненный, то евангельские законы будут и не для подчиненных. Ибо, если (эти законы относятся) к нему, то и к нему, чтобы, подчиняясь одному закону н законодатели», они были покорны и невозмутительны. Если же к нему не относятся, когда он хочет, — он же, может быть, не захочет соблюдать ни одного, — а к ним относятся, то одно из двух: или царь есть Бог; ибо только Божество не подлежит закону; или будет безначалие и возмущение. Подлинно, где нет одного закона для всех, то как может быть мир, когда царь хочет одного, напр., прелюбодействовать или еретичествовать, а подданным заповедано не иметь части с прелюбодеем, не участвовать в ереси и не преступать ничего, преданного Христом и апостолами? Не открывается ли из этого, что антихрист уже при дверях? Прелюбодеи не осмелятся сказать: неужели царь, совершая беззакония, не может сделать и приказать, чтобы народ повиновался закону? Вот в словах их уже выступает антихрист. Он также будет царем и станет требовать только того, чего он хочет и что приказывает; и никакого различия не будет между ним и предшественниками его, кроме того, что он будет желать и требовать не того, чего они теперь желали бы. Такой же произвол выказан и епископами на соборе. И как всякой здраво-

235

 

 

мыслящий и несварливый не согласится, что это действительно так? Может ли быть что-нибудь хуже этой ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись отныне, оно достигнет своего конца в то время; и те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда; а те, которые силою Божиею устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста чрез смерть со Христом. Но, о бедствие человеческое! Как иные еще здесь обратили тыл! Как мы показываем, чем мы будем! Посему немного таких, которые устоять; посему будут Илия и Енох, — не знаем, будет ли также Богослов и Евангелист, — помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом; посему прекратятся дние того бедствия, имеющего окончиться явлением Христовым (Мат. 24; 22). Разумеющие стойте, не отрицайтесь Христа отныне; ибо настоящее есть начало имеющего быть тогда. — Второе не нуждается в продолжительном объяснении, делаясь ясным из первого. Ибо анафематствовавшие тех, которые не принимают сочетания прелюбодеев и прелюбодеяния императора и беззакония всех, бывших и принимавших в том участие, за святое дело приспособления к обстоятельствам, что иное сделали, как не анафематствовали святых, и во-первых Предтечу, и, — справедливо сказать, хотя и страшно, — даже самого Владыку святых? Он запретил это, Он без сомне-

236

 

 

ния и не одобряет и не термит этого, напротив угрожает неизбежным судом даже только имеющему общение е прелюбодеем, не таким-то, или таким-то, но со всяким, кто бы то ни был, царь или вельможа, малый или великий. Закон един да будет, говорит Писание (Исх. 12, 49), и одно Евангелие мы приняли; и кто бы ни стал изменять в этом Евангелии что-нибудь, хотя бы он был ангел с неба, ты можешь стоять непреклонно. А Император разве больше ангела? Миродержитель в этом мире не больше ли всех бесов и людей, управляющих с властью мирскою, а не божественною? И однако что говорит Апостол? Анафема да будет (Гал. 1, 8). Ангелы не дерзают изменять, а если изменят, то не останутся неанафематствованными, как диавол и его отступническое общество; как же какой-нибудь человек, находящийся во плоти, изменяя и делая нововведения, и особенно такие нововведения, не будет чужд Богу? Между тем кто не принимает запрещенного Богом, — обратим речь опять туда, откуда она уклонилась, — тот, по приговору прелюбодеев, пли лучше, антихристов, уже предан анафеме. Если они с Господом поступают подобно иудеям, говорившим, что Он о Веельзевуле изгонит бесы (Лук. 11, 13), то как с рабами и служителями Его? Их они или признают не повиновавшимися законам Господним в приспособлениях к обстоятельствам, поставив сочетание прелюбодеев и общение

237

 

 

с прелюбодеями в равной силе и на равной степени с приспособлением к обстоятельствам, и посему предали святых анафеме, как беззаконников и преступников заповедей, за что конечно сами должны быть преданы анафеме; или, признавая их хранителями законов, они несчастные анафематствовали сами себя, а не святых, присвоив себе имя святых в так называемом у них приспособлении к обстоятельствам при сочетании прелюбодеев; чрез это они опять анафематетвовали святых, как бы не святых; потому что, но их мнению, святые те, которые по возможности делали и делают приспособления к обстоятельствами при сочетании прелюбодеев и общении с прелюбодействующим властителем, а те. которые не принимают способствующего прелюбодеянию приспособления их к обстоятельствам и не следуют по стопам их, чужды Богу, беззаконники и нарушители заповедей. Так, с какой стороны тебе угодно и на какое слово этих нечестивых захочешь обратить внимание, вникни, благоразумный, и ты удивишься, усмотрев и нашедши бездну над бездною нечестия. Ибо ереси не прямо обнаруживают все свое нечестие, но одни из них совершенно отступили от Евангелия, а другие, прикрываясь некоторыми изречениями Евангелия, вторгаются вместе с ними, выдают себя не противоречащими евангельским вещаниям, но по-видимому ратующими совершенно за них, придавая им такой, а не другой смысл,

238

 

 

и таким образом приписывая двусмысленность божественным изречениям; и так как они отступают от здравого смысла, то и названы ересями. Но здесь явное отступление от Веры. Эти не отступают от здравого смысла, но когда говорят: «хотя Христос сказал так и закон гласит тоже, однако в отношении к царям должно быть так», то нарушается Евангелие. Посмотри, как началу соответствует конец. Со времени воплощения Христова начались ереси помимо Евангелия. Потом диавол, отраженный мало-помалу преуспевавшею благодатью, стал вторгаться прикровенно под видом самого Евангелия, порождал ереси, до иконоборческой, прикрывая свою отраву Писанием и самыми его изречениями. Когда же он увидел, что люди внимают ему и уже приближается время скончания веков, то начал отныне, как и в начале, возжигать ненависть против самого Евангелия, дабы удобнее встретить антихриста, в котором он будет обитать, в котором откроется вся его жестокость и отвратительность и которого скоро умертвит Господь своим явлением. — Что сказать о третьем? Те, которые дерзнули открыто нарушить Евангелие и не хотевших нарушать его предали анафеме, станут ли заботиться о правилах, хотя и запечатленных Духом Святым и хотя определением их решается все, относящееся к нашему спасению? У них нет священства, жертвы и прочих средств врачевания наших ду-

239

 

 

шевных болезней. Впрочем, для чего я говорю о правилах и делаю различие? Говорить об них и об Евангелии Христовом — одно и то же. Он Сам даровал ключи царства небесного великому Петру, сказав: еже аще разрешиши и еже аще свяжеши, будет то и то (Мат. 16, 19): также и всем апостолам: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся (Иоан. 20, 22), преподав власть чрез них преемникам их, если они будут делать тоже. Посему Василий и равные ему святые принимали эти правила, как апостольские, и следовали им, нисколько не изменяя их, но дополняя по нужде; а эти на деле оказываются новыми лже-апостолами, когда совершенно не по установленным правилам святых, но вопреки постановленному в них, собственною властью и судом, поступает каждый из епископов, разрешает то, чего по ним нельзя разрешать, и связывает то, чего по ним нельзя связывать. Это вы можете видеть совершаемым ежедневно. Святое осквернено, и прелюбодейный собор подал повод ко греху явно и тайно; низлагается не подлежащий низложению, и рукополагается изверженный; подлежащий низлагающим правилам допускается безнаказанно совершать священнослужение, и совершается возведение в степени по приказанию человеческому, а не по определению Бога и правил. Но, увы мне, как прискорбно описывать все это! Кто из имеющих чувстви-

240

 

 

тельное сердце не станет скорбеть и воздыхать? Какой ум, взирая и вникая в это, не признает, что эта ересь отступила от Христа? Впрочем, для чего мне высказывать все, что есть на уме, и преступать меру письма? Сказанное само собою очевидно, не преукрашено, не трудно для уразумения; и с одной стороны я не имею способности говорить высоко, но весьма не красноречив, не многословен и малосведущ, получив и это и самое по молитвам общего моего и вашего отца, а с другой стороны некоторые из вас не могут понять отвлеченного изложения ереси; кроме того слово истины просто, и эта ересь очевидна, чужда догматов и удобопонятна для младенца. Кому сказал Бог, того речь кратка. Они же не право поступают, а право поступающих предают анафеме. Да даст вам Господь благодать во всем, возлюбленные чада!


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.