Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 34. К Льву, папе римскому

34. К НЕМУ ЖЕ.

Равноангельскому, блаженнейшему и апостольскому отцу, Льву, папе римскому, Платов заключенный и Феодор пресвитер и игумен Студийский.

Поистине великое для нас смиренных и достойное высочайшей признательности дело, что мы удостоились получить от вашего апостольского блаженства словесное приветствие и изложение внушенных Духом священных изречений ваших чрез Епифания, сослужителя и возлюбленного нашего сына, тогда как мы заключены лжеучителями, и притом лично увиделись с доставителем послания. Посему мы возрадовались, возвеселились, возблагодарили Господа, дивным образом даровавшего неожиданное нам недостойным по божественным твоим молитвам, так что воображали видеть как бы и священные черты твои чрез эти изречения. Ты по примеру Христа воззвал к нам смиренным, и оживил дух наш, укрепил немощь, утвердил слабость, как бы помазав нас своими, превышающими нас, утешительными и назидательными речами, и убеждая стоять в православной вере непреклонно до конца; что и да будет с нами по твоим милостивым молитвам! Мы же ничтожные опять заблагорассудили, как прежде чрез этого вернейшего нашего доставителя писем, и потом чрез Евстафия, другого на-

223

 

 

шего сына, так и теперь донести тебе нужное. У нас, блаженнейший, состоялся открытый собор, на котором заседали и начальствующие сановники, собор к нарушению Евангелия Христа, Которого ключи ты получил от Него чрез верховного из апостолов и преемников его до предшественника священнейшей главы твоей. И как потерпит богоподобная кротость твоя слышать об этом? Начнем с закона и пророков. Так говорит закон: не прелюбы сотвори, не послушествуй свидетельства ложна, не возмеши имени Господа Бога твоего всуе (Исх. 20, 13. 14. 7). И Иеремия: держай прелюбодейцу безумен и нечестив (Прит. 18, 22) (1). И Малахия: устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть (Мал. 2, 7). Перейдем к Евангелию. Иже пустит жену свою, говорит оно, и оженится иною, прелюбы творит (Мат. 19, 9); и еще: еже Бог сочета, человек да не разлучает (Мат. 19, 6). А какое различие между законом и благодатию, это мы знаем из слов самого Господа, Который говорит: яко церкве боле есть зде (Мат. 12, 6), и из слов апостола, который говорит: отвергся кто закона Моисеева, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает, колико мните горшия сподобится муки, иже сына Божия

_______________________

(1) Вместо Иеремии, вероятно, иужно читать: Соломон.

224

 

 

поправый, и кровь заветную скверну возмнив, и Духа благодати укоривый (Евр. 10, 28. 29)? Так сказано; а противящиеся Господу нечестивым языком своим назвали спасительным для Церкви Божией приспособлением к обстоятельствам нарушение закона и Евангелия, т. е. прелюбодеяние прежнего Императора, отвергшего законную жену и взявшего прелюбодейцу, и еще большее и тягчайшее беззаконие, т: е. бракосочетание прелюбодеев, так как при этом священнодействии было произнесено лжесвидетельство на Бога и употреблено имя Его в незаконном действии, и возложены на прелюбодеев победные о Христе венцы, с причащением Божественных даров, которые, как бы обыкновенные, осквернил сочетавший прелюбодеев, оказавшись но истине вестником не Вседержителя Бога, а миродержителя сатаны, при чем и все, содействовавшие и соизволявшие, участвовали в этом преступлении вместе с прелюбодеем и сочетавшим прелюбодеев; и притом (назвали приспособлением) столь основательным и богоугодным, что не послушавшихся и не согласившихся с ними соборно предали анафеме с заключением под стражу и другими мучениями, как не признавших такого приспособления святым делом. Слыши небо, говорит Исаия, и внуши земле, яко Господь возглагола (Исаи. 1, 2). Мы же смиренные взываем к тебе: услышь, великая глава Божия, и внемли тому, что устроил сатана. Так, если этот собор и этот анафе-

225

 

 

матствующий приговор состоялся и по воле и попущению Божию, то очевидно, не по закону Божию, не по пророкам, в числе которых и Предтеча, обличавший прелюбодеев, далее не по Евангелию, вопреки которому они устроили свое любезное приспособление к обстоятельствам. Ибо, если они скажут, что это — от Него же. то одно из двух: или они объявляют лжеучителем Христа, Который в древности говорил чрез пророков и дал закон, а ныне Сам от Себя — в Евангелии; или Он истинен, как и действительно Он есть сама истина, а они лгут и оказываются несомненно богохульниками, и посему подлежат той анафеме, которую произнесли против Христа и святых Его, как признавшие прелюбодеяние, сочетание прелюбодеев и содействие прелюбодеянию мудрым делом Бога и святых. Иначе быть не может; несть бо на лица зрения у Бога (Рим. 2, 12); а не так, как объясняют эти прелюбодейцы, утверждая, что законы Его не равно относятся ко всем, но пред царями отступают и получают новый смысл. Где же Евангелие царей? По истине они впали в крайнее нечестие, не разумея, что лица Бог человеча не приемлет, как говорит святый апостол (Гал. 2, 6), и что Он же, укоряя их чрез одного из пророков, говорит: вы не сохранисте путей моих, но лиц обинустеся в законе: не Бог ли един созда вас, не отец ли един всем вам (Мал. 2, 9. 10)? И Соломон пишет так:

226

 

 

слышите, царие, и разумейте; и далее: яко слузи суще царства Вышняго, не судисте право, ни сохранисте закона, ниже по воли Божией ходисте: страшно и скоро явится вам: яко суд жесточайший преимущим бывает: не щадит бо лица всех Владыка (Прем. 6, 1. 4-7). Также и все Евангелие нарушили они своими беззакониями, священная и божественная глава; ибо и одного беззакония достаточно, чтобы нарушить весь закон; все заповеди связаны между собою, так что с нарушением одной и прочие необходимо нарушаются, говорит Василий великий (1), объявляя это не от себя, но со слов Христа, Который говорит в Евангелии: иже разорит едину заповедей сих малых, мний наречется в царствии небеснем, т. е. погибнет (Мат. 5. 19). И блаженный Иаков говорит: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2. 10). Итак, блаженный, они нарушили ветхий и новый Завет преступлением не малых, но величайших заповедей Господних, постановили несчастные закон против закона евангельского, захотев волю царей предпочесть Богу. Впрочем, различные хотят различного и в различное время различно. Посему все низвратилось, как бы во времена антихриста, и поэтому названное у них сатаною приспособление к обстоятельствам

_________________________

(1) В русск. перев. 1847 г. Част. 5 стр. 89 и 138.

227

 

 

справедливо можно назвать предтечею антихриста. — О преступлении же правил нужно ли и говорить? Когда отступили от Евангелия, то о них поздно заботиться. Бог чрез пророка говорит так: дам ключ дому Давидова на рамо его, и отверзет, и не будет затворяющаго, и затворит, и не будет отверзающаго (Исаи. 22, 22). А эти враги Божии затворили то, что Он отверз, низложив невинных, как угодно было им, а не Богу, и отверзли то, что Он затворил, возвысив подлежащих низложению по суду Божию, одним словом, постоянно распоряжаясь священными правилами по своему усмотрению и произволу, как господа слугами и рабами. Таковы беззаконные и нечестивые предприятия и действия прелюбодейной ереси. Об этом мы, нижайшие чада кафолической Церкви, почли необходимым донести тебе, первейшей апостольской главе нашей. Впрочем, измыслить и сделать угодное Богу принадлежит тебе, руководимому Духом Святым, как в других делах, так и в этом; благоволи также удостоить нас получения изреченного самим тобою и богоначертанного послания твоего, по примеру одинаково с тобою ревновавших святых, как и теперь мы получили богатые и превышающие наше достоинство дары твои и благословения. Тот же брат наш Епифаний известил нас, божественнейшая глава, что он получил от тебя замечание касательно еретиков Варсануфия, Исаии и Дорофея,

228

 

 

которых будто бы мы принимаем за православных. Мы весьма изумились, что мы смиренные, страждущие за православие, считаемся соучастниками еретиков. Да заградятся всякие уста, доносящие и клевещущие на нас! Мы — православные, хотя в других отношениях и грешные, блаженнейший, не делающие никакого отступления от апостольской веры, принимающие всякий, по истине признанный, собор вселенский и поместный, с изложенными на них святыми правилами, отвращающиеся от всякой ереси еретика и анафематствующие их. Анафема Варсануфию, Исаии, Дорофею и Досифею, которые преданы анафеме святым Софронием (1). Если будет и еще другой какой-нибудь соименный им еретик, с подобною ересью или другою, епископ ли, подвижки к ли н кто бы он ни был, да будет анафема. И кто благовремению по необходимости не станет предавать анафеме всякого еретика, да будет часть его с ними! Так, мы чисты от всякого еретического мудрования, священнейшими молитвами твоими, святейший. Еще извещаем и о том, что мы, — хотя это не было объяснено в письме пашем, посланном с братом Евстафием, — писали к святой главе твоей чрез Епифания. Епифаний не солгал, и дело было так: мы действительно вручили ему пись-

________________________

(1) Они принадлежали к секте так называемых Акефалов, учивших между прочим, что человеческое естество в лице И. Христа поглощено Божеским, и преданы анафеме Софронием, блаженным патриархом Иерусалимским, которое приводится в деяниях 6-го всел. собора.

229

 

 

мо (1), а потом из страха пред императорами истребили его; он же, зная писанное, благонамеренно принес это к святым стопам твоим. Это, подлинно уста смирения нашего, и слово, изреченное от сердца нашего. Пусть не подозревает святая душа твоя чего-нибудь зазорного в этом сослужителе нашем, весьма верном во всем. Брат наш и архиепископ Солунский распростертыми руками сердца принял приветствие твоего блаженства, и чрез нас почтительно приветствует священнейшую главу твою.

_______________________

 

(1) Разумеется третье письмо к имп. Льву, предшествовавшее настоящим двум.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.