Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 31. К братиям, находящимся в Саккудионе

31. К БРАТИЯМ, НАХОДЯЩИМСЯ В САККУДИОНЕ (1).

Пока было время уклоняться и скрывать обстоятельство несообщения нашего с экономом Иосифом, мы делали это, сыны и братия, руководясь не страхом, хотя мы и грешники, но приспособляющеюся к обстоятельствам снисходительностью, подражая некоторым образом святым отцам нашим, которые, поступая так же в надлежащее время, набавляли себя от искушений, с одной стороны щадя слабых и злобных, а с другой несколько уступая по примеру кормчих, чтобы спустя немного достигнуть желаемой цели. Но так как теперь, по благоволению благого Бога вашего, это обстоятельство ясно обнаружилось, то уже и мы пишем. Каким образом? По случаю вопроса Дромо-Логофета (2), чрез ответ к нему от архиепископа. Тот говорит: «для чего ты доселе не вступаешь в общение с нами

______________________

(1) Т.е. в монастыре близ Саккудиона. См. Биогр. препод. Феодора стр. 11. Это письмо писано в 808г. по Р. Х.

(2) λογοθέτης τοῦ δρόμου – главный начальник почтового ведомства

210

 

 

и с патриархом, тогда как прошло столько праздников? Скажи откровенно причину. Архиепископ и высказал, не отрекся, а высказал: «я не имею ничего ни против благочестивых Императоров наших, ни против патриарха, но — против эконома, повенчавшего прелюбодеи и за это низложенного священными правилами». На эти ответ Логофета: «благочестивые Императоры наши не имеют в тебе нужды ни в Солуне, ни в каком-либо другом месте». После того еще не было даваемо ответа, и не было предлагаемо другого вопроса доселе, в течении тринадцати дней, кроме только того, что мы отправили письмо к господину Симеону, которое при сем прилагаем, чтобы вы узнали всю силу дела. Это обстоятельство дошло до слуха патриарха и почти всего города; и есть много людей, сочувствующих в соглашающихся с нами, но они — наемные чтители Бога, которые не могут свободно действовать при свете. А мы, сыны и братия, утверждаясь на вере в Бога и на основании истины, а также на совершившемся и открывшемся действии правды, которое видел мир на прелюбодее и сообщниках его, неуклонно соблюдаем заповедь и отеческие правила, и не уступим, не изменим благочестию и не разрушим того, что прежде хорошо устроили твердостью в ссылке, дабы нам не оказаться преступниками закона; и, укрепляемые божественным законом, мы победим, как и прежде победили, решившись скорее испытать все

211

 

 

и перенести все, если благоволит Бог, нежели вступить в общение с ним и служащими вместе с ним, пока низложенный не перестанет священнодействовать. Люди будут много пустословить, порицать и насмехаться, и даже, что еще прискорбнее, немалое число из носящих один с нами образ и одно звание и кажущихся друзьями; но в этом нет ничего странного; написано: врази мужу домашнии его (Мих. 7, 6); и Они угодничали, содействовали, вместе пили и ели на прелюбодейном браке и омочили трость для нашей ссылки. Но Господь, восставший тогда на отмщение закона Своего, прервавший царствование прелюбодея ослеплением его и посрамивший соучастников его, как жрецов Вааловых, а наше смирение возвративший сверх чаяния в свой монастырь, Он же и ныне присутствует Сам, хотя и попустил на малое время незаконное сочетание; но потом Он благоволил подвергнуть осуждению радость Назиреев, совершивших сочетание прелюбодеев и преданных им, чрез справедливый суд благочестивых наших Императоров, которые возвратили прелюбодея, по смерти его, законной его супруге, назвали прелюбодействовавшую прелюбодейцею и рожденное от прелюбодеяния дитя лишили наследства, как незаконное и недозволенное,— о чем почтенные уста их при мне в слух говорили,— по римским законам. Однако совершившие беззаконие не стыдятся и богохульствовавший против святого

212

 

 

Духа в священной молитве при венчании сочетавающихся не скрывается, но вторгшись, как кот, в Церковь Божию, опять прыгает и опять начинает осквернять святыню своим священнослужением, старается представить беззаконие правдою и, так сказать, показаться святее Предтечи и Крестителя. Ибо, тогда как тот обличал прелюбодеяние Ирода и умер за истину, этот оказавшегося вторым Иродом по прелюбодеянию повенчал и угождал ему до смерти, не словами, но самыми делами выражая, что Иоанн Предтеча заблуждался, как бы беззаконно и неуместно обличал и умер. Но что я говорю об Иоанне, большем всех святых? Самому Христу, хотя и дерзновенно сказать, он противоречил и противился нечестивыми своими устами. Между тем как Христос называет прелюбодеем того, иже пустит законную жену (Матф. 19, 9),— а прелюбодеяние есть грех тяжкий и равносильный грехам убийцы, мужеложника, скотоложника, отравителя и идолопоклонника, по правилу святого Василия, — он, поставив такого пред жертвенником, среди всего народа, осмелился произнести нечестивые слова свои против святого Духа, сказав так,— посмотрите, как страшно и непристойно,—:сам, Владыко, ниспосли руку твою от святаго жилища твоего, и сочетай раба твоего и рабу твою: сопрязи я в единомудрии, венчай я в плоть едину, яже благоволил еси сочетаватися друг другу: честный их брак

213

 

 

покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благоволи с чистым сердцем. Не вострепетали ли вы, прочитав это? Какое полагаете вы оскорбление святого Духа в этом богохульстве? Какое огорчение святых ангелов? Или как земля, тотчас разверзшись, не поглотила, как Дафана и Авирона, провозвестника лжи, называющего тыну светом и старающегося представить Христа введшим в противоречие с самим собою? Ибо, что произносит священник, то и Бог верно утверждает, по словам великого Дионисия. Однако совершивший такое зло и подавший пример нечестия для подражания подчиненным, — как это и случилось, особенно же между далеко властвующими и начальствующими по подражанию совершалось в Лонгобардии, Готфии и тамошних пределах, между тем как и у язычников не делалось чего-нибудь подобного, — не стыдится несчастный, но, как сказано, служит нечестивый, и тех, которые справедливо отвращаются от него, старается отправить в ссылку. Но Господь — помощник ревнующих о заповеди Его; Он преклонит сердца благочестивых Императоров Наших сделать отмщение за Церковь Его, — как сделал с прелюбодеем, — соизволить на отлучение и этого от священнослужения, ко благу святейшего патриарха и всей кафолической Церкви. Итак, мужайтесь, сыны и братия, не бойтесь и не падайте. Время исповедания, время борь

214

 

 

бы, время подвигов, а может быть а других страданий, но — и венцов и небесной славы. Ибо говориться: прославляющия мя прославлю, и унижаяй мя бесчестен будет (1 Цар. 2, 30); и еще: блаженны не уклоняющиися от заповедей Его (Псал. 118, 21). Посему радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша, если вы устоите, многа на небесех (Мат. 3, 12) Молитесь об Императорах наших, об архиерее, о том, чтобы Иосиф был извергнут от жертвенника, о мире Церки, ходяще по пути непорочку, в заповедех Его хотяще зело (Псал. 100, 6. 111, 1), во всяком благочестии и согласном с правилами образе жизни, пока вы не услышите еще чего-нибудь, или мы известим. Христос с вами, Богородица — покров наш; Предтеча и Богослов — хранители ваши, и все святые, молитвами отца моего и отца вашего. Приветствую всех по имени; благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет со всеми вами, сыны возлюбленные. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.