Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 28. К Василию, монаху

28. К ВАСИЛИЮ МОНАХУ (1).

Мы получили письмо твоей братской любви и удивились внезапной перемене твоей. Первое (письмо), — не стану говорить о прочем, не относящемся к предмету, — содержало в себе осуждение эконома Иосифа, как неправо вторгшегося в Церковь; а второе напротив объявляет его совершенно невинным. Ты одного и того же в одном и том же деле то хвалишь, то порицаешь; а твое благочестие должно знать, что говорит об этом некто из святых. Впрочем, поставим это ни во что, хотя здесь явное противоречие. Но почему ты решился так необдуманно, прежде исследования и тщательного испытания, провозгласить

______________________

(1) Писано в 808 г. по Р. Хр., когда этот Василий, авва монастыря св. Саввы, друг преп. Феодора, находился в Риме.

197

 

 

нашему смирению отлучение от нашей Церкви, и следовательно анафему? Внимай себе, говорит Писание (1 Тим. 4, 16); и еще: первее, неже испытавши, не порицай, уразумей прежде, и тогда запрещай (Сир. 11, 7). А ты, не сделав ничего такого и не подумав, что и мы конечно можем говорить и делать разумно, так осудил нас, как бы неопытных, неразумных, новичков в монашеской жизни и начинающих учиться; и не только это, но и подверг порицанию; и, — о, если бы только это! —, но еще и предал анафеме. Увы, дела человеческие! От чего ты более не сохраняешь неприкосновенными пределов дружбы? Ибо, если бы это было незабвенно для твоей честности, то так неожиданно ее укорил бы ты нашего смирения. Впрочем, мы достойны этого; и не удивительно, если порицаемся и твоею дружбою. Каковы мы на самом деле, это известно Богу; а твоему благоразумию, когда оно претыкается и соблазняется, следует объяснить. Мы, почтенный, не отщепенцы от Церкви Божией; да не случится этого с нами никогда! Хотя мы и повинны во многих других грехах, однако составляем одно тело с нею, мы — питомцы ее и божественных догматов, и правила ее и постановления стараемся соблюдать. Производить смятения и отделяться от той, которая по истине не имеет никакой скверны или порока (Ефес. 5, 27), как в предметах Веры, так и в отношении к постановленным правилам от начала века доселе,

198

 

 

свойственно тем, которых вера извращена и жизнь неправильна и беззаконна; из них один и есть Иосиф, повенчавший прелюбодея, равно и те, которые дозволяют себе служить вместе с ним, как бы с невинным, также и те, которые одобряют его, как бы священнодействующего безукоризненно. Как твое благочестие, упоминая в письме к нам о правилах, не знает божественных правил и того, что этот человек низложен на основании их? Ибо, если они не дозволяют пресвитеру пиршествовать на браке второбрачного, то что сказать о том, который повенчал двоеженца? Что — о пиршестве на прелюбодейном браке в течении целых тридцати дней? Что — о деле еще пагубнейшем, о венчании прелюбодея, как называет такого Господь, о том, когда сочетавающий прелюбодеев произносит при венчании священную молитву и нечестиво призывает божественную благодать на нечистых? Такой отвержен от Бога и чужд святыни, по словам божественного Дионисия (1). При том он, быв отлучен прежним патриархом, провел так девять лет, а правило не дозволяет уже разрешать того, кто не разрешен в течении года; как же мы с этим поступим? Конечно возразят, что он был разрешен. Но, если он был разрешен, почему не священнодействовал? И, если был разрешен, почему недавно испрашивал разре-

________________________

(1) О Церк. иерарх. гл. 7.

199

 

 

шения от собора? Известно, что связанный ищет разрешения, а не несвязанный, так что и здесь он сам себя запутывает, желая противиться истине. Итак, брат, оскорбление святыни — священствовать ему, и совершенное извращение правил —не уклоняться от этого. Что говорит и Златоуст? «Не безопасно — не делать исследования касательно священника» (1); не о вере, как ты думаешь, он говорит это, а об исправности в жизни. Исследовать и испытывать каждого, в каком он состоянии, не должно; ибо благодать нисходит и при недостойных ради приступающих. Но не действовать прямо против явно нечестивых, из которых один и этот Иосиф, совершивший весьма великое беззаконие пред глазами всех, сочетав брак, запрещенный Господом, и таким образом оказавшийся преступнее прелюбодея, это, по словам (Григория) Богослова, явная измена истине и нарушение правил (2). Или не знает дружба твоя, что сам Бог был мстителем, когда не восстал управлявший тогда Церковью, — как случилось некогда с Самуилом при безумном Сауле (1 Цар. гл. 15), — и пресек царствование нового Ирода по роду прелюбодеяния? Тоже потерпел и тот Ирод от собственного народа изгнанный и умерщвленный, так как он, оставив законную жену свою, дочь царя Ареты, вступил в беззаконную связь с женою брата

_________________________

(1) Слов. 3 о священстве; в русск. перев. изд. 1836 г. стр. 84.

(2) В русск. пер. 1843. Часть I. стр. 237.

200

 

 

Филиппа Иродиадою. Если же такого ее должно осуждать, то пред твоею любовию окажется согрешившим, хотя и дерзновенно сказать, Иоанн Предтеча, обличавший Ирода и умерший за обличение, равно как и Златоуст, ведший настойчивую борьбу за поле вдовицы (1). «За благаго бо, говорится в Писании, негли кто и дерзнет умрети (Рим. 5, 7). Не говорю о таких же настоятельных действиях других святых по подобным делам. Или опять не знает честность твоя, что христианство состоит из двух принадлежностей, т. е. из веры и дел, и если не достает одной которой-нибудь, то и другая не приносит пользы имеющему ее? И гак, просим тебя, поревнуй о божественном; и во-первых, как сын общего нашего отца, стремись вместе с нами к должному; во вторых, как ученик блаженного Саввы, держись в точности не только Веры, но и правил; в третьих, как собрат, по братски рассуждай одинаково с нами, и, напоминаем, сохраняй собственное свое место, чтобы иначе нам не преткнуться в главнейшем. Прости по братски напоминающим, как и мы тебе; мы не должны негодовать, когда нам напоминают. Пусть же и твоя честность не сердится, но еще более воспламеняется любовью и пишет нам подобное, сколько раз захочет; ибо мы от этого не потерпим вреда, а разве будем жить осторожнее. До Папы же какое

__________________________

(1) См. письма св. Иоанна Златоустого в русск. перев. 1866 г. стр. 310-314.

201

 

 

нам дело, так ли он поступает, или иначе? Он, прости, возносится на собственных крыльях, по пословице. Ибо, когда он сказал, что нисколько не заботится об явных грехах священника, то не священника какого-нибудь, но Главу Церкви он осмеял чрез это и презрел, так что нам стыдно и слышать. Если это справедливо, то увы — иерархия! Впрочем, просим, обдуманно будем говорить о главах и не станем отзываться так резко. А что люди, как ты написал, могут открыть уста и говорить, что мы, оставив здешнюю патриархию, перенесли дело к другой, об этом пусть не беспокоится твоя честность; Бог знает и первое начинание и второе, даже и третье сам рассудит, сам обличит, сам представит пред страшным Престолом, и сам воздаст по мере того, как мы располагались и действовали. Ибо слова: аще бых человеком угождал, Христов раб не бых убо был, не нами грешными сказаны (Гал. 1, 10). Мы поминаем при священнослужении, как подобает, и святейшего патриарха и благочестивых наших Императоров, не отказываемся иметь общение и со всяким неосужденным священником. Мы писали и к самому архиерею, — как известно и благочестивым Императорам нашим, — что мы ни в чем с ним не разногласим, кроме только дела об Иосифе, и когда этот будет отлучен от священнослужения, то мы тотчас войдем в общение с ним. Притом он — возлюбленный нам

202

 

 

муж, не только потому, что он — глава нашей Церкви, но и потому, что издавна уважаем вами, и прекрасные деяния жизни его мы не перестаем превозносить. Если же случится, что и он сам примет ревность, — не стану говорить о святых епископах, игуменах, монахах и множестве мирян, — тогда что скажет любовь твоя? Посему знай, что у нас не отделение от Церкви, но защищение истины и оправдание божественных законов; а иное, о чем говорила честность твоя, было бы нарушением истины и извращением правил, и справедливо можно сказать тебе следующее: жерцы отвергошася закона моего, и оскверниша святая моя, между святым и сквернавым не разлучаху, но все для них было одинаково (Иез. 22, 26). Ибо выражение: не иметь скверны или порока, опять скажу, нужно разуметь так: (Церковь) не принимает нечестивых догматов и противных правилам деяний, равно как и запрещенных соглашений с делающими, как говорит в одном месте божественный Василий (1), с которыми великий Павел не позволяет ниже ясти (1 Кор. 5,11). Со времени апостолов и впоследствии часто вторгались в нее многие ереси и возникали нечистые дела, неодобряемые и запрещаемые правилами, как и ныне, однако она вышесказанным образом осталась нераздельною и непорочною и останется во век, между тем

_________________________

(1) К  Амфил. прав. 1. В русск. перев. 1848 г. Часть 7. стр. 3.

203

 

 

как дурно мыслящие п делающие отлучаются и отражаются от ней, как яростные волны от непоколебимой приморской скалы. Итак, брат, останемся при себе и будем взирать на свет истины и священных правил, твердо соблюдая и догматы, особенно мы монахи, особенно мы, считающиеся значащими что-нибудь. Аще убо свет, иже в нас, тма есть, то тма кольми (Мат. 6, 23); и: аще соль обуяет, чили осолятся миряне (Мат. 5, 13)? Мы желаем и молимся, чтобы ты был для тамошних спасителем и просветителем и светильником совершенства и благочестия, не делаясь всем для всех, но высотою добродетели, согласною с правилами жизнью и благочестивым обращением; напоминание же брата твоего перенеси, как происходящее из любви, уважения к истине и божественного суждения. Желал бы я сказать и больше этого, но обширность письма заставляет нас остановиться здесь. С удовольствием приняли мы твое богатое благословение и то, что ты заботишься о смиренном монастыре своем; это доказывает, что ты жалеешь о нем и трудишься для него; труд твой велик; но Господь воздаст тебе, чего желаешь, — преснеяние в добродетелях и наслаждение вечными Его благами.

204


Страница сгенерирована за 0.42 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.