Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 27. К Никите, патрицию

27. К НИКИТЕ ПАТРИЦИЮ. (1)

Других, может быть, иногда благосклонность человеческая возводит на высоту достоинств; а тебя, благочестивейшего и превозлюбленного нашего господина, не благосклонность какая-нибудь, а по истине добродетель возвела в великое достоинство, притом не на

_______________________

(1) Patricius — название высшего римского дворянства, происходившего от древних сенаторов, учрежденных Ромулом, и название достоинства в римской империи, учрежденного Константином великим.

193

 

 

некоторое время и с предоставлением не одной власти, но навсегда и многих, взяв тебя, как бы золото, и сделав всевозможным украшением благочестивому нашему царству. И самые дела показывают это, хотя бы мы и не говорили. Посему и ныне Христоподражательные Императоры наши прекрасно сделали, что поставили тебя в настоящие дни образом своей благости в этом царствующем городе. Таков ответ наш на присланное ныне от твоего благочестия приветствие чрез письмоподателя. Господь Бог наш да сохранит тебя на будущее время невредимым по душе и по телу, в начальствовании и власти, дабы самые дела засвидетельствовали, что власть дана тебе от Бога. Но так как, по снисхождению к нашему смирению, — ибо мы так думаем, а не иначе, — благочестие твое, беседуя с братом о волосах, с которыми мы делаем то и то, говорило, что следует и наблюдать время, и поступать по правилам, и не выходить из своих пределов, когда притом здесь председательствует патриарх; то мы предлагаем истинное оправдание, принося тебе наперед благодарность, что ты беспокоишься и печешься о делах наших. И справедливо; ибо и это самое служит знаком и свидетельством твоей благости, которую мы провозглашаем; а может быть, по родству (1), и должна быть некоторая особенная пред другими

_______________________

(1) Он был родственником преп. Феодора.

194

 

 

расположенность. Так, господин, есть божественные законы и правила, которыми руководствуется всякий благочестивый, в которых нельзя ни прибавить, ни убавить что-нибудь. Они направляют нас смиренных, хотя мы и ошибаемся многократно, как в других предметах, так и в отношении к отращивающим волосы. Как твоя власть старается соблюдать установленное нашими благочестивыми владыками, то донося о случающемся, то исполняя приказанное, заключая и изгоняя, и прочее, что случится, не боясь никаких лиц ни малых, ни великих, и то, что услышит и что приказано, спешит исполнить; ибо немалая опасность и от малого промедления; так точно и еще гораздо больше гибельно и опасно нам, призванным к священству, не исполнять всего, предписанного царем всех Богом чрез божественные правила и досточтимых отцов. А что (о волосах) есть божественное повеление, это во-первых объясняет Апостол (1 Кор. 11, 14), потом постановления (1), затем Златоуст, доказывающий, что мужчинам растить волосы — несомненный грех (2), наконец правило святого собора шестого, в котором предписывается и отлучение не повинующимся (3), которое я и прилагаю, дабы ты, сам прочитавши, знал, что мы

__________________________

(1) Постановл. Апост. кн. 1, гл. 3.

(2)  В толкован. Бес. на 1 Кор. гл. 11. В русск. пер. 1858 г. Ч. 2, стр. 59.

(3) Собор. Трулльск. прав. 96 в греческом подлиннике.

195

 

 

грешные ничего не делаем без правил. И не теперь мы стали держаться этого правила, но давно; это было известно и предшествовавшему патриарху; ибо и он надлежащим образом беседовал с нами, не осуждая, но одобряя, — и мог ли бы иначе, когда есть правило? — при чем мною и было упомянуто об этом, хотя мы не были выслушаны. О приспособлении же к обстоятельствам мы не рассуждали с ним; и доныне мы так проводили время, не высказываясь пред другими; — потому что мы не епископствуем; — а в собственной церкви соблюдая осторожность; потому что мы священствуем, и не следует давать тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа тем, которые явно преданы греху, — кто бы это ни был, я не знаю, — если он не обещает исправления. Впрочем, многим мы и прощали и прощаем до первого и второго напоминания и даже до третьего; а свыше того — уже небрежность и презрение правил, или лучше, Бога, который дал их. Таково наше оправдание пред твоим, господин, высоким превосходительством; и, какая бы ни донеслась молва, просим тебя не забывать должное, как имеющего быть судимым и получить воздаяние от Бога. Ибо тому, будто мы здесь разделывались с кем-нибудь собственною рукою, смешно и поверить для всякого благоразумного. Отнюдь нет. Но сделанное нами было исполнено со всяким увещанием и со всяким снисхождением к принимающим, равно как и обрезывание

196

 

 

волос у обросших ими почти до пояса и преданных беспечности, дабы не казалось, что мы и в малом чем-нибудь отступаем от правила, и чрез это, может быть, произошло какое-нибудь преуспеяние к лучшему. И так молись, господин, чтобы нам жить праведно и мирно, содействуя и с своей стороны делам нашим по возможности, дабы, если будет что-нибудь доброе, и честная душа твоя участвовала в добре.

 


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.