Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 25. К Никифору, патриарху

25. К НИКИФОРУ ПАТРИАРХУ.

Употребляя смиренное письмо наше, как бы некоторую завесу, из благоговения к ангелу блаженства твоего, мы, смиренные, являемся пред святейшею главою твоею по необходимости. Иоанн, сослужитель и ученик наш, известил нас, что он, удостоившись почтеннейше поклониться тебе, слышал от твоего блаженства нечто странное и невыносимое. «Вы, — сказало (твое блаженство), — отщепенцы от Церкви». От этого, блаженнейший, какой скорби справедливо должна была предаться душа наша? Можно ли было не высказать оправдания пред твоею святостью, чтобы молчанием не подтвердить обвинения? Но прежде оправдания я с почтением докладываю, что не должно необдуманно отверзать слух для всякого, желающего сказать что-нибудь против кого-нибудь, и без рассуждения произносить суд против лица обвиняемого. Еда закон ваш, говорится в Писании, судит человеку, аще не слышит от него прежде и разумеет, что творит (Иоан. 7, 51)? Так (следовало поступить) и тогда, когда твое

187

 

 

блаженство услышало тяжкое и прискорбное о нашем смирении. Подлинно, какое зло больше отделения от Церкви и того, чтобы овца лишилась архипастыря или сопастыря? Ибо и нам грешным, хотя и недостойно, принадлежит помазание от Бога и имя пастыря, чтобы, — осмелюсь сказать, — сносить, рассуждать, внушать и наедине и пред другими, по преданному от Господа учению, между тобою и тем единем или при двою; а кто и после того будет упорствовать, тот, как говорит Он, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мат. 18, 15-17). Мы же доселе ничего такого не слыхали от святой души твоей ни чрез посланного, ни лично, и не получали внушения; и такой произнести приговор! Да рассудит совершенство твое, справедливо ли причинена эта скорбь чадам твоим? Приступим и к самому оправданию, отдавая отчет пред всевидящим Богом и пред твоею святостью. Мы не отщепенцы, святая глава, от Церкви Божией; да не случится этого с нами никогда! Хотя мы и повинны во многих других грехах, однако мы православны и питомцы кафолической Церкви, отвергающие всякую ересь и принимающие все признанные вселенские и поместные соборы, равно как и изреченные ими канонические постановления. Ибо не вполне, а в половину православный тот, кто по-видимому содержит правую веру, но не руководствуется божественными правилами. И твое блаженство, когда ты был возведен, мы приняли, как и

188

 

 

исповедали это открыто пред тобою. С того времени доселе мы, как подобает, поминаем твое блаженство при священнодействии; и, свидетель Бог, если бы в тот день ты захотел войти в общение с нами, то мы имели бы общение с тобою, нисколько не сомневаясь; потому что ты возлюблен нами с самого начала. Но эта молва — ради эконома, которого низложила сама истина, который виновен против многих правил; ибо еще прежде открытого прелюбодеяния он не только служил прежнему императору, прелюбодействовавшему с разными лицами, сообщался и пиршествовал с ним, но и имел часть вместе с ним (Иоан. 13, 8), от чего сделался готовым и на открытое бесчинство, презрев Бога и божественные уставы. А чтобы сказанное было яснее, — не для научения, нет, но для напоминания, — если угодно, обрати внимание на священное последование венчания сочетавающихся и посмотри, какое здесь надобно полагать оскорбление Святого Духа в таких противоречиях. Ибо, что произносит священник, то и Бог верно утверждает, по словам великого Дионисия. Посему просим твое совершенство запретить священнослужение тому, который низложен правилами, и предшественником твоей святости был отлучен целые девять лет, и вторгся незаконно. Мы отверзли смиренные уста свои теперь, когда вызваны к этому. Когда происходило то собрание малое и, не знаю, как назвать его, тогда я возвращался из

189

 

 

темницы и, увидев собравшимися тех, которые и прежде одобряли прелюбодеяние и принимали сочетавшего прелюбодеев, припомнил пророческие слова: премудр умолчит до времене, ибо время лукаво (Сирах. 20, 7). Но так как пророк говорит: молчах, еда и всегда умолчу (Исаи. 42, 14); то, подвергшись клевете, в благопотребное время я высказал предлагаемое. Сколько зависело от меня, я всячески остерегался в последние два года, чтобы это дело не обнаружилось, рассуждая сам в себе: так как я, не имея епископского достоинства, не могу обличать, то для меня достаточно оберегать себя самого и не входить в общение с ним и с теми, которые заведомо служат вместе с ним, пока не прекратится соблазн. Итак, просим и умоляем, чтобы святая душа твоя склонилась обуздать этого человека, дабы не подвергалась порицанию безукоризненная святость твоя и не осквернялся божественный жертвенник служением низложенного и не было основательных причин к расколам. Блаженство твое да знает истинно и ясно, что, если это не будет сделано по мановению и (твоей) боголюбивой души и благочестивейших и победоносных Императоров наших; ибо они — ревнители; то имеющее случиться с нами, защищающими заповедь, известно Богу, а в Церкви нашей, свидетель Бог и избранные ангелы Его, произойдет великий раскол. Сжалься же, пастырь добрый, помоги, врач сведущий, пастве твоей, овцам

190

 

 

твоим, церквам твоим, мерами твоей мудрости, словами твоего благоразумия, средствами твоего врачевания; отлучи одну овцу от одного только священнослужения, и ты достигнешь всего; и паршивостью одного да не заразится Церковь, юже стяжа Господь и Бог наш кровию своею (Деян. 20, 28)!


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.