Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 24. К Феоктисту, магистру

24. К ФЕОКТИСТУ МАГИСТРУ (1).

Что высокое превосходительство твое заботится о делах наших по своему чрезвычайному благочестию, это доказали слова, переданные благоговейнейшим игуменом, показали и слова, теперь переданные братом нашим, на посланные заявления и ответы. За такое доброе расположение твое к общей пользе, конечно, воздаст тебе награды и без наших прошений Бог, распределяющий все мерою и весом (Прем. 11, 21). Но, господин, может ли быть осторожность в распоряжениях с нашей стороны более той, какую соблюдали мы, которые до настоящего времени уклонялись, сохраняя

_______________________

(1) Это письмо и следующие два писаны также в 808 г. по Р. Хр., по делу об экономе Иосифе. Магистром назывался вообще начальник или председатель какого-нибудь правительственного учреждения (magistratus). О Феоктисте Магистре ср. биограф. пред. Феодора, стр. 85.

181

 

 

молчание, и я и архиепископ, так как время глаголати и молчати (Еккл. 5, 7), принимая все меры, чтобы это дело не обнаружилось? Но Судящий судил, и не солгал Сказавший: несть тайно, еже не явится (Марк. 4, 22), так что и без нашего желания, по самому свойству своему, эти дела не могли долго казаться чем-нибудь иным, а не тем, что они. И теперь мы, приспособляясь к обстоятельствам, утверждаем следующие два положения: или пусть перестанет священнодействовать низложенный, и мы тотчас войдем в общение с святым патриархом, что вообще было бы полезно, или если это не будет принято, мы останемся при той же уклончивости, как прежде, предоставив Господу суд об этом предмете. А что больше этого, то будет, прости, уже не приспособление к обстоятельствам, а вина беззакония и преступления божественных правил. Ибо предел приспособления, как ты знаешь, состоит в том, чтобы ни совершенно нарушать какое-нибудь постановление, ни в случае, когда можно сделать малое послабление по времени и обстоятельствам, дабы таким образом легче достигнуть желаемого, не вдаваться в крайность и не причинять вреда важнейшему. Этому мы научились между апостолами от Павла, который очистился и обрезал Тимофея (Деян. 21, 26. 16, 3); а между отцами от Василия великого, который принял приношение Валента и до времени не употреблял прямого назва-

182

 

 

ния Бог о Духе. Но ни Павел не продолжал очищаться, ни Василий — принимать еще дары от Валента и не называть Духа Богом (1); напротив видно, что они оба готовы были принять смерть за то и другое. Таким образом, кто приспособляется к обстоятельствам века, тот не отступает от добра; ибо он скорее достигает желаемого, уступив немного, подобно управляющему кормилом, который опускает несколько руль в случае противной бури. А поступающий иначе отступает от цели, совершая преступление вместо приспособления к обстоятельствам. На это много примеров, которые, по продолжительности, излагать излишне. Что же касается до замечания твоего, господин, будто Златоуст сделал послабление апостольского правила о рукополагающих и рукополагаемых за деньги (2) в отношении к тем шести епископам, которых он низложил (3); то не было никакого нарушения правила, хотя и кажется так, когда он, лишив их всякого священного сана, дозволил им только причащаться от жертвенника. Допустим даже, что и было нарушение правила и сделано послабление; пусть желающие подражают ему, и никто не будет препятствовать; ибо п он — уста Божии и общник апостолов; о нем многое воспоминается даже до настоящего време-

________________________

(1) Св. Григория Богосл. надгр. слово св. Василию В., в русск. перев. 1844. Части 4. стр. 107 и 127.

(2) Апост. прав. 29.

(3) В житии св. Иоанна Златоуста, у Палладия гл. 15.

183

 

 

ни, и никто не противоречит этому. Но здесь не то; ибо повенчавший прелюбодея опять священнодействует, как бы не сделавший ничего непристойного, и притом не в каком-нибудь сокровенном месте, но в самой кафолической церкви, как бы представляемый в хороший пример священникам. А как относится к нам языческое двоеженство Валентиниана (1)? И венчавший его разве почитается за это святым, а не беззаконным, если только он был венчан? И кто из тогдашних досточтимых отцов предал письменно, что Валентиниан поступал благочестиво, имея две жены и что с тех пор должно это делаться? Так многие и другие, которых воля руководствуется законом не божественным, а человеческим и предосудительным, делали и, может быть, будут делать до конца века; но Церковь Божия осталась невредимою, хотя и была поражаема многими стрелами, и врата адова не могут одолеть ей (Мат. 16, 18); и делать и говорить что-нибудь вопреки постановленным правилам и законам она не позволяет, хотя и многие пастыри нередко безумствовали, составляя великие и многочисленные соборы и, по видимому, заботясь о правилах, а на самом деле действуя против правил. Что же удивительного, если и теперь пятнадцать, быть может, епископов, собравшись, признали невинным низложенного на основа-

________________________

(1) Т. е. Императора Валентиниана младшего, в 4 веке по Р. Хр.

184

 

 

нии правил по двум причинам и разрешили ему священнодействовать? Так, господин, собор есть не просто собрание епископов и священников, хотя бы их и много было, — ибо лучше един праведник, творящий волю Господню, нежели тысяча грешник (Сирах. 16, 5), — но собрание во имя Господа, для мира и соблюдения правил и для того, чтобы связывать и разрешать не как случится, но как следует по истине и по правилу и по точному рассуждению. Пусть же они или докажут, что они так поступали, и тогда мы будем вместе с ними; или, если не докажут, пусть извергнут недостойного, чтобы это не послужило к их осуждению и не было передано последующим поколениям. Ибо слово Божие, по свойству своему, не вяжется (2 Тим. 2, 9); и епископам отнюдь не дана власть преступать какое-нибудь правило, а — только следовать постановлениям и держаться прежнего. Я не знаю, есть ли что-нибудь, не определенное правилами и оставленное без внимания. Например, у святого Василия есть правило касательно священника, истинно поклявшегося, что он будет довольствоваться только своею церковью и никогда не принесет дара в другой (1); также правило собора Карфагенского касательно тех, которые рукополагают ушедших из монастырей, что таким не дозволяется священнодействовать в другой церкви кроме той, где

_____________________

(1) К Амфилох. прав. 10, в русск. пер. 1848 г. Част. 7. стр. 11.

185

 

 

каждый имеет епископство, а рукоположенные должны быть низложены (1). Если же согрешившие в таких не важных и многим кажущихся ничтожными делах не оставляются без наказания судом и постановлениями Божиими, то не гораздо ли более в настоящем деле? Не позволительно, господин, не позволительно ни нашей церкви, ни другой, делать что-либо вопреки постановленным законам и правилам; потому что, если это будет дозволено, то тщетно Евангелие, напрасны правила; и каждый во время своего епископства, если бы ему было дозволено делать то, что угодно ему с своими, будет новым евангелистом, иным апостолом, другим законодателем. Но нет. Мы имеем заповедь от самого апостола, что, если кто станет учить или повелит нам делать паче, еже мы приняли, паче, еже в правилах бывших по временам соборов вселенских и поместных, того не должно принимать и не должно считать его в числе святых; не станем произносить того неприятного слова, которое он изрек (Гал. 1, 8). Итак, мы, находящиеся вне мира, обязаны делать не иное что, как этого домогаться и так поступать, в чем нам можно и превозноситься и соревновать. Если жизнь будет проходить в этом, то хорошо будет; а если нет, то полезнее быть в ссылке и без крова и скитаться в поднебесной со вся-

______________________

(1) Собор. Карфаген. прав. 84.

186

 

 

кою скорбью и теснотою. Да поможет нам посильно душа твоя боголюбивая и ревнующая о предметах божественных!


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.