Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 12. К Фоме, консулу

12. К ФОМЕ, ДВУКРАТНОМУ КОНСУЛУ (1).

Какое приветствие, или какое слово утешения может найтись у нас смиренных для твоей именитости, при постигших тебя, господин, прискорбных обстоятельствах? Ты удален из города, в котором родился и воспитывался, изгнан из величайшего дома, лишен блистательного сана и, прибавим, имущества, отлучен от друзей, знакомых, любезнейших детей твоих, отправлен в ссылку туда и сюда, и в ссылке переносишь все, что служит к изнурению непривычного к тому тела твоего, недостаток в пище, в питье,

____________________

(1) Δισύπατος — означает или бывшего двукратно консулом, или сановника при дворе Константинопольском выше консула (см. словарь Дю-Канжа).

147

 

 

в омовении, отсутствие собеседников, множество оскорбляющих и огорчающих. Ибо, может быть, некогда бывшие благорасположенными теперь стали нерасположенными к тебе, друзья в знакомые отвратили сдои лица, менее иди более отрекаясь узнавать и любить тебя и заботиться о тебе. Кроме того, у тебя забота об оставшихся еще слугах, рабах, и прежде них — о прекрасных детях; а возможности для этого — нет. И притом ты сидишь пред городом, как некогда Израиль, отведенный к Ассириянам, при реках Вавилонских: тамо, говорил он, седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона (Псал. 136, 1). Итак твои обстоятельства достойны воздыхания, скорби и слез. Но так как у тебя есть благодать ведения и дар благоразумия, то мы думаем, что ты при этом не падешь совершенно, зная, что искушение житие человека, по выражению приснопамятного Иова (Иов. 7, 1), который сколько претерпел, известно твоей многоопытности, равно как и все непостоянство настоящей жизни, изменяющейся почти каждый день и час. Подлинно, она подобна приливу и отливу, цветам и сновидениям, и прочему такому же, по божественным изречениям святых. Пусть припомнит почтенная душа твоя, сколько перемен произошло со времени твоей ссылки, как одни пали, другие возвысились, иные умерли, одни достигли счастья, другие подверглись несчастию. Нет никакого постоянства в непостоянном и удобо-

148

 

 

подвижном течении нашей жизни. С другой стороны, и то истинно, что все мы люди находимся в ссылке, так как чрез первозданного мы изгнаны из рая, как сказано, и обитаем в этой смертоносной стране, доколе воспоем: изведи из темницы душу мою, исповедатися имени твоему (Псал. 141, 8), переходя из странствования в свободу; посему, сказать точнее, люди и не могут отправлять в ссылку однородных себе, сами находясь в ссылке; ибо все мы изображаемся странниками и пришельцами. Бели это может быть для тебя каким-нибудь врачевством к утешению и средством к успокоению, то просим и убеждаем великодушно переносить случившееся и с благодарностью — прискорбное; чего ты; уверены мы, уже и достигнул; ибо как иначе мы вытерпим несчастие? Притом чрез это мы приобретем великие блага, чрез неблагополучие — большее благополучие, чрез бедность — негибнущее богатство, чрез бесславие — нетленную славу. И сами владыки, благочестивые Императоры наши, может быть, наконец склонятся возвратить тебя домой и воздать тебе должное; ибо мы знаем их человеколюбие и снисхождение, какое они оказывают особенно в этих делах. Но пока ты находишься здесь, да утешит тебя Господь Бог утешением терпения и благодарности, и да! внушит самим владыкам сделать с тобою вышесказанное нами и возвратить тебя, вожделенного, любящим тебя!

149


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.