Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 11. К Анастасию, епископу Кносийскому

11. К АНАСТАСИЮ, ЕПИСКОПУ КНОСИЙСКОМУ (1).

Что сделалось с тобою, святейший отец, и для чего ты после первого и второго отказа

___________________

(1) Κνωσία, вероятно — Кносс, город на о. Крите.

140

 

 

опять настаиваешь, чтобы от меня, несведущего и грешного, получить полезное назидание? Больше я имею нужду просвещаться от тебя, низший по званию и омраченный по жизни, не касательно обязанностей епископства, — увы, моя неспособность!, — но касательно монашеского и потом игуменского состояния, именно, как бы мне, надлежащим образом руководя паству, вверенную мне недостойному, заслужить милость Божию в день страшного ответа моего. Но ты сделал это, конечно, по высокому смиренномудрию; ибо мне непристойно думать, что архиерейство твое хотело испытать мое невежество. Я страшусь за собственный сан, священная глава, и по истине недоумеваю в управлении душами, как привести вверенную мне малую словесную ладью из многомятежного и бурного духовного моря в пристань спасения: ибо для этого нужны и чистая жизнь и достаточное знание, дабы, управляя как бы двумя рулями, бодрственно и искусно сохранить и себя самого и следующих за мною невредимыми от вод греха. Таков ответ в оправдание меня несчастного. Но так как оставить совершенно без послушания повеление твоей святости, хотя оно и выше сил моих, не безопасно, а с другой стороны я получил повеление и от собственного отца моего, то, следуя убеждению обоих, я, в виде напоминания, высказываю тебе, святейший отец, что корабль твоего совершенства гораздо больше и превосходнее моей  ладьи, — разумею епископ-

141

 

 

ский высокий сан в сравнении с игуменским достоинством, — и тем более, чем над большим числом людей ты удостоился начальствовать, и притом, может быть, не добровольно подчинившихся, не единодушных, не одинакового пола и звания, но и над мужчинами и женщинами, отшельниками и общежительными монахами, начальниками и подчиненными, брачными и безбрачными, рабами и свободными, сиротами и вдовами, богатыми и бедными, господами и слугами, должниками и заимодавцами, живущими роскошно и изнуряемыми голодом, имеющими много стяжаний и не имеющими крова, носящими изысканные одежды и одевающимися в рубище. Этого и еще большего не оказывается в нашей жизни, а твоя исполнена. Притом не одним распоряжением благо- устрояется весь народ твой, и не всех лица и имена ты знаешь, и не каждого образ жизни тебе известен, но различные весьма различно ведут свою жизнь. Ибо одни, может быть, возделывают землю, другие плавают по морям, иные занимаются скотоводством, иные ничего не делают, а иные занимаются промышленностью; и долго было бы говорить о видимой деятельности каждого. При всем этом какой и сколь великий нужен труд? Я думаю, невыразимый. Каковы должны быть усилия, борьба, подвиг, напряжение, забота, попечение, изнурение тела, скорбь души, утомление ума? Как управляющий кораблем во время великой бури и волнения морского, бывает все-

142

 

 

цело бодрствующим п внимательным, не давая сна глазам своим; потому что не малой опасности подвергает и малый недостаток опытности и внимательности; так правитель душ должен еще тщательнее и точнее знать дело предстоятельства, дабы не ввергнуться в бездну погибели. Поэтому, святейший, я думаю, и взывал великий апостол: кто изнемогает, и не изнемогаю, кто соблазняется, и аз не разжизаюся (2 Кор. 11, 29)? И еще: бых Иудеем яко Иудей, подзаконным яко подзаконен, беззаконным яко беззаконен, не сый беззаконник, но законник Христу: всем бых вся, да всех приобрящу (1 Кор. 9, 20-22). Таковы, по словам его, законы и правила епископства, как свидетельствуют и святые отцы наши. Впрочем, ты, сам читая и разумея учение святых и имея в руках своих богопреданные вещания, за чем требуешь чего-нибудь подобного от меня бедного? Я думаю, что епископ есть блюститель, ответствующий за все действия подчиненных, — неумолкающий вестник, проповедующий заповеди Божии, — неусыпный глаз, надзирающий над путями каждого из руководимых им, — образ Христа, на который взирая следующие за ним устрояют по-евангельски жизнь свою, — всегда сияющий светильник, видимый подвизающимися во мраке неведения и греха, — слово учения, напояющее жаждущих спасительным питием, высший распорядитель, имеющий отдать отчет за жизнь

143

 

 

каждого во время воздаяния. Посему ничто столько не имеет близости и любви к Богу и столько не достойно награды, сколько это предстоятельство, как сказал сам Христос к верховному апостолу: аще любиши мя, Петре, паче сих, паси овцы моя (Иоан. 21 15. 16). И нет ничего опаснее и пагубнее, как недостойно носить этот сан. Но, превосходнейший из отцов, я хорошо знаю, что ты — пастырь добрый, всегда полагающий душу свою за овцы своя (Иоан. 10, 11), готовый на опасности за каждую из них, не боящийся угроз человеческих, не скрывающий слова истины пред лицом противников, повинующийся воле одного Царя; притом обличающий с дерзновением, наказывающий с состраданием, примиряющий и соглашающий несогласных, благоразумно отделяющий скверное от святого, здоровое от больного, чтобы оно не сообщило болезни своей ближнему, обращающий заблуждающего, подъемлющий изнемогшаго, обязующий сокрушенного (Иезек. 22, 26. 34, 4). Подлинно, как много у тебя дела! Надзор за игуменами, разбор келейников, рукоположение пресвитеров и диаконов, и наблюдение за жизнью всех их; предстательство за вдов, покровительство сиротам, защита обременяемых, заступление за обижаемых, и кроме того соблюдение своего достоинства. Ибо когда ничто не вредит и не препятствует благочестию, то надлежит и нам повиноваться всякому начальству и власти; и всегда, если возможно,

144

 

 

оказывать дружелюбие ко всем посредством общительного и радушного обращения и даже предупреждения. Да не говорится о твоем блаженстве то, что напротив относится к худым пастырям, именно к тем, которые пасут паству для гнусного прибытка, которые считают этот сан средством к удобствам жизни, к плотским наслаждениям, к удовлетворению похотей, к собиранию скоропреходящего богатства, к приобретению такого-то и такого- то числа десятин земли, толпы рабов и множества скотов, и потому человеческими, а не божественными способами достигают высоты предстоятельства, чтобы превозноситься пред подчиненными и гордо председательствовать выше достопочтенных людей. Не стану говорить о тех, которые, подобно стряпчим, ведут тяжебные дела о вещах тленных, а не защищают догматов благочестия, или, что гораздо хуже, о тех, которые присвояют и отнимают принадлежащее подвластным, и таким образом приобретают могущество и богатство. Не удерживаясь мало-помалу притеснять и бедных, которым они скорее должны были бы подавать руку помощи, кому они могут быть уподоблены? Петру ли и Иоанну и их последователям, у которых, как говорится в Писании, не было сребра и злата, но — благодать божественного Духа (Деян. 3, 6)? Или Симону волхву, и Иуде предателю, и сребролюбивому Гиезию, и прочим богатым века сего? Я говорю о тех, которые заботятся

145

 

 

только о настоящем, как бы им было хорошо, угождают плоти, прилепляются сердцем к золоту, которые, может быть, отдают деньги в рост или снабжают ими бедных с лихвою, владеют для удовлетворения собственных пожеланий и пристрастно уделяют недостойным или родственникам, которые, может быть, все заботы направляют к тому, чтобы много посеять и пожать, столько-то насадить и собрать плодов, прибавить и умножить рабочих скотов или стада, подобно земледельцам наблюдая время и пользуясь нуждами других для продажи и покупки того и другого, провождая жизнь подобно промышленникам и торговцам, а не так, как следует епископам и священным лицам, чтобы только окрылять души, освобождать их от мира, возводить к Богу и спасать всю паству от греховной смерти, а необходимое для настоящей жизни, как второстепенное, устроят чрез экономов и приставников. Но, увы мне, я исчислил это в вину себе самому, по собственным страстям изобразив то, чего нет у других. Ты же, всечестнейший отец, как чистый от всего этого, святыми молитвами отгоняй духовных волков от запечатленного Христом двора твоего; я хорошо знаю, что ты и делаешь это, и выводишь (пасомых) на пажити добродетелей, питая и утучняя их пищею своего сладчайшего учения и водою своей чистой веры, и непрестанно приносишь благоприятные жертвы при словесных и священных

146

 

 

своих службах Богу; но прежде всего молитвами своими упаси меня несчастнейшего и многогрешного, прошу и умоляю; и прости, если я чем-нибудь возбудил смех в тебе по своему невежеству. Впрочем, я приступил к этому не по собственному желанию, но побуждаемый твоею священною и духовною любовью, или лучше, повелением, высказав нечто не для пользы твоей, но в доказательство, как сказано, искреннего моего послушания тебе. Будь здоров в Господе, и молись о нас, единых грешниках, во всем святый отец!


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.