Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феодор Студит, преподобный

Феодор Студит, преп. 1. К Платону, отцу духовному

1. К ПЛАТОНУ, ОТЦУ ДУХОВНОМУ (1).

О чем будем говорить с тобою, любезнейший отец наш, мы, отторгнутые ради Бога от твоей святой утробы? Что скажем отрадного или радостного? Ибо не со слезами и скорбью мы переносим кажущееся изгнание, которым мы научились от тебя признавать не это, — так как мы пришельцы всей земли (Быт. 15, 13), — но одно только отпадение и далекое отлучение от Бога чрез преступление какой-либо заповеди Его. Посему мы радуемся и веселимся, что и мы, хотя недостойные неба и земли, удостоились вместе с тобою, святым отцом нашим, потерпеть это за Его заповедь и лишиться общения с тобою по пло-

_________________________

(1) Это и следующие два письма к преп. Платону писаны св. Феодором во время первой его ссылки, из г. Солуня, в 797 г. по Р. Христ. См. биограф. стр. 24-26.

99

 

 

ти. Впрочем, ты, отец, всегда с нами, пред вашими глазами и в нашей беседе. И как иначе могли бы мы жить, если бы покровом святых молитв твоих не были сохраняемы невредимыми от лукавого? Мы разделены, каждый из нас содержится порознь, но все остались целыми, невредимыми и твердыми; и хотя на пути немного пострадали, так что некоторые и заболели, однако Сказавший: воззрите на птицы небесныя и крин сельных (Матф. 6, 26. 28), и неложный в обетованиях Своих, сохранил нас, приведши нас сюда, как мы не надеялись, и склонив к состраданию нашим бедствиям сердца здешних жителей, особенно архиепископа. Одна остается у нас забота и непрестанная дума с усердным и недостойным молением, чтобы ты укреплялся, вожделеннейший отец наш, и пребывал твердым и непреклонным в предпринятом исповедании за истину Божию, ничего не страшась и не колеблясь духом от наветов людей, старающихся низвратить дарованные тебе благодатию Божиею подвиги за благочестие. Ибо молва об этом распространилась повсюду и изумила души почти всех, воздвиже рог спасения между христианами и отъят поношение от монашествующих (Лук. 1, 25. 69); и, знаю, каждый здравомыслящий скажет, что в нас живет и царствует Христос и Ему мы повинуемся более, нежели людям, которых Он создал не для того, чтобы Ему быть презираему, но — прославляему ими. Ты знаешь

100

 

 

все, знаешь, что нужно делать, не нуждаешься в нашем напоминании; но сам ты наперед приказал нам писать об этом. Итак, отец, не бойся человека или огорчений от людей; ты знаешь, что святые, считая это за сновидение и тень, сделались предметом удивления на небе и на земле. Немного потрудимся, умоляю; еще немного потерпим, и доброе течение наше будет кончено (2 Тим. 4, 7). Венец сплетен, вечная награда уготована, и назовешься ты другом небесного Царя, общинном святых и исповедником между людьми. Так, так умоляю и заклинаю отеческую утробу твою; будь для нас опорою, терпением, мужеством; ибо, если ты, отец, устоишь, то п мы, слабые дети твои, сделаемся твердыми, будем мужественными, все случающееся перенесем великодушно силою Божиею и твоими молитвами. Это — попущение от Бога, Который таким образом конечно испытывает нас и Сам подает силу. Не бойся же, отец, козней старающихся отклонить тебя от истины. Проста речь об этом. Святый Епифаний, в одном месте, в беседе своей о Пасхе (1), говорит, каким бывает человек, рассуждающий не но содержащемуся в божественном Писании: он говорит от своего сердца и изрекает уставы человеческие; о таких людях приведу слова апостола, который говорит: аще ангел с небесе, анафема да будет

________________________

(1) Срав. в русск. перев. изд. в 1865 г. о ереси 50 стр. 334.

101

 

 

(Гал. 1, 8). Говорить ли о словах: жерцы Мои отвергошася закона Моего и оскверниша святая Моя (Иезек. 22, 26)? Приводя это пророческое изречение, (Григорий) Богослов, в великом защитительном слове (1), прибавляет следующее: «они между святым и сквернавым не разлучаху, но все для них было одинаково». И сколько еще другого, если бы кто захотел слушать! Да престанут наконец искажающие истину Божию ложными речами, и да внимают самим себе. Мы же, при столь ясной заповеди, притом угрожающей вечным огнем за преступление, не падем пред человеческими угрозами или мучениями, — нет, клянусь подвигами за добродетель, — но, если даже нужно пролить кровь, с радостью сделаем это, укрепляясь Богом при твоих святых молитвах. Мужайся и ты, брат мой Евфимий; добрым подвигом подвизался ты (2 Тим. 4, 7); не будем отставать друг от друга, свет мой и утроба моя; ради малого и временного благополучия не будем терять блаженной жизни: не услаждайся, брат, настоящими приятностями и не сокрушайся скорбями; не показывай тыла. Христос радовался, видя, как тебя бичевали за Него; не опечаль же Его, возлюбленный мой, равно как и сорадовавшихся ангелов, и господина отца, и почтенную мать, болезнующую о нас духом святым, и всех братий твоих, особенно меня, которого ты на-

________________________

(1) В русск. перев. изд. в 1843 г. Част. 1. стр. 57 и 58.

102

 

 

зываешь любезным даром (δῶρον). Нас три брата по плоти (1); пусть же будут три и по духу; не обесчестим священного и богоначального числа; предадим себя на страдания за Божию заповедь, чтобы нам жить во веки. Великая, отец, у нас забота и о прочих любезных братиях наших, как Господь устроил их. Мы грешные молимся о том, чтобы Он Сам был их попечителем, покровителем, руководителем, устрояя дела их, как Он знает и повелевает и желает. Поистине, мы проливаем о них горькие слезы, и лица их постоянно имеем пред нашими глазами, прося молитв их на помощь нашей лености. Впрочем ты, отец, молись о всех, чтобы нам стяжать терпение, благополучие, помощь Божию и защиту от искушений диавола и — что угодно Богу; также чтобы нам увидеть во плоти тебя или братий наших; буди, буди! Покорно просим приветствовать от нас любезного брата нашего, если он с тобою; если же случится кто-нибудь другой из братий наших, то и ему не оставь сказать тоже. Вместе со мною приветствует святую душу твою господин диакон и отец наш, добрый брат мой и сын твой — эконом, и прочие почтенные и многолюбезные братия. Молись о нас, отец, пламенно и непрестанно, как ты заповедуешь. Еще иное что-нибудь сказать не имеем.

_______________________

(1) Т. е. Феодор, Иосиф и Евфимий.

103


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.