Поиск авторов по алфавиту

Автор:Соловьев Владимир Сергеевич

Соловьев В.С. Предисловие к книге Э Гёрней, Ф. Майерс и Ф. Подморс «Прижизненные призраки и другие телепатические явления» (1893)

ПРЕДИСЛОВИЕ

к книге Э. Гёрней, Ф. Майерс, Ф. Подмор:

«Прижизненные призраки и другие телепатические явления». С английского «Phantasms of the living». Сокращенный перевод под редакцией и с предисловием Владимира Соловьева. Издание А. Н. Аксакова. Спб. 1893.

Факты, методически собранные и удостоверенные в этой книге, принадлежат к одному отделу обширной и важной области особых естественных явлений, которых систематическая разработка (во всей их совокупности) началась лишь во второй половине истекающего столетия. Вследствие этой новизны если не самого дела, то сознательного и отчетливого к нему отношения, даже нельзя сразу обозначить эту область явлений каким-нибудь общим названием: окончательно установившегося и всеми принятого не существует, а из многих более или менее употребительных нет ни одного вполне удачного. Некоторые из этих названий, напр. мистические явления, таинственные, скрытые (оккультизм), выражают лишь случайный и преходящий признак предмета: коль скоро эти явления подвергаются открытому изучению и публичному обсуждению, они тем самым перестают быть таинственными или скрытыми; другие термины, напр. психические явления, слишком широки и неопределенны. Я предложил бы новое название — психургические явления. Этот термин достаточно объемистый, чтобы покрыть все факты данной области, вместе с тем достаточно специален, чтобы отграничить их от предмета школьной психологии, а главное — он выражает основную сущность всех обозначаемых явлений, именно то, что здесь психический субъект действует сам как самостоятельная сила, не подчиненная всецело данным условиям пространства, времени и механического движения.

63

 

 

Существование таких психургических явлений, обнаруживающих внутреннюю самостоятельную реальность нашей души, заранее отвергается, кроме чистых материалистов, также и сторонниками того воззрения, которое я, для краткости и общепонятности, назову полу-материализмом. Душевная жизнь признается этими мыслителями как особый способ бытия, несводимый к бытию материальному, но нераздельно с ним связанный, — как другая, так сказать, лицевая сторона материального бытия. При этом вся объективная реальность, вся действующая сила принадлежит всецело и исключительно физическому миру, а на долю души остается с этой точки зрения только субъективный элемент сознания.

Такой взгляд, в отвлеченно-теоретических своих основаниях весьма далекий от обыкновенного материализма, на деле совпадает с ним по своим конечным выводам; ибо как с той, так и с другой точки зрения, наш внешний физический мир есть единое и неизменное, всегда себе равное целое, единственная реальность, а душа или мы сами — только исчезающие частицы этого целого, только явления, а не существо. Полу-материализм оставляет, правда, за нами преимущество познавать мир и чрез это познание отрешаться, освобождаться от мира. Но познание здесь есть лишь мимолетное субъективное состояние, ни в каком случае не переживающее того физического организма, в чьем мозгу оно возникло, и такое исключительно-мысленное освобождение от рабства материи есть только отрицательное, — лишь субъективное предварение той окончательной свободы, которая объективно дается смертью. Но если дело сводится в конце только к этой отрицательной свободе духа, свободе его от реальности, то ведь для этого нет надобности и в высшем сознании, в познании мирового ничтожества, — эта отрицательная свобода получается при смерти невеждою, как и мудрецом, для нее не нужно даже быть человеком, — чтобы умереть, достаточно быт животным. Но не грубая ли это насмешка говорить рабу, изнывающему под тяжестью цепей: «ты свободен, потому что ты знаешь о своем рабстве, а также знаешь внутреннее ничтожество твоего господина; ты свободен сегодня, потому что завтра все равно умрешь».

Гораздо достойнее для признающих материализм, или полу-материализм за непреложную истину признать и все вытекающие отсюда последствия и не играть словами, называя «духовною свобо-

64

 

 

дой» и даже «вечною жизнью» то, что есть только свобода от бытия, простое отсутствие всякого действительного существования. Со своей стороны и противники этого воззрения не имеют надобности настаивать преимущественно на его мрачном, неутешительном для человеческого чувства характере. Главный вопрос в том: истинно ли это воззрение, или нет? Составляем ли мы в самом деле преходящую частицу физического мира, безвластную и бессильную против него, способную в лучшем случае лишь на субъективный и мгновенный проблеск высшего сознания, которое не спасает нас от смерти, а само неизбежно исчезает вместе с разрушением физического организма? Истинно ли это так?

Убеждаться в истинности чего-либо можно тремя путями: религиозным, чрез откровение свыше и свидетельство священных авторитетов; чисто-рациональным, посредством философского размышления и эмпирическим — в силу фактов опыта. Религиозные основания истины приемлются только верующими, чисто-рациональные или философские убедительны только для меньшинства, способного к умозрительному мышлению; эмпирические доступны всем и каждому.

Отсюда понятен общий интерес к тем явлениям, которые мы назвали психургическими; ибо эти явления — если только они достоверны — доказывают эмпирически самостоятельную действительность нашей души, ее реальную мощь и способность пересиливать механические данные внешнего мира. При изучении этих явлений самые великие и важные для человека вопросы из святилища веры и с недосягаемых вершин умозрения переносятся на открытую и общедоступную площадь материальных фактов; здесь спиритуалисты стараются победить материализм в его собственной области.

До сих пор однако победа не достигнута, все еще sub judice lis est. Изучение психургических явлений может похвалиться многими успехами, но ни один из них еще не упрочен окончательно; и противники все еще могут, не впадая в явный абсурд, отрицать самое существование психургических явлений. Нехорошо только, что они, не ограничиваясь этим, прибегают иногда к запугиванию общества, выставляя занятия психургией в высшей степени опасными и зловредными. Указать отдельные случаи вреда от психургических занятий, конечно, можно; но не следует

65

 

 

забывать той азбучной истины, что нет такого дела на свете, которое было бы обеспечено от злоупотреблений. Не без основания ведь и древний поэт восклицал:

Tantum religio potuit suadere malorum!

Лондонское общество for psychical researches, во главе которого стоят положительные ученые, свободные от доктринских предрассудков, предприняло между прочим, в лице трех своих членов, гг. Гёрнея, Майерса и Подмора, исследование того особого отдела психургии, которому посвящена предлагаемая книга. Большая часть сочинения занята собранием документально удостоверенных случаев ненамеренного воздействия на расстоянии умирающих или в смертельной опасности находящихся субъектов на другие лица, близкие их сердцу, но далекие по месту. Степень реальности таких воздействий различна — от глухого чувства тоски до полной зрительной, слуховой и осязательной галлюцинации; а также расстояния, на которых происходит воздействие, варьируют от полуверсты до полуокружности земного шара.

Эти факты непосредственного воздействия на расстоянии, удачно названные телепатическими, доказывают (насколько достоверность их поставлена вне сомнения) власть нашей души над пространством и дают эмпирическое подтверждение тому положению, которое умозрительно доказано Кантом, именно, что не мы находимся в пространстве, а пространство — в нас.

Задача труда и значение собранного материала достаточно выяснены авторами в обширном введении и других местах книги. Мне остается только сказать несколько слов о переводе. Главы, имеющие теоретический характер, сокращенно переведены с английского мною самим; прочие — под моею редакцией; только для глав XIV-XVIII переводчик пользовался французским сокращенным переводом Марилье. В общем, русский перевод полнее французского.

Я думаю, что всякий беспристрастный человек по прочтении этой книги придет к тому же заключению, к которому пришел и я: нет никакого вероятия, чтобы все рассказанные здесь происшествия были только вымыслом или самообольщением.

66

 

 

Примечание. В русском переводе пропущена глава ХIII, посвященная опровержению теории случайного совпадения (theory of chance-coincindence). Такая теория представляется лишь в отвлеченной возможности; действительно, ее никто не выставлял и едва ли когда-нибудь выставит; поэтому ее опровержение, хотя и свидетельствует о чрезвычайной добросовестности английских авторов, ограждающих свой предает со всех возможных сторон, но для читателей оно совершенно излишне. Я хотел сначала отнести эту главу в особое приложение, но потом решил вовсе выпустить. Для оправдания этого пропуска объясню здесь кратко, в чем дело. Настоящая книга (в английском подлиннике) содержит более 600 случаев так называемых правдивых, или вещих галлюцинаций, т. е. таких, с которыми совпадали действительные происшествия, в них указанные. Лица, a priori отрицающие возможность подобных явлений, будут, конечно, оспаривать фактическую достоверность самих совпадений и признавать все эти рассказы в существенных пунктах за простой вымысел и обман. Если же кто, убежденный доводами и свидетельствами, собранными в этой книге, допустит фактическую достоверность совпадения между данными галлюцинациями и соответствующими им внешними событиями, то наверное он не станет объяснять этого многократного совпадения простою случайностью. Такое объяснение было бы еще возможно, если бы галлюцинации у здоровых людей (клинические явления исключены из этого сборника) были вообще делом обыкновенным. Если бы каждый из нас ежедневно имел какую-нибудь галлюцинацию, то могло бы, конечно, случиться, что некоторые из этих галлюцинаций совпадали с соответственными объективными фактами без необходимости предполагать здесь прямую причинную связь. Но на самом деле всякие галлюцинации у здоровых (в других отношениях) людей суть явление ничуть не заурядное, а, напротив, чрезвычайно редкое. Наши авторы представили тому статистическое доказательство. Они произвели опрос в довольно обширном кругу лиц, и оказалось, что из 5705 человек только 21 имели в своей жизни какую-нибудь зрительную галлюцинацию, при тем 19 человек имели таковую раз в жизни, а двое — по два раза. При такой крайней редкости галлюцинаций, то число галлюцинаций вещих, которое собрано в этой книге, оказывается весьма значительным, и если признать их достоверными, то ни-

67

 

 

кому в голову не придет относить их к простой случайности. Между тем авторы путем сложных вычислений, на основании теории вероятностей, показывают, что для возможности допустить случайный характер данного числа совпадений необходимо было бы, чтобы число всех галлюцинаций (в данной среде и в данный период времени) выражалось триллионами. Это обстоятельное приведение ad absurdum такого мнения, которого нелепость и без того очевидна, могло быть выпущено без ущерба для читателей.

Противники телепатии наверное не будут говорить о случайности собранных здесь совпадений; они ограничатся отрицанием их фактической достоверности. Это отрицание будет частью голословно, частью основано на натяжках и придирках к мелочам; авторы уже достаточно имели дело с таким отрицанием, и все, что можно по поводу его сказать, сказано ими в различных местах книги.

68


Страница сгенерирована за 0.43 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.