Поиск авторов по алфавиту

Автор:Соловьев Владимир Сергеевич

XX. Исключительно-формальный и отрицательный характер права и правового порядка. — Несостоятельность права, как верховного принципа общества человеческого

XX.

Исключительно-формальный и отрицательный характер права и правового порядка.

Несостоятельность права как верховного принципа общества человеческого.

_______

Общество, соединенное принципом права или существующее в правомерном порядке, есть общество политическое или государство.

155

 


Государство представляет собою отрицательное единство или внешний формальный порядок в обществе, поскольку им реализуется право, то есть отрицательное определение свободы. В самом деле, правом нисколько не определяется положительное содержание или предает свободной человеческой деятельности; право и его частное выражение, закон, не дают никакой положительно цели для деятельности, они не указывают, что каждый должен делать, а лишь то, чего никто делать не должен. Положительное выражение «лицо имеет право быть свободным» очевидно сводится к отрицательному: никто не должен, то есть не имеет права нарушить личную свободу в известных пределах. Все значение правового закона сводится к указанию тех границ, которые лицо не должно переступать или должно не переступать в свободном пользовании своими силами.

Право выражает собою лишь отрицательную сторону нравственного начала, поскольку правом не допускается, чтобы какое- либо лицо было только средством или вещью для другого, и, следовательно, признается отрицательная безусловность лица как свободного. Но положительная сторона нравственного начала, требующая, чтоб я не только не нарушал свободы другого, но и содействовал ему, отождествляя свою цель с чужою, это положительное нравственное требование остается вне сферы права и правомерного государства. С юридической точки зрения каждое лицо в пределах закона может ставить себе какие угодно цели, хотя бы совершенно эгоистические и исключительные, не имеющие никакой связи с целями всех других. Если бы, например, кто-нибудь признал за цель своей жизни нажить миллион, чтобы наслаждаться материальными благами, и если бы, при достижении этой цели, он употреблял только легальные средства, то, с точки зрения права и государства, он не мог бы встретить никакого принципиального возражения. Отсюда ясно, что правом определяется только нормальный характер средств или способа действия, а не целей или предметов действия. С точки зрения права все цели безразличны, оно оставляет их совершенно неопределенными. Для него нет нормальной цели, нормальной воли или намерения. Героическое самоотвержение и своекорыстный расчет не представляют никакого различия с точки зрения права: оно не требует первого и не запрещает второго.

Правомерное государство в своих законах не требует и не

156

 


может требовать, чтобы все помогали каждому и каждый всем; оно требует только, чтобы никто никого не обижал. Это есть требование справедливости. И в самом деле, принципу права очевидно соответствует в нравственной природе человека качество справедливости, представляющее лишь низшую отрицательную степень нравственного достоинства или добродетели, высшая и положительная степень которой дается в симпатии или любви, в силу которой каждый не ограничивает себя другим, а соединяется внутренне с другим, имея в нем свою положительную цель; в принципе же справедливости не указывается никакой определенной цели, а определяется лишь общий способ или форма всякой деятельности, ибо требование «никого не обижай» очевидно не говорит, что я должен делать или к чему стремиться, а только чего я должен избегать при всякой деятельности и при всяком стремлении.

Таким образом, правомерный порядок, основанный на равенстве и свободе лиц, представляет лишь формальное или отрицательное условие для нормального общества, то есть свободной общинности, но он не дает ей никакого положительного содержания. В самом деле, и начало свободы, и начало единства или общинности (в виде равенства) являются в правомерном порядке лишь с отрицательной стороны, как пустые неопределенные формы. Правомерный порядок, реализуемый государством, признает свободу лиц, но не дает для их свободной деятельности никакой общей цели. С другой стороны, правомерный порядок утверждает и единство общества в виде равенства или равноправности; но это единство есть чисто отрицательное и внешнее. Лица соединяются здесь не в положительных своих стремлениях, не в собственном содержании своей жизни (оно остается здесь случайным и бесконечно различным, предоставляется всецело личному произволу), они соединяются лишь в своем внешнем взаимодействии, в общей границе своих прав. Они лишь соприкасаются друг с другом при взаимном столкновении, ограничивают, а не проникают друг друга. У них нет ничего общего кроме закона. Но закон не выражает нисколько сущность личной жизни, он всегда остается для неё чем-то внешним: я могу всю жизнь прожить не сталкиваясь с законом, и в таком случае при исключительно-правомерном порядке я никогда не почувствую реально своего равенства с другими.

157

 

 

Но если свобода и разумность и основанное на них право определяют только форму или способ человеческой деятельности, то содержание этой деятельности, жизненные цели и интересы остаются всецело в сфере материальной. Но в таком случае является очевидное противоречие между формой и содержанием, между целями и средствами. Форма и способ деятельности (то есть правомерность, вытекающая из свободы и разума) являются как нечто безусловное и духовное, содержание же, которое определяется этою безусловною формой (материальная жизнь), является как нечто условное, случайное и ничтожное. Выходит, что человек употребляет свою лучшую часть, свою человечность (свободу и разум) единственно на служение низшей природе, вполне оправдывая замечание Гётевского Мефистофеля:

Еin wenig besser würd’ er leben

Hȁtlt’st Du ihm nicht den Schein des Himmelslichts gegeben;

Er nenut’s Ver unit und braucht’s allein,

Nur thierischer als jedes Thier zu sein.

Человек, возвышаясь в разумном самосознании над материальною природой, не может ее иметь своею целью. Безусловная форма требует безусловного содержания, и выше правомерного порядка — порядка отрицательных средств — должен стоять положительный порядок, определяемый абсолютною целью.

____________


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.