Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира в Успенской Киево-Печерской лавре, 28. 07. 2011

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО РАВНОАПОСТОЛЬНОГО
ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В УСПЕНСКОЙ
КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЕ

28. 07. 2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый год 28 июля по новому стилю Киево-Печерская лавра наполняется благочестивыми паломниками, иерархами, множеством духовенства, чтобы молитвенно вспомнить имя святого равноапостольного великого князя Владимира, который крестил Русь и тем самым совершил исторический перелом в судьбах множества людей.

В личности князя Владимира сочетались и государственная власть, и ответственность, и горячая вера, и даже некое пастырское отношение к людям. Не случайно в день памяти святого равноапостольного князя читается отрывок из Евангелия от Иоанна, в котором говорится о пастырстве: Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10,14). Образ пастыря — это образ власти. Именно так понимался

241

 

 

этот образ и в Ветхом, и в Новом Заветах; и когда Господь говорит о Себе, что Он пастырь добрый, Он говорит и о Своей власти тоже.

Но откуда такое удивительное обоснование этой власти: И знаю Моих, и Мои знают Меня? В человеческом обществе светская власть основывается либо на уважении, либо на страхе и принуждении, либо на выгоде. Что за обоснование Христовой власти приводится в Евангелии: И знаю Моих, и Мои знают Меня? Во Христе Иисусе, по слову апостола Павла, вся полнота Божества явлена телесно (Кол. 2,9). Поэтому, когда мы обретаем Христа, когда мы познаём Его, мы познаём Бога, а значит, власть Христа связана с богопознанием. В этой власти участвуют и человек, и Бог.

Что же такое богопознание? Человеку свойственна тяга к познанию — разумом и чувствами мы познаём окружающий нас мир. А как же познаётся Бог? Является ли разум столь же решающим фактором в богопознании? Опыт подсказывает, что нет. Конечно, иногда разум открывает нам дверь навстречу Богу, но познать Бога только умом, силой интеллекта невозможно: и никакой зависимости богопознания от образования, от силы разума не существует.

Познание Бога во Христе есть движение навстречу Богу, есть живая и реальная встреча с Ним. Если человек хотя бы раз в жизни пережил эту встречу, если он «прикоснулся» к Богу во Христе, то это и есть познание Бога. Для человека эта встреча никогда не проходит бесследно: как для Моисея встреча с Богом в горящей купине на горе Хорив (Исх. 3,1-5) имела особые последствия, так и для каждого из нас встреча с Богом всегда влечет за собой особенные последствия. Мы особенно переживаем присутствие Божие в нашей жизни, когда совершаем таинство Святой Евхаристии. Радостное чувство, которое охватывает нас, слезы умиления, особый по силе и глубине опыт переживания встречи со Христом становятся неотъемлемой частью нашей жизни.

Христос — Глава Церкви, и Его власть над Церковью связана с богопознанием — познанием людьми Христа. Чем ближе мы подходим к Нему, тем ярче Он присутствует в нашей жизни, тем глубже — не столько умом, сколько всеми фибрами своей души, всей жизнью — мы начинаем понимать, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8, 16). И наша любовь ко Христу — это и есть Его власть, Его пастырская власть над всеми нами. И собираются верные в Церкви, собираются вокруг своего епископа, который, по преданию церковному, восходящему

242

 

 

к апостолам, пребывает на месте Христа в общине, совершающей Святую Евхаристию.

Как важно, чтобы единство последователей Господа, объединенных вокруг спасительной Чаши, сохранялось властью и силой Главы Церкви, то есть властью и силой любви! Если нет любви, то никакие, даже самые хитроумные рычаги управления, на которые часто уповает светский мир, стремясь поддержать институт власти, по-настоящему не работают в Церкви. Здесь — власть Христа, власть любви. А если происходят разделения, то это значит, что утрачена любовь — единственная сила, способная соединять людей. Утрачено пастырское попечение, которое идет от Главы Церкви, Господа и Спасителя нашего. Поэтому церковные разделения — это некий индикатор, но не крепости церковной администрации, а духовного состояния людей, их способности реально встречаться со Христом и любовью к Нему и друг к другу, а значит, в единстве поддерживать Его пастырскую власть над Церковью.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, не будучи рукоположенным пастырем, воспылал любовью ко Господу. Хотя историки и пытаются объяснить Крещение Руси политическими или экономическими причинами, но все это человеческие объяснения. Ничто не могло бы изменить внутренней жизни язычника, переродить его, отвести слепоту душевную, вкупе же и телесную, если бы он сам не пошел навстречу Христу и, встретившись с Ним в Херсонесской купели, не стал другим человеком. Так язычник сделался святым равноапостольным князем, народным пастырем, который крестил Русь, начертал новые духовные ценности на скрижалях народной жизни, определил на века духовное совершенствование и возрастание своего народа.

Молитвенно вспоминая святого равноапостольного великого князя Владимира, искренне, от всего сердца обратимся к нему с молитвой о сохранении в духовном единстве всего наследия его; о народах, которые являются преемниками народа, крестившегося в Днепровской купели; о Церкви нашей — хранительнице предания Святой Руси. Будем молиться, чтобы святой Владимир, стоявший у истоков духовного рождения нашего народа, и сегодня просил Господа о том, чтобы приклонил Глава Церкви милость Свою ко всем нам, помогая возрастать в любви, а значит, в единомыслии, восстанавливать единство там, где оно разрушено, и сохранять там, где оно существует, помня, что всякое разрушение единства Церкви есть свидетельство отпадения от Христа,

243

 

 

потери связи с Ним, разрушения любви. И да сохранит нас Господь молитвами святого равноапостольного великого князя Владимира на стезях спасения! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.