Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово во время торжественной трапезы, данной в Иерусалиме Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, 11. 11. 2012

СЛОВО ВО ВРЕМЯ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ТРАПЕЗЫ,
ДАННОЙ В ИЕРУСАЛИМЕ БЛАЖЕННЕЙШИМ
ПАТРИАРХОМ ИЕРУСАЛИМСКИМ ФЕОФИЛОМ

11. 11. 2012

Что означает для Русской Церкви, для всего христианского мира Иерусалимская Церковь? Это Мать всех Церквей, начало христианской традиции, Церковь Святого Гроба, которая сохраняет святые места и живую веру, являет пример того, как, несмотря на тяжелейшие исторические обстоятельства, можно достойно совершать свое служение.

Мы знаем, что оно было часто связано с путем исповедничества. Многие кровавые конфликты угрожали самому существованию святых мест. На эту землю приходили оккупанты с различными религиозными взглядами, и требовалось огромное мужество и великая мудрость, чтобы сохранить святыни, сберечь живую христианскую общину. Мы помним о подвиге Иерусалимской Церкви и преклоняемся перед ним.

У Русской Церкви сложились особые отношения с Церковью Иерусалима, причиной тому — важные исторические обстоятельства. Сегодня я хочу напомнить о некоторых страницах истории. Обычно укрепление православного христианства в пределах Руси связывают с именем святого князя Владимира и с миссией святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однако не все знают, что еще в IV веке в Тавриде появились миссионеры, которые приехали со Святой Земли.

Внимание Иерусалимского Патриархата было приковано к Русской Церкви на протяжении многих веков. Патриарх Софроний1 поставил свою подпись под деяниями Константинопольского Собора 1593 года

1 Патриарх Софроний IV Иерусалимский (1579-1608).

668

 

 

о возведении Предстоятеля Русской Церкви в патриаршее достоинство. Именно тогда ему был усвоен титул Патриарха Московского и всех северных стран, которые до сего дня окормляются Патриархом Московским и всея Руси.

Блаженнейший Патриарх Феофан1, прибывший на Русь в 1619 году, занимался рассмотрением и исправлением богослужебных книг. Он участвовал в интронизации патриарха Филарета2, который взошел на первосвятительский престол после окончания смуты XVII века. На обратном пути патриарх Феофан посетил украинские земли и восстановил ликвидированную после Брестской унии православную иерархию в Киевской митрополии.

Большое внимание к Русской Церкви также проявлял патриарх Досифей3, живший в XVII веке. Он содействовал преодолению внутреннего раскола в Русской Церкви и настаивал на увеличении в ней числа епископских кафедр. В 1685 году он направил в Москву известных богословов братьев Лихудов4, которые создали первое богословское учебное заведение в России — Славяно-греко-латинскую академию, ставшую предшественницей Московского государственного университета и Московской духовной академии.

Русская Церковь всегда сохраняла любовь и признательность Иерусалимской Церкви и воспитывала в этих чувствах свою паству, что выражалось в щедрой помощи Святому Гробу со стороны России. Русские цари присылали в Иерусалим золото, иконы, церковную утварь и богослужебные книги.

С начала XIX века во всех русских храмах был организован сбор пожертвований на Гроб Господень, который не прекратился даже во время нашествия Наполеона. Именно в 1812 году, когда сгорела Москва, собранные в России средства были направлены на ремонт Храма Воскресения, также разоренного пожаром.

1 Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофан III (ок. 1570-1644). В 1619-1621 гг. осуществил визит в Россию и Польшу.

2 Патриарх Московский и всея Руси Филарет (ок. 1553-1633), церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи.

3 Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины Досифей II Нотара (1641-1707).

4 Иоанникий Лихуд (1633-1717) и Софроний Лихуд (1652-1730), греческие православные монахи, первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии.

669

 

 

Любовь к Иерусалимской Церкви выражалась в готовности наших людей пожертвовать жизнью, чтобы обеспечить мир и спокойствие в Палестине. Россия семь раз вступала в войну с Османской империей, и главной целью военных действий было освобождение святынь Гроба Господня, облегчение положения православных. Тысячи русских воинов сложили свои головы ради братьев по вере.

Немалые усилия предпринимала и российская дипломатия. При ее участии был восстановлен купол над Храмом Воскресения, Иерусалимской Церкви возвращен ряд мест.

Наши Церкви связаны жизнью и смертью. Апостол Павел говорит: Кто отлучит нас от любви Божией? (Рим. 8,35) И отвечает, что никто не может сделать этого (Рим. 8, 38-39). И я задаю вопрос: что нас может отлучить от любви друг к другу, когда за нами такая история? И отвечаю: «Ничто не может».

Наступила новая эпоха: сегодня количество паломников из России, Украины, Беларуси, Молдовы превышает число богомольцев из дореволюционной России. Это является мощной скрепой в отношениях Иерусалимской и Русской Церквей и двух государств — России и Израиля. Я хотел бы пожелать, чтобы братские связи между нашими Церквами развивались и становились крепче.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.