Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении Божественной литургии в праздник Преображения Господня в Марфо-Мариинской обители на святой горе Грабарке, 19. 08. 2012

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ НА СВЯТОЙ ГОРЕ
ГРАБАРКЕ

19. 08. 2012

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Высокие представители Польской Католической Церкви и государственного руководства2! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником! Преображение Господне в этом году совпало с воскресным днем, и потому в этот день является особая, благодатная сила, ибо сегодня мы празднуем одновременно два величайших события Евангелия.

Особенно радостно для меня в этот день молиться вместе с вами на горе Грабарке. Для нас Грабарка — это Фавор в Польше, куда приходит огромное количество людей, чтобы прикоснуться к этому святому месту и почувствовать присутствующую здесь благодать. Здесь нет исторических монументов или рукотворных шедевров, все очень просто, но тысячи и тысячи людей из Польши и из других стран приходят сюда именно потому, что сердцем чувствуют здесь присутствие Божией благодати. И наверное, не случайно праздник Преображения стал днем, когда на Грабарку стекается множество паломников со всей Польши и из-за рубежа.

Что произошло на Фаворе в день Преображения? Это событие соотносимо с тем, что произошло на горе Синай, где Бог явился Моисею и вручил ему скрижали закона. На Фаворе Бог видимым образом явил нам Свою благодать. Именно об этом говорит апостол Иоанн Богослов в начале своего Евангелия: закон дан чрез Моисея; благодать же и истина

1 Митр. Волоколамский Иларион; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий (Русская Православная Церковь); архиепп. Лодзинский и Познанский Симон, Вроцлавский и Щецинской Иеремия, Люблинский и Холмский Авель, Белостокский и Гданьский Иаков; еп. Семятицкий (ныне архиеп. Вроцлавский и Щецинский) Георгий (Польская Православная Церковь).

2 На торжестве присутствовали Богдан Борусевич, Маршал польского Сената; Алексеев А. И. и Гайсенок В. А., послы России и Беларуси в Польше; архиеп. Юзеф Михалик († 2016), митр. Перемышльский, председатель Польской епископской конференции и другие представители Римско-Католической Церкви в Польше, Тадеуш Трусколянский, президент Белостока.

616

 

 

произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1,17). Произошедшее на Фаворе дает нам представление о том, чем является Божественная энергия, что такое благодать Господа. Эта сила Божия преобразует человеческое тело Иисуса, и оно начинает сиять светом, который апостолы сравнивают с блистанием снега на вершине горы. Это свечение, эта сила энергии, источаемой в мир от прославленного тела Спасителя, видима апостолам. Они падают ниц, пораженные величием того, что узрели. Это действительно явление Божией благодати в человеческой истории.

Благодать Божия просияла не только в облике Иисуса Христа. Древние иконы замечательным образом передают нам Божественную тайну Фавора. Мы видим прославленное тело Спасителя на этих иконах, а из него исходят лучи, пронизывая окружающий мир — горы, деревья, всю Вселенную, что является великим символом и знаком явления и действия Божественной благодати и в космосе, и в жизни человека.

Словом Божиим мы научены, что именно силой благодати совершается дело нашего спасения. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9), — учит нас апостол Павел. Благодать Божия в ответ на веру человека спасает его и преображает окружающий мир. Из человеческого тела Спасителя лучи благодати распространяются на весь космос. Это означает, что вера человека имеет значение в преображении Богом всего творения, потому что именно в ответ на веру дается благодать.

Мы знаем, что в богословии были споры о том, какое место в деле спасения занимает вера, а какое — благодать. Я предложу вам образ, который помогает понять тайну их взаимодействия. Это образ парусного корабля. Мало иметь парус — у корабля могут быть прекрасные ветрила, но он не сдвинется с места, если они не примут в себя ветер. Так и человек, если не наполнится силой Божественной благодати, то не тронется с места, не пройдет путем спасения, не достигнет Царствия Божия. Поэтому наша задача — через веру открыть себя действию благодати, стать парусом, который наполнится Божественным ветром, увлекающим нас в Царствие Небесное.

Если мир преобразуется Божественной благодатью через человека, то что это означает для нас, последователей Господа и Спасителя? Наше призвание заключается в том, чтобы со-действовать благодати Божией во всем творении. Именно поэтому христианин не может ограничить проявление своей религиозности только личной или семейной

617

 

 

жизнью. Только имея возможность мотивировать собственные поступки христианскими убеждениями в личной, семейной и общественной жизни, верующий участвует в преобразовании окружающего мира силой Божественной благодати.

На этом основывается наше участие в жизни мира, общества, в развитии и совершенствовании человеческой культуры. День Преображения Господня учит нас, что никакой прогресс, в том числе общественный, не приведет род человеческий ко спасению и благополучию, если не примет в себя Божественную энергию.

Мы знаем пример Вавилонской башни (Быт. 11,1-9), знаем, что значит строить жизнь без Бога. Мы с вами в Польше и в России помним, как строили государство и общество без Бога. Мы имеем уникальный опыт участия в попытке построения человеческого счастья и благополучия в отрыве от Божественной благодати. И мы знаем, что эта попытка обернулась крахом. Наш с вами опыт, трагедия мученичества и исповедничества должны показать всему миру, что невозможно построить процветающее и справедливое общество, если из него будет изгоняться Бог. Поэтому христиане, основываясь на вере и мотивируя свои поступки христианской нравственностью, участвуют во многих общественно значимых делах.

Несколько дней назад в Варшаве произошло большое событие. Вместе с председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом мы подписали обращение к русскому и польскому народам. В этом послании содержится очень важная мысль: преобразовать, изменить к лучшему отношения между двумя народами можно только с помощью Божией. Мы верим в то, что силой Его благодати в ответ на молитву наших народов изменятся к лучшему их отношения. Это не значит, что мы не придаем значения политическим, экономическим, культурным и прочим человеческим факторам, которые могут этому содействовать, но наша главная надежда — на Бога, на силу молитвы. Подписание этого послания есть не что иное, как установка паруса под правильным углом, чтобы сила благодати Божией наполнила его и помогла нам двинуться вперед.

Сегодня мы молимся здесь о народах России и Польши, о нашем национальном примирении. Мы призываем благодать Божию, явленную на Фаворе, на наши дела, и верим, что Господь услышит наши молитвы.

618

 

 

Я хотел бы, Ваше Блаженство1, сердечно поблагодарить Вас за то, что сегодня происходит в Польской Православной Церкви. Я наблюдаю огромные изменения, которые произошли за последние годы: строятся новые храмы, развивается богословское образование, ведется социальная работа и работа с молодежью, налицо принципиальные изменения в отношениях между Православной и Католической Церквами в Польше. Это и есть наш вклад в преображение окружающего нас мира.

Я хотел бы передать всем вам любовь и благословение Русской Православной Церкви, Церкви-Матери для Польской Церкви. Передаю благословение от земли преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, преподобных Киево-Печерских, преподобного Иова Почаевского, от святынь Руси. От всего сердца желаю вам восходить в духовной жизни от силы в силу (Пс. 83, 8)! Да хранит Господь Польшу и Святую Русь и приклонит милость Свою ко всем, кто с верой обращается к Нему в молитве!

Я хотел бы, Ваше Блаженство, выражая свою искреннюю любовь, уважение и признательность за Ваш труд Предстоятеля Польской Церкви, вручить Вам памятный подарок в виде двух панагий и креста — символов Предстоятельского служения. А для сего святого монастыря я хотел бы преподнести искусно выполненное напрестольное Евангелие. Господь да хранит нас всех!

1 Митр. Варшавский и всей Польши Савва.

619


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.