Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в день памяти святого апостола Андрея Первозванного по совершении чина великого освящения Казанского кафедрального собора г. Ставрополя и Божественной литургии в новоосвященном храме, 13. 12. 2012

СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА АНДРЕЯ
ПЕРВОЗВАННОГО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА ВЕЛИКОГО
ОСВЯЩЕНИЯ КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
г. СТАВРОПОЛЯ И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НОВООСВЯЩЕННОМ ХРАМЕ
13. 12. 2012

Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Кирилл1! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященство2! Уважаемый Валерий Георгиевич3, губернатор Ставропольского края! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

С великой радостью я переступил сегодня порог этого святого храма, потому что близко к сердцу принял его воссоздание. Я вспоминаю те сложные годы, когда мой блаженнопочивший предшественник Святейший Патриарх Алексий II заложил камень во главу угла этого здания. Знаю, что не сразу идея строительства храма была поддержана властью, — возникли определенные трудности, которые преодолевались годами. Наконец, по милости Божией, восемнадцать лет спустя, мы имеем возможность освятить великолепный, величественный храм, который был построен на том краеугольном камне.

Сегодня мы слышали евангельское чтение, где также говорилось о краеугольном камне (Лк. 20, 9-18). Это всем известная притча о злых виноградарях, не захотевших отдавать плоды хозяину виноградника: трижды они прогоняли слуг, которые должны были привезти господину урожай, а когда хозяин послал своего сына, решили убить его, как наследника, чтобы завладеть виноградником. Когда Господь, обращаясь к слушателям, спросил: «Как вы думаете, что сделает с этими нерадивыми и преступными виноградарями господин виноградника?», Ему ответили: «Злой смертью покарает их». И далее Господь сказал слова, которые имеют прямое отношение к тому, что сегодня происходит здесь, в Ставрополе: «Камень, который отвергли строители, был положен во главу

1 Митр. Ставропольский и Невинномысский.

2 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Екатеринодарский и Кубанский Исидор, Ростовский и Новочеркасский Меркурий; архиеп. Владикавказский и Махачкалинский (ныне Соликамский и Чусовской) Зосима; еп. (ныне архиеп.) Солнечногорский Сергий.

3 Зеренков В. Г., в то время губернатор Ставропольского края.

472

 

 

угла; и кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит».

Кого же имел в виду Господь под краеугольным камнем, когда толковал притчу о злых виноградарях? Он имел в виду того самого хозяина, которому принадлежит виноградник и который требует от виноградарей, то есть от тех, кому поручено возделывать виноградник, урожай. В образе этого хозяина Господь в притче сказал о Боге. Все, что существует, весь космос, вся вселенная, наша планета, люди, которые на ней живут, — это Божий виноградник.

Нам иногда кажется, особенно по мере возрастания наших сил — интеллектуальных возможностей, научных знаний или новых технологий, — что человек может все, что он — хозяин мира. Голова кружится порой от желания управлять этим миром по стихиям собственной греховной природы. Но мы не хозяева, а работники в Божием винограднике. Какое бы положение мы ни занимали — от имеющих огромные полномочия властителей до обычных людей, — каждый должен понимать, что он лишь эконом, домоправитель и на эту должность его назначил Бог. Господь не вторгается в нашу жизнь настолько, чтобы диктовать Свою волю, иначе не было бы человеческой свободы. Бог избирает людей, дает им шанс управлять виноградником, но нужно помнить, что чем выше должность, тем больше ответственность, — и не перед людьми, а прежде всего перед Богом.

Сейчас наша страна страдает от такого явления, как коррупция, которое убивает энергию людей, тормозит экономическое развитие страны. Мы готовы принимать новые законы, что называется, завинчивать гайки, но необходимо помнить: пока человек, получивший в свои руки власть, не осознает себя подотчетным Богу, никакие законы по-настоящему работать не будут. Каждый должен понимать, что именно Господь поставил его на это место и Он ждет от него не стремления к личному обогащению, не реализации власти ради самой власти, а результатов служения Богу через служение людям.

Говоря о злых виноградарях, Господь имел в виду тогдашние иудейские власти, которые убивали, побивали камнями, изгоняли пророков — тех, кого Господь посылал к избранному народу, чтобы открыть им волю Божию, напомнить, что они лишь делатели в винограднике. Но эта притча не только о тех давних временах — она и о нашем времени, и обо всех временах и народах. Если мы, каждый на своем месте,

473

 

 

сознаём, что являемся делателями в Божием винограднике, то мы сознаём и ответственность пред Богом не только за свои личные или семейные дела, поступки или грехи, но и за свою профессиональную деятельность. И как важно, чтобы этим осознанием ответственности пред Богом за свою профессиональную деятельность было проникнуто все наше общество сверху донизу! Тогда по воле самих делателей виноградника исчезнут все те страшные проблемы, которые сегодня, подобно раковой опухоли, разъедают здоровую ткань жизни нашего народа, нашего общества.

Нельзя отвергать краеугольный камень — этим краеугольным камнем является Сам Бог. Если кто отвергнет его или упадет на тот камень, то разобьется, а на кого камень упадет за его грехи, того раздавит. Это не человеческие слова, не вымысел, не метафора, это слова Божии: нельзя отвергать краеугольный камень. Мы отвергли его в страшные годы начала XX века и знаем, сколько человеческих жизней было положено, чтобы выправить кривизну исторического развития. Мы знаем, какие страшные испытания претерпел наш народ, как он искупил свое богоотступничество кровью гражданской и мировой войн. И сегодня появляются умники, которые говорят нам: «Отвергните этот камень, сами определяйте, что хорошо, а что плохо, потому что нет ничего выше вашей свободы». Такие «учителя» бросают нас на краеугольный камень.

Мы получили очень болезненный урок в XX веке. Не допустим же повторения тех ошибок, никогда не откажемся от камня, который есть Сам Господь, Который положил в основание человеческого бытия великие заповеди. Нельзя без страха наказания преступить Божий закон, потому что Бог видит все. И если мы отвергаем Его закон, если нарушаем Его заповеди, то мы отвергаем тот самый краеугольный камень. Нам может казаться, что мы сильные, смелые, могущественные, — но кто знает, может быть, мы лишь в сантиметре от этого несокрушимого краеугольного камня и вот-вот ударимся о него головой.

История этого собора говорит о том, что в какой-то момент люди отказались и от того краеугольного камня, который был заложен здесь Патриархом. Но воля Божия состояла в том, чтобы в граде Ставрополе был воссоздан Казанский кафедральный собор, потому все и осуществилось. Мы верим, что есть особая воля Божия и о всей нашей стране, о народе нашем, искупившем своей жизнью, своими страданиями грех богоотступничества.

474

 

 

Я особенно хотел бы сказать об этом здесь, на юге России, где всегда была крепка вера православная, где казачество не только по мысли, но и по образу жизни старалось быть православным. Господь да поможет всем нам жить в соответствии с Его законом!

Я хотел бы еще сказать о важных последствиях жизни в соответствии с Божиими заповедями. Если мы будем чтить их, то исчезнет любая проблема в межнациональных отношениях, всякое напряжение в общении с людьми, принадлежащими к другой вере, потому что у них — те же самые заповеди. Наша общность сильнее любых человеческих законов, любых силовых ведомств, административных методов и средств наведения порядка, ведь нарушающий заповеди в среде верующих, будь он православным или мусульманином, — это нарушитель Божиего закона, а тот, кто живет по заповедям, — брат и друг. Этот общий закон, который дан всему миру, является единой основой для мирной, справедливой жизни, где каждый будет уважать другого прежде всего за его верность Богу.

То, что сегодня происходит не только у нас, но и во всем мире, — это результат отступления людей от веры. Мы разрешим все межнациональные конфликты, решим проблему отношений между отцами и детьми, победим коррупцию, создадим сильное, солидарное, многонациональное общество, если не будем отвергать краеугольный камень. Об этом свидетельствует вся наша история, и как-то особенно тронули сердце прозвучавшие сегодня слова Евангелия от Луки, где Господь говорит нам о краеугольном камне жизни.

Я хотел бы всем вам, мои дорогие, пожелать мудрости, мужества, твердости духа, способности сохранять веру, воспитывать в ней молодежь — наших детей, внуков. Я обращаюсь с приветствием и с этим посланием и к православным, и к мусульманам, потому что если на общем базисе Божественных заповедей, которые дал нам Моисей, — тех самых десяти заповедей, которые не отвергают ни мусульмане, ни православные, — будет созидаться личная и общественная жизнь, то будет мир не только на Северном Кавказе, но и во всем мире.

Сегодня, вспоминая историю строительства этого храма, я хочу с благодарением Богу вспомнить имя покойного владыки митрополита Гедеона1. Царствие ему Небесное! Я хорошо знал этого святителя, еще когда он был священником. Он был близок к моему духовному

1 Митр. Ставропольский и Владикавказский Гедеон (Докукин; † 2003).

475

 

 

отцу владыке митрополиту Никодиму1, который постриг его в монашество, рукоположил во епископа и содействовал его направлению сюда, в Ставрополь. Я знаю, как владыка мечтал о воссоздании Казанского собора, но не дожил до этого благодатного времени.

Я хотел бы сердечно поблагодарить владыку митрополита Феофана2, которому было поручено ответственное служение здесь, на Северном Кавказе, и который многое сделал для укрепления православной веры, для сохранения межнационального мира. Он строил храмы, работал с молодежью, взаимодействовал с представителями ислама, с местными властями. Вы, владыка, начали это строительство и довели его до куполов, приношу Вам благодарность от имени Церкви за эти труды.

Особое слово благодарности хотел бы обратить к Вам, владыка Кирилл. Вы восприняли бразды правления духовной жизнью Северного Кавказа, Ставропольского края в очень непростое время, когда закладывается фундамент будущего. Именно в это время мы создаем митрополии, увеличиваем количество епархий, чтобы активизировать церковную жизнь. Вам предстоят многие труды по взаимодействию с властями, с общественными организациями и движениями, с казачеством по пастырскому окормлению вверенного Вам народа.

1 Митр. Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов; † 1978).

2 Митр. Челябинский и Златоустовский (ныне Казанский и Татарстанский).

476


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.