Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении Божественной литургии в Никольском Черноостровском женском монастыре г. Малоярославца, 28. 10. 2012

КАЛУЖСКАЯ И БОРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НИКОЛЬСКОМ ЧЕРНООСТРОВСКОМ ЖЕНСКОМ
МОНАСТЫРЕ г. МАЛОЯРОСЛАВЦА

28. 10. 2012

Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Климент1! Уважаемый Анатолий Дмитриевич2, губернатор Калужской земли! Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства3! Досточтимая матушка Николая4! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы от всего сердца поблагодарить Вас, владыка, и матушку Николаю за добрые слова, за подарки5 и выразить глубочайшее удовлетворение в связи с тем, что Господь привел меня в октябре 2012 года в этот славный город, чтобы вместе с вами молитвенно вспомнить великий подвиг защитников Отечества6.

Двести лет назад у стен этого монастыря во многом решалась судьба России и даже Европы. Битва при Малоярославце, хотя и не была грандиозной по количеству участвовавших в ней войск, стала решающей, потому что потерпеть в ней поражение означало проиграть всю кампанию 1812 года, дать врагу вернуться назад, набраться сил и осуществить свой дерзкий план нападения на Россию уже в следующем году. Этого не произошло. Наши войска, заняв оборону за Малоярославцем,

1 Митр. Калужский и Боровский.

2 Артамонов А. Д.

3 Митр. Симбирский и Новоспасский Прокл (Хазов; † 2014); епп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий, Людиновский (ныне Козельский и Людиновский) Никита, Барышский и Инзенский Филарет.

4 Игумения Николая (Ильина), настоятельница Никольского Черноостровского монастыря.

5 Митр. Климент преподнес Его Святейшеству панагию с изображением Казанской иконы Божией Матери и икону свт. Николая Чудотворца, покровителя Черноостровской обители. Настоятельница монастыря подарила Предстоятелю Русской Православной Церкви выполненный в технике золотого шитья Корсунский образ Богородицы, в честь которого освящен один из храмов обители.

6 Первосвятительский визит был приурочен к торжествам по случаю двухсотлетия победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

453

 

 

были настолько сильны, что враг, которому в конце концов удалось войти в город и закрепиться в нем, не посчитал возможным на следующий день продолжить битву, понимая, что он ее проиграет, погубив армию и не дав солдатам никакого шанса вернуться на родину.

И потому Наполеон отступил. Хотя в списке его побед значится и Малоярославец, но, так же как и Бородино, то была не победа, а поражение, пусть не формальное, но по существу, которое предопределило гибель наполеоновской армии и последующее освобождение всей Руси и Европы от ига возгордившегося императора.

На стенах этого монастыря, на его вратах до сих пор сохраняются следы от картечи, от патронов, от всего того, что употреблялось тогда для умерщвления противника. И замечательно, что эти следы живы до сего дня, ведь они помогают нам понять, что означают подвиг и жертва, принесенные нашим воинством на этой земле.

Многим кажется, что двести лет — слишком большой исторический промежуток, чтобы сопереживать тому горю и страданиям людей. На самом деле, это миг в истории человеческой цивилизации. Мы знаем, как быстро течет время. Еще сто лет назад, когда праздновалось 100-летие победы над Наполеоном, были живы свидетели той войны, а многие из наших родителей, старших братьев и сестер как раз и родились в то время, в начале XX века. Вот так и смыкаются поколения, и срок, который кажется продолжительным, на самом деле не столь уж и значителен. Но не только поэтому у нас сохраняется трепетное воспоминание о подвигах войны 1812 года, но и потому, что та брань спасла нашу страну и наш народ, явив великий подвиг русского солдата.

Для того чтобы бросить вызов могучей армии, которая сметала все на своем пути, которая покорила всю Европу, нужно было быть сильнее. У нашего войска не было превосходства в вооружении и в количестве солдат, но у нас были сила духа и непоколебимая вера в правоту своего дела.

Во время первой Отечественной войны, как и во время второй, Великой Отечественной войны, для очень многих людей готовность идти на смерть, защищая Родину, связывалась с их пониманием смысла жизни, с тем, что это богоугодное дело, потому что Господь сказал: Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15,13). Именно эти слова стали основой величайшей патриотической традиции, которую всегда пестует, возгревает, сохраняет наша

454

 

 

Церковь, потому что любовь к Отечеству помогает нам воспитывать в себе великое и спасительное чувство любви, источником которого является Бог.

В сегодняшнем апостольском чтении мы находим слова апостола Павла к Галатам: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2,19-20). Что означает «сораспялся»? У этого слова может быть много смыслов, но, поскольку крест является символом страдания, сораспятие Христу на кресте есть в первую очередь свидетельство готовности человека нести свой собственный крест, свои страдания и муки.

Великие мучения, которые принял наш народ и в первой, и во второй Отечественной войнах, в особом, духовном, возвышенном, вечном смысле явили собой это сораспятие, потому что люди умирали не за свои собственные интересы — они приносили себя в жертву ради других, ради своего народа, ради Отечества.

Но есть и иной смысл в словах: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. Сораспятие означает также принятие на себя Божией правды, готовность жить по Божиему закону. В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 8, 5-15) мы находим замечательные слова о семени — о слове Божием, которое падает при дороге — и его уносят птицы; падает на каменистую почву — и засыхает, ибо не имеет корня; падает в терние, то есть в траву, — и погибает, потому что восходит трава и не дает ему прорасти; но оно падает также и на добрую почву — и тогда приносит великий плод.

Принять на себя Божию правду, сораспяться Христу значит принять семя — слово Божие — в свое сердце, сделав его удобренной почвой. Не так, чтобы диавол мог истребить это слово всевозможными искушениями и соблазнами, опасными, лживыми учениями. Не так, чтобы упавшее семя могло бы засохнуть, не имея корня. И уж совсем не так, чтобы стремление к наслаждению, к богатству, суета мирская могли заглушить побег. Сораспяться Христу означает принять слово Божие таким образом, чтобы оно приносило плод, чтобы величайшие Божественные заповеди, которые для одних являются великой мудростью, открывающей людям тайну человеческого бытия, а для других — безумием (1 Кор. 1,23), вошли в нашу плоть и кровь, преобразили сознание, укрепили волю, чтобы мы могли сопротивляться и диаволу, и многим искушениям, и соблазнам, и каменистой почве, которую сегодня часто

455

 

 

представляют современная бездуховная культура и обезбоженная жизнь общества. Сораспяться Христу, приняв Божию правду, означает быть сильным настолько, что когда потребуется, то и жизнь свою отдать.

Божия правда делает человека сильным, независимым, подлинно свободным — не в том смысле, в каком провозглашал свободу Наполеон, а в подлинном, как говорил о свободе апостол Павел (2 Кор. 3,17). Подлинная свобода есть освобождение от зла, раскрепощение своей порабощенной грехом природы навстречу Божиему слову и Божией правде.

Все то, что мы сегодня празднуем, имеет глубочайший духовный смысл. Из побед, которые совершились двести лет назад здесь, в Малоярославце, или на Бородинском поле невозможно сделать лишь внешние выводы — о превосходстве одного полководца над другим, о правильности ведения боевых действий или о каких-то иных обстоятельствах, которыми светские историки часто пытаются объяснить ту или иную победу или то или иное поражение. Для нас, людей веры, то, что произошло здесь, является выражением величайшего духовного подвига нашего народа, воспитанного в Православии, взращенного в той Божией правде, ради которой готов был сораспяться Христу апостол Павел. Как важно, чтобы сегодня мы, живущие в XXI веке, отделенные от тех событий рекой времени, были способны, когда будет нужно, повторить этот подвиг, а для этого нужно быть верными Христу, сораспинаться Ему, живя по Божией правде, доколе не отобразится в нас Христос! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.