Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Интервью телеканалам Молдовы и Румынии по итогам визита в Республику Молдова, 10. 10. 2011

ИНТЕРВЬЮ ТЕЛЕКАНАЛАМ МОЛДОВЫ И РУМЫНИИ
ПО ИТОГАМ ВИЗИТА В РЕСПУБЛИКУ МОЛДОВА

10. 10. 2011

Телеканал «Prime» (Молдова)

Ваше Святейшество! От имени телекомпании «Prime» и наших телезрителей позвольте выразить Вам наше уважение и почтение. В предвкушении интереснейшей беседы с человеком, который имеет колоссальный опыт телевизионного общения, начну с вопроса: как обстоят дела в Молдавской митрополии? Что необходимо изменить, исправить или модернизировать? Как Вас встретила молдавская паства, какое впечатление она произвела на Предстоятеля Русской Православной Церкви? Прошу Вас оценить деятельность Молдавской митрополии по принятой в нашей стране десятибалльной оценочной шкале.

Я хочу вначале сказать о пастве и, пользуясь случаем, сердечно поблагодарить всех граждан Молдовы за очень теплый прием. Когда люди молятся вместе с Патриархом и вы видите светлые лица и слезы на глазах, не нужно никаких аргументов. Человеческое сердце воспринимает эмоциональный посыл, идущий извне, как самый чуткий радар, настроенный на сигнальную систему, которую установил Сам Бог и заложил в нашу природу. Мы ведь общаемся не только словами, символами, знаками — мы перекликаемся сердцами. Каждый хорошо знает: встречаясь с тем или иным человеком, мы можем сказать, светлый он или нет, светящийся у него взор или потухший, просто посмотрев ему в лицо. Я увидел сияющие глаза молдавской паствы, — это очень важный показатель, в том числе и социологический. Он свидетельствует о динамизме, пассионарности народа, который проходит через непростой исторический период. В экономике, в политической жизни

1 Митр. Кишиневский и всея Молдовы.

289

 

 

Молдовы мы наблюдаем трудности, но если при этом сохраняется высокий уровень активности, это означает, что люди способны изменить действительность к лучшему.

Что же касается Молдавской митрополии, то за последние годы здесь открылось наибольшее количество приходов на душу населения, если сравнивать со всей прочей канонической территорией Московского Патриархата, тут практически в каждом населенном пункте есть храм и священник. Когда началось массовое открытие храмов, то у многих наблюдавших за религиозной жизнью Молдовы со стороны возникало беспокойство: высок ли уровень священнослужителей, достаточно ли они подготовлены, способны ли вступать в диалог с современным человеком? Сегодня мы можем свидетельствовать, что большая часть духовенства имеет хорошее богословское образование, а нередко и высшее светское образование. Я возлагаю очень большие надежды на наших пастырей. Но ни по пятибалльной шкале, как в России, ни по десятибалльной, как в Молдове, оценивать не хочется, ведь усредненной оценки быть не может: где-то есть несомненные достижения, прорывы, а где-то еще многое надо сделать, на что-то обратить внимание и подправить.

Я благодарю Бога за то, что Синод Православной Церкви в Молдове сегодня тщательнейшим образом изучает, анализирует церковную ситуацию. Под председательством владыки митрополита Владимира принимаются правильные, мудрые решения, и я очень надеюсь, что епископат Православной Церкви Молдовы, ее Предстоятель сделают все для того, чтобы церковная жизнь в вашей прекрасной стране была поднята на более высокий уровень.

С Вашего позволения, я хотел бы поговорить о глобальных проблемах. Что, с Вашей точки зрения, вот уже целый год происходит в мусульманской Африке? Складывается ощущение, что за разговорами о правах, свободах и диктаторах-самодурах скрывается нечто, что нам, простым смертным, пока неведомо. Не готовится ли на христианскую Европу поход под зеленым знаменем ислама?

Я пока не могу — из-за отсутствия полной информации о происходящем в Северной Африке, в арабских странах — дать окончательный анализ. Но мы озабочены тем, что никому — ни Вам, ни мне, ни мировой общественности — не ясно, что сегодня там происходит, была ли это народная инициатива, или (изберем самую мягкую формулировку) этим процессам содействуют из-за рубежа. Насколько это спонтанное,

290

 

 

естественное волеизъявление народа, который не согласен со своими правителями, а насколько вся ситуация была организована извне? В любом случае политологи нам потом об этом расскажут, ведь в наше время нет возможности все скрыть... К счастью, в Интернете вдруг начинают появляться документы, и общество узнаёт, что некоторые события имеют под собой совершенно прагматическую, прозаическую подоплеку. Может быть, что-то подобное мы узнаем в будущем и об этой ситуации. Но есть нечто, что у меня вызывает большую озабоченность: ни в коем случае нельзя, чтобы в глазах арабского мира Европа воспринималась как агрессор. Это необходимо предотвратить, ведь для глубоко религиозного исламского населения европейцы — это христиане, хотя сегодня Европа, простите, стала секулярной и почти не связывает себя с христианством. На уровне «улицы» многие воспринимают политическую и военную вовлеченность Европы в решение проблем арабского мира как некую борьбу, которую христиане ведут с исламом. Очень важно не допустить межрелигиозного, межцивилизационного обострения, потому что в мире глобализма это может больно отозваться не только на Ближнем Востоке, но и на европейских странах.

Ваше Святейшество, Вам не кажется интересной мысль о том, чтобы под эгидой Патриарха Московского и всея Руси собрать за одним круглым столом международную конференцию с участием представителей всех мировых религий, ведущих ученых планеты, нобелевских лауреатов и обсудить наиболее интересные и самые щепетильные тенденции нашей цивилизации в XXI веке? Например, ввергнет Землю в тартарары запуск и работа Большого адронного коллайдера1 или, наоборот, поможет доказать существование Господа Бога и Его замыслов?

Существуют программы диалога между Церковью, богословами и учеными-естественниками. В далеком 1979 году я был одним из сопрезидентов Всемирной конференции «Вера, наука и будущее», которая проходила в Массачусетском технологическом институте. Тогда впервые на уровне международной христианской общины и международного научного сообщества состоялся очень серьезный разговор о философских и мировоззренческих последствиях научно-технического

1 Ускоритель заряженных частиц, предназначенный для разгона протонов и тяжелых ионов и изучения продуктов их соударений. При запуске коллайдера широко обсуждалась возможность катастроф, способных привести к гибели Вселенной.

291

 

 

прогресса. В каком-то смысле этот диалог никогда не прекращался. В России существует достаточно устойчивая система постоянного обмена мнениями между учеными и богословами, поэтому я не думаю, что нужно специально говорить о коллайдере...

Это как пример...

Но необходимо говорить о философии новейшего времени, о том, чем является для человека неудержимый научно-технический прогресс, что происходит в результате внедрения новейших технологий в реальную жизнь, гуманизирует это действительность или максимально механизирует ее, порождает отчуждение или так мы приближаемся к Богу, к природе, друг к другу. Такого рода вопросы нужно рассматривать сообща, потому что у богословов, у представителей Церкви есть на это свой взгляд, зачастую критический, но ни в коем случае не профанный. К тому же любые выводы надо подкреплять ссылками на научную экспертизу, иначе дискурс не может быть убедительным для всех.

Один из молдавских епископов, Ваш бывший ученик, отзывался о Вас так: «Патриарх Кирилл — блестящий эрудит, интеллектуал, человек, который может поддержать и расширить любую тему — от правил этикета до шедевров мировой литературы». В связи с этим разрешите полюбопытствовать: легендарные и неоднозначные персонажи мировой литературы, такие как Воланд в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова или Мефистофель в «Фаусте» Гете, вызывают у Вас неприятие, как ярчайшие представители оппозиции к христианству, или человеческое любопытство?

Если позволите, о Гете я сейчас говорить не буду, потому что нам просто не хватит времени. А на творчестве Булгакова я остановлюсь — он близок нам по времени, писал о нашей стране. Существует огромное количество интерпретаций того, в чем смысл романа «Мастер и Маргарита». Одни считают, что Булгаков, отойдя от Церкви, намеренно извратил евангельское повествование, создал некий миф, связанный с жизнью Иисуса Христа, что было естественной реакцией писателя на официальное христианство, с которым он себя больше не отождествлял. Но я критически отношусь к этому толкованию. Ознакомившись с биографией Булгакова, я понял, что он не был вовлечен в идеологические дебаты и менее всего был склонен вступать на путь антирелигиозной борьбы. Действительно, хотя писатель происходил

292

 

 

из священнической семьи, он не был практикующим христианином. Однако, насколько он отошел от веры, никто не знает — мало кто тогда делился такими сокровенными мыслями.

Но вот что удивительно! Представьте себе: конец 1920-х годов, Советский Союз, прошла первая волна массовых гонений на христиан, закрытия храмов, расстрелов, жизнь начала понемногу стабилизироваться и Церковь, будучи угнетаемой, все-таки как-то существует... Можно ли было в то время написать роман о Христе? Если бы Булгаков и написал, мы, наверное, об этом произведении ничего не узнали, по крайней мере до крушения СССР. Булгаков затевает невероятный по своей силе эксперимент. Он вводит сверхчувственное диавольское начало (потому что Божественное начало не «прошло» бы) в контекст современной ему Москвы, в соприкосновение с реальной жизнью людей.

Что же происходит? Давайте посмотрим повнимательнее. Ведь Воланд выглядит приличнее, чем москвичи. С какой страстью люди вовлекаются в игру с диаволом! С какой легкостью они принимают его искушения! Насколько они хуже, чем он! Показать ужасное падение нравственности тогдашнего советского человека, запечатлеть его отношение к добру и к злу — продажности, коррумпированности, беспринципности — было возможно только в рамках метафизической притчи. Никто же не верил в диавола, как никто не верил и в Бога — вот и читали роман как сказку. Но это иносказание дало людям возможность посмотреть на самих себя, соотнося собственные убеждения и образ жизни с самым темным и дурным, что только может существовать, — с диаволом.

А ведь в каком-то смысле враг рода человеческого господствовал в том обществе, он был главным. Каким иным способом можно было громко, на всю страну сказать, что мы во власти сатаны, что он нами управляет? Булгакову мастерски удалось это сделать, поэтому я не оцениваю и не хочу говорить на тему о том, насколько повесть о Понтии Пилате соответствует реальности. Не соответствует! Да, этот роман не соответствует православным канонам, но какая от него польза! Булгаков впервые в послереволюционное время, когда в стране уже не было никакой свободы, сказал о господстве темной силы в жизни советского общества. Думаю, именно поэтому его роман стал бессмертным.

Раз уж мы затронули предельно щепетильную, пограничную тему, то ответьте, пожалуйста, еще на один вопрос из этой сферы. Быть или

293

 

 

не быть смертной казни за тягчайшие преступления, в том числе против детей? Что думает по этому поводу высший иерарх Русской Православной Церкви? Вам не кажется, что временами Европа навязывает нам ценности, которые не соответствуют нашим историческим и культурным традициям? В конце концов, очень многие люди задают себе вопрос: почему мы, простые смертные, налогоплательщики, должны содержать за свои деньги в местах пожизненного лишения свободы террористов, маньяков и насильников?

Вы, конечно, знакомы со статистикой? Абсолютное большинство граждан в Молдове, в России, на Украине выступают за смертную казнь.

Да, в этом мы близки...

Когда нас спрашивают о том, каково принципиальное отношение Церкви к смертной казни, мы отвечаем, что в церковном Предании нет порицания смертной казни, нет отказа от нее. Господь Иисус Христос, Который Сам был распят, прошел через распятие, нигде не сказал, что никого нельзя казнить, и у святых отцов мы этого не находим. Поэтому отказ от смертной казни преступников является не результатом христианской традиции, а следствием новой либеральной философской идеи, которая появилась в западноевропейском пространстве.

Но хотя Церковь никогда не была против смертной казни, она выступала против ее применения. В Российской империи случаев применения смертной казни было немного, потому что Церковь печаловалась, как в то время говорили, о преступниках, она словно брала их на поруки, просила не приводить смертную казнь в исполнение, с тем чтобы священники, духовники могли склонить человека к покаянию.

Поэтому, не порицая смертную казнь теоретически, Церковь фактически сводила ее на нет. Если Вы меня спросите, то я скажу, что я против смертной казни в современной России (я веду речь о Российской Федерации, сейчас для меня это проще, чем говорить о Молдове). Позвольте объяснить почему. Сегодня, чтобы устранить конкурента, заказывают киллера. При нынешнем состоянии наших судов, если будет применяться смертная казнь, будут убирать людей «по закону». Это страшная опасность — было несколько случаев, когда в конце концов становилось известно, что осужденный не виноват. Поэтому если и говорить о возвращении к применению смертной казни, то в совершенно конкретных случаях, когда речь идет о маньяках, о массовых убийствах,

294

 

 

о террористах. Абсолютно ясно, что должны быть неопровержимые доказательства, что человек действительно был преступником, а не кто-то вынудил его принять вину на себя.

Давайте начнем эффективно изменять судебную систему в наших странах. Суд должен быть неподкупным и авторитетным, следственные органы — работать безукоризненно, чтобы имеющаяся в уголовном праве мера наказания в виде смертной казни ни в коем случае не стала способом расправы с неугодными.

Даже если на это уйдет сто лет?

У меня более оптимистичный взгляд на вещи. Думаю, с Божией помощью положительные перемены в жизни наших обществ и государств будут сейчас осуществляться гораздо эффективнее и ста лет не потребуется.

Ваше Святейшество, позвольте о личном. Как складываются Ваши рабочие и выходные дни? Патриарх может себе позволить рассказать анекдот? Можно ли отнести к Вам выражение «трон власти покрыт льдом, там очень тоскливо и одиноко и нет настоящих людей»?

Самый трудный для меня вопрос — в отношении выходных дней. Я затрудняюсь вспомнить, когда у меня был свободный день. Даже если мне не надо ехать на встречу с людьми, я работаю с документами, которые накапливаются иногда в таком огромном количестве, что приходится прочитывать до трехсот страниц в день. А если к этому вы добавите телефонные звонки, встречи с людьми, поездки, то получится примерный средний объем работы Патриарха. Поэтому отдохнуть не удается. Я говорю об этом не со скрытой надеждой, что люди скажут: «Вот какой Патриарх! Какой он трудолюбивый, какой умница, сколько работает, как много читает!» Может быть, напротив — Патриарх не умеет управлять своим временем? А если серьезно, я стараюсь внести порядок в свою работу, потому что без отдыха человек не может трудиться, так нас сотворил Господь. Седьмой день был создан Им как день отдохновения. Поэтому я очень надеюсь, что сумею, с помощью своих помощников, организовать рабочее время.

Я считаю, что отсутствие юмора — это очень опасное явление. Улыбка не только позволяет эмоционально разгрузиться, но и помогает иногда разрешить напряженную ситуацию, например семейную драму, — люди обретут иную точку зрения на то, что происходит, посмотрят

295

 

 

друг на друга и рассмеются. Нехватка юмора, наоборот, часто провоцирует семейные конфликты. Я глубоко убежден в том, что чувство юмора — это очень важная составляющая человеческой личности. А анекдоты я люблю слушать, но не умею их запоминать.

А что касается «трона власти и одиночества»?

Вы о каких-то страшных словах, о льде... Я вообще холода боюсь. Но одиночество, видимо, — это то, что до конца дней будет сопутствовать мне как Патриарху. Оно сопровождало и всех моих предшественников. То, что я сейчас скажу, — очень личное, но я хочу, чтоб Вы меня правильно поняли: у Патриарха не может быть друзей, у него паства. Дружба в обычном, бытовом смысле этого слова, я думаю, практически невозможна.

Смелое заявление.

Очень честное заявление. Потому что все силы Патриарха уходят на то, чтобы быть пастырем для всех. Дружба предполагает избранный круг людей, любимчиков, тех, кто находится ближе, чем другие. Думаю, это контрпродуктивно. Патриарх должен быть открыт для всех. С другой стороны, конечно, с кем-то он встречается часто, с кем-то реже. Но мне кажется, что все силы Патриарха должны уходить на пастырскую любовь к людям, и если это так, то ни на что другое сил уже не остается.

Ваше Святейшество, мне остается сказать Вам большое спасибо за предельную искренность и интересную беседу. Позвольте пожелать Вам от всех нас здоровья и Божией благодати в Вашем пастырском служении Русской Православной Церкви, России и ее народу. Большое спасибо.

Благодарю вас. Спасибо.

Телеканал TVR-1 (Румыния)

Ваше Святейшество, мой первый вопрос касается принятых ранее документов Русской Православной Церкви, содержащих обширную социальную программу. Расскажите, пожалуйста, о пастырских приоритетах Церкви, а также о Вашей точке зрения на модернизацию языка и деятельности Церкви в современном высокотехнологичном мире.

В 2000 году мы приняли «Основы социальной концепции» Русской Православной Церкви. В этом фундаментальном, базисном

296

 

 

документе были сформулированы основные приоритеты, он помог нам выстроить целую систему для осуществления социальной работы на уровне епархий, приходов и монастырей. Сегодня есть несколько направлений деятельности. Прежде всего это помощь прихожанам. Нередко не нужно идти далеко за пределы прихода, чтобы помочь людям. В одном храме могут стоять очень богатый человек и бедняк, рядом молятся счастливые родители с детьми и одинокие пенсионеры. Когда мы стали обсуждать, как организовать в Церкви социальную работу, то подумали, что в первую очередь нам нужно начать с тех, кто близок: обеспечить материальную поддержку малоимущим мирянам, помочь одиноким, прийти на выручку страдающим алкоголизмом. В молодежной среде тоже много проблем, которые часто толкают подростков на радикальные поступки в общественном пространстве.

Сейчас базисные идеи, заложенные в нашу Концепцию, начинают осуществляться в Русской Церкви. Мы хотим, чтобы каждый храм, продолжая оставаться местом молитвы, духовничества, одновременно стал социальным центром местной общины, куда приходили бы молодые люди, чтобы заниматься при храме интеллектуальной работой, изучать иностранные языки, литературу или даже посещать компьютерные курсы, заниматься спортом, организовывать путешествия... Община может стать образовательным центром и в более широком смысле, потому что у современного молодого христианина должны быть ответы на все вызовы времени. Хотя, конечно, при каждом храме желательно иметь и обычную воскресную школу, где изучают историю религии, основы Православия. Безусловно, заботу надо проявлять не только о молодежи, но и о пожилых людях, о немощных стариках, как о мужчинах, так и о женщинах.

Спасибо большое, Ваше Святейшество. Еще один вопрос. Как бы Вы охарактеризовали уровень духовности мира в настоящее время, какой, по Вашему мнению, должна быть роль Православия в обществе?

Совершенно очевидно, что современное общество технологически очень бурно развивается. Если оценивать не только техническую сторону развития, но и его интеллектуальную составляющую, то и здесь несомненные перемены к лучшему. Однако в современном обществе происходит нечто очень опасное: под влиянием современной философии из сознания человека уходит понятие греха, подменяемое плюрализмом мнений.

297

 

 

Трагедия эпохи постмодерна заключается в том, что вместе с правдой хочет уживаться ложь, вместе со святостью — грех. Если вы обращаетесь к современному человеку, особенно в публичном пространстве, то всегда найдутся люди, которые спросят: «А кто будет судить, что добро, а что зло? Церковь хочет присвоить себе это право? Мы в прошлом это уже проходили, и такое нас не устраивает». Нет, мы не хотим возлагать это на себя, в конце концов, определять, что хорошо, а что плохо, может каждый человек. Но должен быть объективный критерий, и Церковь настаивает на его наличии. Она утверждает, что в Священном Писании таким ориентиром являются десять заповедей. Нравственное чувство человека удивительным, таинственным образом скоординировано с Декалогом и тоже является абсолютным критерием. Но для того чтобы он не был размыт и уничтожен, важно принять Божественный авторитет, который поможет нам остаться людьми. Тогда вы никогда не перепутаете добро со злом. Но если разбить этот краеугольный камень — что и происходит в жизни современной цивилизации, — тогда будет упразднено различие между святостью и грехом и люди с легкостью станут принимать ложь за правду.

Прибавьте сюда попытку политически манипулировать этими понятиями, и перед вами предстанет страшная картина, когда речь идет уже о выживании человеческого рода, потому что там, где зло, — там смерть. Зло никогда не останавливается, оно динамично развивается, пока вы его не пресечете. Преступник залез к вам в карман в автобусе, и его не схватили — потом он влезет в ваш дом. Когда его не поймают и там, он может закончить тем, что убьет человека. Зло постоянно нарастает, ему надо помешать. Ведь если человечество в глобальном масштабе смешает добро с грехом, то апокалиптическая картина мира станет реальностью.

Вы сказали о роли Православия. Мы должны во весь голос говорить о необходимости абсолютного критерия в нашей жизни, о сохранении нравственной природы людей. Мы будем кричать о грехе как о страшной опасности для личности, семьи, общества, для всего человеческого рода. Наши слова очень многим не по душе, от них будут отмахиваться, скептически улыбаться, говорить, что мы консерваторы, что это вчерашний день. Не надо бояться. У апостола Павла есть такие слова: Настой во время и не во время (2 Тим. 4,2) — это и есть профетическое служение Православной Церкви миру. Сегодня оно не может быть ярко и гром-

298

 

 

ко представлено абсолютно всем, но тем не менее оно несет в себе залог того, что люди не утратят способность различать добро и зло.

Спасибо большое, Ваше Святейшество.

Телеканал «Молдова 1»

Ваше Святейшество, как изменились Ваши представления о Молдове после этой пастырской поездки? Каковы Ваши главные впечатления? Как Вы можете оценить визит в нашу страну и что бы Вы хотели передать ее гражданам?

Я неоднократно бывал в Молдове в сане митрополита и встречался с владыкой Владимиром1, с епископатом, с духовенством, с государственными деятелями.

Конечно, нынешний приезд отличается от тех, что были прежде. Я приехал сюда к своей пастве, к своему народу. Это не красивые слова. Во время молитвы — а когда молишься, нет лжи — я ясно почувствовал свое единство с молдавским народом, с благочестивыми молдавскими верующими.

Хотя моя программа была ограничена, я увидел замечательные монастыри и храмы, у меня была возможность подолгу беседовать с епископатом, с представителями духовенства. Я с благодарностью Богу свидетельствую об очень больших успехах в жизни Православной Церкви Молдовы и православного молдавского народа. Я хочу пожелать всем, кто меня сейчас слышит и видит, хранить православную веру и единство Церкви, употреблять все силы для того, чтобы общество консолидировалось, а страна вышла из затяжного политического кризиса, чтобы у людей появился энтузиазм трудиться, зарабатывать деньги, развивать экономику. Я верю, что так и будет. Церковь горячо молится, чтобы Господь приклонил милость к благочестивому, трудолюбивому и душевно теплому народу Молдовы, к этой светлой, красивой, гостеприимной стране.

Спасибо, Ваше Святейшество.

1 Митр. Кишиневский и всея Молдовы.

299


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.