Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по совершении чина великого освящения верхнего храма в честь Архангела Михаила и Небесных Сил Бесплотных и Божественной литургии в новоосвященном храме Всехсвятского скита Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 10. 07. 2011

СЛОВО ПО СОВЕРШЕНИИ ЧИНА ВЕЛИКОГО
ОСВЯЩЕНИЯ ВЕРХНЕГО ХРАМА В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА
МИХАИЛА И НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ
И БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В НОВООСВЯЩЕННОМ
ХРАМЕ ВСЕХСВЯТСКОГО СКИТА ВАЛААМСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

10. 07. 2011

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Владыка наместник2, игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодня, в четвертое воскресенье после Пятидесятницы, когда Церковь вспоминает многих святых, мы совершили освящение главного храма Всехсвятского скита на Валааме. Храм небольшой, скит словно затерялся в лесу, на далеком острове, но то, что сегодня произошло, имеет огромное значение для духовной жизни нашего народа и всей страны, потому что здесь — место подвига валаамских отцов, которым даже пребывание в главном монастыре казалось недостаточным для возложения на себя духовных вериг и аскетического делания.

Более сорока лет назад, будучи еще совсем молодым человеком, я как турист в первый раз приехал на Валаам. После осмотра монастыря я спросил у экскурсовода, как пройти к Всехсвятскому скиту. Мне сказали, что пройти туда невозможно: дорога долгая, там никого нет и одному по лесу ходить не стоит. Но я все-таки узнал дорогу и пошел к скиту. Войдя в ограду, я был поражен, с одной стороны, красотой сего места, а с другой — мерзостью запустения (Дан. 9, 27). Слова экскурсовода о том, что в лесу есть звери, оказались правдой: внутри ограды стоял лось и смотрел на меня, словно пересекая дорогу, ведущую к храму. Помню, как я спокойно двинулся навстречу ему, и лось без всякого страха отошел в сторону, пропустив меня. Я вошел под своды обезображенного, изуродованного храма, и мое сердце исполнилось великой скорби. Там я подумал: если Валаамский монастырь не отдадут Церкви, пусть хотя бы вернут Всехсвятский скит, где можно было бы возобновить монашескую жизнь. А сегодня монастырская, духовная жизнь

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; еп. Солнечногорский (ныне архиеп.) Сергий.

2 Еп. Троицкий Панкратий, наместник Валаамского монастыря.

34

 

 

возобновилась на всем Валаамском архипелаге! Один из важных заключительных аккордов этой восстановительной работы — освящение храма в честь Небесных Сил Бесплотных, главного храма Всехсвятского скита.

Многим современным людям непонятен подвиг монашества. Почему некоторые уходят из мира и лишают себя главного — того, что мы связываем со словом «свобода», ради которой на протяжении всей истории человечества скрещивались мечи и копья, стреляли ружья и пушки? Ведь почти все конфликты и войны происходили из-за того, что кто-то хотел получить больше свободы. А современные верующие, будучи в ясном уме и трезвой памяти, уходят в монастырь, принимают обеты, обещая быть послушными Священноначалию и как бы лишая себя всякой воли.

Действительно ли это так? Ответ на этот вопрос содержится в сегодняшнем апостольском чтении — в 6-й главе Послания к Римлянам, где апостол Павел говорит слова, имеющие колоссальное философское значение, но которые современные люди не слышат, даже стремясь к свободе: Освободившись... от греха, мы стали рабами праведности (Рим. 6,18). Это свидетельство того, что абсолютная свобода — это миф, иллюзия, сказка, блесна. Как умелый рыболов ловит рыбу на блестящий кусочек металла, так и многие люди попадаются на подобную «блесну», лишая себя вообще всякой свободы.

Дело в том, что человек не может быть независимым — он становится либо рабом греха, либо рабом праведности. Апостол говорит, что подлинная свобода есть избавление от греха, потому что когда человек обретает праведность, он обретает связь с Богом. Именно Господь даровал нам возможность и способность выбора между добром и злом. Мы становимся рабами праведности и находим свободу в Боге. Если же мы рабы греха, об этом не может быть и речи. Мы сковываем себя своими инстинктами, хотениями, плотью, стереотипами мышления и моделями поведения, которые предлагает нам внешний мир. Мы живем так, как нам указывают, одеваемся, во что нам говорят, читаем книги, которые нам рекомендуют, восхищаемся фильмами, которыми кто-то уже восторгается. Мы как поезд, который перемещается в пространстве, но разве можно назвать это движение свободным? Ведь он не может свернуть ни вправо, ни влево — едет только по рельсам. Так и тот, кто порабощает себя греху, несется по безумной, диавольской колее,

35

 

 

концом которой является, как говорит в своем Послании к Римлянам апостол Павел, смерть — не то физическое умирание, через которое каждый из нас пройдет, а гибель души, смерть человека для Царствия Божиего, для жизни вечной.

Приходя в монастырь, монахи освобождаются от этой колеи. Никакие стереотипы, веяния моды и распоряжения тех, кто привык давать указания миру, не воспринимаются иноком. Он готовит себя для праведности и, живя в стесненных обстоятельствах, делается свободным от того, от чего не могут освободиться даже самые сильные и могущественные люди на земле. Он обретает свободу во Христе.

У Василия Великого мы находим замечательные слова: «Невозможно, чтобы в душе царствовали грех и Бог»1. Их следует понимать правильно. Они не означают, что мир делится на святых и грешников, и праведник не имеет греха, слабости или несовершенства. Здесь главное слово «царствует». Если в душе человека царствует Господь, это не значит, что человек святой, что он не падает, не ошибается, не разбивает о тяжкую реальность современной жизни руки и ноги, а иногда и голову. Все может быть. Но важно, чтобы в жизни царствовал Бог, а не грех!

Царство Божие мы опознаём нашей способностью верить в Господа. Когда мы лишаемся этого дара, Он больше не владычествует в нашем сердце. Мы распознаём присутствие Бога в жизни голосом совести, когда что-то вдруг начинает нас беспокоить — так мучительно, что с этим чувством не совладать. Если мы сознаём, что причиной беспокойства является наш грех, слабость, несовершенство, это означает, что Бог царствует в нашем сердце, поддерживая голос совести. Тогда приходит покаяние, желание изменить жизнь к лучшему, преодолеть свои прегрешения добрыми делами, духовным подвигом и через это обрести свободу от сковывавших нас внешних обстоятельств, влекущих во власть греха.

Освящение этого небольшого — по сравнению с великими соборами нашей земли — храма во Всехсвятском скиту Валаамской обители не случайно совпало с днем, когда апостол обращает к нам великие слова о сути и смысле человеческой свободы. Да поможет Господь всем нам — монашествующим и мирянам, знатным и простым, богатым и бедным, образованным и простецам — быть свободными от греха,

1 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийской. 4-е изд. Сергиев Посад. 1900. Ч. I. С. 329.

36

 

 

чтобы поработить себя праведности, войти в Божий мир и в жизнь вечную, как свидетельствует о том в сегодняшнем чтении апостол Павел! Молитвами всех святых да укрепит нас Господь на таком жизненном пути! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.67 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.