Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на церемонии закрытия V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры, 18. 04. 2013

СЛОВО НА ЦЕРЕМОНИИ ЗАКРЫТИЯ
V ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

18. 04. 2013

Уважаемые организаторы и гости сегодняшней церемонии! Дорогие мои молодые друзья, братья и сестры! Я очень рад видеть всех вас в соборном зале Храма Христа Спасителя.

Из ролика, который мы только что посмотрели, становится ясно, что за время существования олимпиады пройден огромный путь. Количество ее участников и людей, вовлеченных в эту программу, возросло до 250 с лишним тысяч. Конечно, эти 250 тысяч — пока еще капля в море, но, несомненно, огромная работа, которая осуществляется в связи с подготовкой и проведением олимпиады, вовлекая все большее количество людей, становится очень важным фактором в образовательной, духовной и культурной жизни нашего народа, — и не только Российской Федерации, но, как мы знаем, в эту деятельность вовлекаются и наши братья и сестры из ближнего и дальнего зарубежья.

Преподавание Основ православной культуры, знакомство наших детей и молодежи с замечательным пластом мировой культуры, заложившим основу духовного и национального бытия нашего народа, имеет очень большое значение. На основе прочного фундамента христианских ценностей сформировались не только культура, но и духовно-нравственный облик человека. Христианская традиция является незыблемым камнем, на котором нравственное начало человека может развиваться и приносить добрые плоды. Если же говорить о внерелигиозной морали, то ее нельзя назвать камнем — это зыбкая почва. Почему зыбкая? А потому, что внерелигиозная мораль возводит принципы нравственной жизни не к абсолютному и непререкаемому Началу, Которым является Бог, а к обстоятельствам жизни, к меняющемуся историческому и культурному контексту. И получается так, что внерелигиозная мораль влечет за собой некую относительность нравственных понятий. Что сегодня хорошо, то завтра может быть плохо. Что для одного народа хорошо, для другого может быть плохо. Что для богатых хорошо, то для бедных может быть плохо. И мы знаем, что относительность морали порождала самые страшные, в том числе человеконенавистнические идеологии, жертвами которых становились миллионы людей.

371

 

 

Именно поэтому нравственное возрастание личности на основе твердого фундамента христианской веры программирует нравственное здоровье общества. А нравственное здоровье общества зависит не только от уважения людей к нравственным принципам, но и от воспитания личности в нравственной системе координат на основании этих принципов.

Вот это, может быть, самое главное сегодня для молодежи, потому что в современном информационном пространстве имеется огромное количество идей, мыслей, предложений, взглядов. И когда современный молодой человек через Интернет погружается в эту стихию, ему бывает очень трудно разобраться, где правда, а где ложь. В современном информационном пространстве этой ясности нет: ложь может скрываться под маской правды, а самое гадкое, разрушительное зло — под личиной добра. Отличить добро от зла очень непросто, тем более что влиятельнейшие СМИ, к сожалению, нередко работают на то, чтобы пропагандировать зло, представляя его либо в качестве добра, либо в качестве одной из альтернатив поведения, вполне приемлемых для современного человека.

Однако воспитание личности на основе нравственных принципов христианства дает человеку возможность стоять на действительно прочной основе. Мы знаем, что от фундамента зависит прочность здания. Если фундамент прочный — здание стоит долго. А если фундамент непрочный, с изъянами, не говоря уже о зыбкой почве, то на этом месте может быть построено прекрасное здание, но через некоторое время оно разрушится.

Вот для того чтобы личность человека никогда не разрушилась, ее фундамент должен быть твердым. Я уже сказал о том, что наша православная духовная культура основана на таком фундаменте. Поэтому, приобщаясь к культуре, к православной культуре, мы одновременно впитываем нравственные идеи, нравственные постулаты, автором которых является не тот или иной политический лидер, не тот или иной философ, не та или иная партийная группа, не та или иная мощная группа влияния, а Сам Господь Бог. Именно благодаря абсолютной ценности и Божественному происхождению нравственности она и существует в мире, несмотря на то, что человек нередко согрешает, всякий раз преступая тем самым Божественный нравственный закон.

Именно об этом мне хотелось сегодня сказать. Мы ведь неслучайно начали проводить олимпиаду и неслучайно стремимся к тому, чтобы

372

 

 

Основы православной культуры изучали как можно больше людей, как можно больше молодежи. Мы хотим построить справедливое процветающее общество, из которого навсегда ушли бы коррупция и криминал. Наблюдая иногда по телевидению страшные картины происходящего, мы все ужасаемся им, включая даже тех, кто сам вносит свой вклад в разрушение нравственных христианских основ в жизни нашего народа. Однажды, обращаясь к одному из тех, кто оказывает реальное влияние на очень важные средства массовой информации, я спросил: «Неужели вы не задумываетесь о том, что пилите сук, на котором сами сидите? Ведь разрушение нравственности затронет и вас, и ваших детей, и вашу семью». Не видят этого люди...

Для того чтобы обострить нравственное чувство, чтобы воспитать нравственно целостную личность, способную отличать добро от зла, мы и преподаем эти замечательные дисциплины. Радуюсь тому, что сегодня это делает не только Церковь, но и педагогическое сообщество, которое активно включилось в преподавание Основ православной культуры. И радуюсь, что все больше и больше людей выбирают именно этот модуль и изучают православную культуру в школьной программе. Но ведь речь идет не только о школьной программе. Я ознакомился с вопросниками и материалами олимпиады и убедился, что школьной программы совершенно недостаточно, чтобы ответить на эти вопросы. И я хотел бы всех вас поблагодарить за тот большой интерес, который вы проявили к этой жизненно важной теме,— за то, как вы расширили свой горизонт, какими знаниями вы теперь обладаете, и за то, что, участвуя в олимпиаде, вы к этим знаниям приложили свое усердие, свою волю, свое доброе чувство.

Мне хотелось бы сердечно поблагодарить Свято-Тихоновский университет и его ректора отца Владимира Воробьева, которые начали это замечательное дело, можно сказать, на пустом месте. За это время, конечно, очень многое было сделано. Сегодня эта программа осуществляется при активном участии и под руководством Преосвященного митрополита Меркурия1, который возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Насколько я могу судить, благодаря участию владыки и возглавляемого им отдела наше олимпийское движение приобрело еще один мощный импульс.

1 Митр. Ростовский и Новочеркасский.

373

 

 

Но особенно мне хотелось бы поблагодарить Николая Александровича Цветкова1, который вкладывает материальные средства, чтобы поддержать эту олимпиаду. Действительно, Ваш большой интерес, Николай Александрович, Ваше искреннее отношение к этой программе заслуживают глубокого уважения, которое я хотел бы публично выразить вместе со своей искренней благодарностью.

Также хотелось бы поблагодарить Валентину Афанасьевну Сигаеву и благотворительный фонд «Мета», который оказывает активную поддержку нашему олимпийскому движению.

Наконец, я хотел бы поблагодарить всех педагогов, руководителей учреждений образования и самих участников олимпиады, подаривших нам замечательный всероссийский праздник, который прошел практически по всем регионам нашей страны и ныне завершается этим прекрасным финалом в соборном зале Храма Христа Спасителя. Всех вас сердечно поздравляю с этим событием и благодарю за участие.


Страница сгенерирована за 0.83 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.