Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на открытом уроке «Духовные родники Подмосковья» в Коломне, 13. 09. 2009

СЛОВО НА ОТКРЫТОМ УРОКЕ «ДУХОВНЫЕ РОДНИКИ
ПОДМОСКОВЬЯ» В КОЛОМНЕ

13. 09. 2009

Ваше Высокопреосвященство, владыка Ювеналий1! Дорогие участники открытого урока, дорогие друзья!

Сегодня замечательный день в Коломне — празднуется день города, была совершена Божественная литургия, и я получил замечательную возможность соприкоснуться с вашей жизнью, жизнью Подмосковья, приняв участие в этом празднике, самым ярким моментом которого является, может быть, это собрание в чудном дворце для прекрасных детей, где так легко и просто многим тысячам людей встретиться друг с другом. И как хорошо, что в центре нашей с вами встречи такая важная тема, как духовное воспитание человека!

Я хотел бы сказать несколько слов о том, что является жизненно важным для каждого человека. Я хотел бы сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание — это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания во многом зависит человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой, об этом один мудрый человек сказал так: «Для того чтобы определить, работаешь ты по призванию или трудишься не по призванию, попробуй оценить свое состояние после отпуска. Если с радостью идешь на работу — то по призванию, а если с воспоминаниями об отпуске, с тяжелым чувством возвращения к какой-то рутине, — значит, нет призвания».

1 Митр. Крутицкий и Коломенский.

343

 

 

Если человек работает по призванию,— он счастлив, и даже если не всегда его работа достойным образом оплачивается, внутренний подъем, радость от совершаемой работы компенсирует материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию.

Призвание формируется в детские и юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшими этапами человеческой жизни. На детей взрослые всегда смотрят немного сверху вниз, потому что дети нуждаются в поддержке, в опеке, в образовании; взрослый человек, конечно, мудрее, образованнее ребенка, но нужно помнить, что именно в детские и юношеские годы формируется то, что потом и будет определять счастье человека. В эти годы формируется в том числе и призвание, поэтому при всей видимой легкости, беззаботности детства и юности на самом деле это очень ответственные этапы в жизни.

Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование, потому что в школе учащиеся могут соприкоснуться с разными областями человеческого знания. Хорошая школа не только вводит ребенка в теоретическое знакомство с теми или иными областями знания, но и помогает соприкоснуться с ними практически. Вы сегодня слышали о замечательных лагерях, где дети трудятся. Конечно, не каждый станет каменщиком, строителем, но участие в труде во время летнего отдыха помогает человеку, может быть, еще маленькому человеку, юному человеку понять, что такое труд.

Формирование призвания не происходит автоматически. Существует замечательная древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления — это пустое занятие, но и размышление без учения — опасное занятие». Ведь для того, чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать и тогда, когда просто выучиваешь урок. Нужно попытаться осознать, понять учебный материал, пропустить через себя все то, что тебе преподают. И в тот момент, когда сердце отзывается, когда понимаешь: это — мое, тогда изучение данной дисциплины перестает быть скучным.

344

 

 

Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание аввы Дорофея — был такой дивный старец, отец Церкви, он много писал, был очень образованным человеком, жил в VI веке. Авва Дорофей не мог учиться, не давалась ему учеба, и не только потому, что материал трудно усваивался, но и потому, что не хотелось ему учиться. Вспоминая годы учебы, он говорил, что для него прикосновение к книге было подобно прикосновению злого зверя. Он бежал от учебы, он не хотел учиться, но в какой-то момент стал побуждать себя, заставлять, воспитывать свою волю. И потом в тех же воспоминаниях о своей учебе он говорил, что учение, книга стали для него всем. Он забывал про еду, про питье, про сон, — настолько интересно было ему погружаться в мир науки!

В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание. И это касается не только мира теоретической науки, потому что вся человеческая деятельность вообще — это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное биение сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь, сосредоточьтесь, подумайте об этой деятельности еще и еще раз, внимательно прислушиваясь к себе, чтобы понять, призвание это или нет.

Ну и, конечно, огромная роль принадлежит педагогу, ведь учитель не только знает больше, чем ученики,— он преподает урок, передает информацию. В конце концов, ведь все то же самое можно и просто прочитать, но чтение книг или использование Интернета не могут заменить реального опыта общения с педагогом, потому что педагог, преподаватель, профессор в высшей школе — это не только человек, передающий некие знания. Это — путеводитель по науке, экскурсовод.

В одном из своих замечательных произведений1 отец Павел Флоренский, наш выдающийся ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорский, преподавательский труд действительно с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе, но об одной травинке он говорит дольше и говорит так, что вдруг знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются у этой травинки и долго-долго всматриваются в нее.

1 Первые шаги философии (из лекций по истории философии). Лекция и Lectio.

345

 

 

Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ. А какой образ? Может быть, это покажется странным, но каждый педагог передает учащимся свой образ, и здесь, возможно, следует сказать о самом главном — о том, что сегодня существует некий кризис, кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе и своих педагогов. Возникает некая разделительная линия между учащимся и педагогом, учителю не удается достучаться не только до разума — до сердца учащегося. И происходит это не только потому, что учащийся, может быть, недостаточно внимателен и усерден (что, конечно, бывает), но очень часто это зависит от неспособности самого педагога преодолеть это разделение. Образ будет усвоен тогда, когда он прекрасен, — вот почему у педагога всё должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить; но самое главное — у человека должна быть прекрасная внутренняя жизнь. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела.

Я хотел бы сейчас сформулировать некое правило: не может плохой человек быть хорошим педагогом. Точно так же, как и священником. Духовное просветительство — это то же самое, что и педагогика, воспитание... Священник тоже должен быть подвижником. Сила его проповеди зависит от его внутреннего мира. Разве будут слушать священника, который не живет в соответствии с тем, что проповедует? Точно так же не будут слушать и педагога, плохого, злого человека, у которого не все в порядке в личной жизни: плохая семья, плохие дети... Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, он требует некоего внутреннего подвига. Без этого подвига педагогу невозможно передать свой внутренний мир тем, кто с вниманием следит за каждым его словом.

Но с другой стороны, многое не будет понято и принято, если сам учащийся, подобно авве Дорофею, не начнет понуждать себя преодолевать лень, разгильдяйство, несобранность, если он будет тратить драгоценное время на пустые, ненужные вещи. В нашем мире очень много соблазнов. Я вспоминаю, как, оканчивая школу, готовился к экзамену. Это было весной: погода была прекрасная, окна были открыты, через них до моего слуха долетала мелодия одной очень популярной и милой песни, которую пели в то время, когда я был молодым. Я выглянул

346

 

 

в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки, и меня так потянуло на улицу, мне так захотелось туда — ведь там весело, там красиво! Но, открыв учебник, я подумал: а может быть, сейчас в моей жизни решается что-то самое главное. Закрою окно, сяду за письменный стол и не пойду на улицу! От такого поступка может зависеть вся моя дальнейшая жизнь!. . Я постоял у окна, помолчал, подумал, закрыл окно, даже занавески задернул, хотя был день, и стал готовиться к экзамену... Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше: телевидение, которое постоянно присутствует в нашей жизни, компьютеры, которые могут не только предоставлять информацию, но и отвлекать от ее изучения... И здесь также требуется своего рода аскетизм, посредством которого вы воспитываете свою волю, способность управлять своими мыслями и своими поступками. Способность убеждать себя является замечательной способностью человека. И именно здесь, в этой сфере своего личного бытия вы сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не способен будет передать вам знания, опыт, свой образ — прекрасный образ, — если у вас не будет силы, способности ограничивать себя в удовольствиях, в развлечениях, с тем чтобы концентрировать внимание на учении.

Мне кажется, что вообще система образования — это удивительная система, которая работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю. Дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школе сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием, чтобы выходя из отпуска, вы с легким чувством и огромным интересом возвращались к своему труду. Речь идет необязательно о престижном труде, — любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения. Так и происходит, если человек трудится по призванию.

Но у каждого из нас есть еще одно призвание — вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы избираем. Я сегодня начал об этом говорить в храме1, потому что оно связано с тем евангельским отрывком, которое мы читали на Литургии. Многие из тех, кто

1 В Архангело-Михайловском храме в Коломне.

347

 

 

постарше, узнают этот текст. Речь идет о притче, повествующей о богатом человеке, господине, который пригласил на брачный пир своего сына друзей. Он послал своих слуг, чтобы они разнесли приглашения. А те, кому эти приглашения направлялись, отказались прийти на свадьбу: каждый был занят своим делом и не очень хотел идти на это веселье. Больше того — взяли и побили кого-то из слуг, и даже лишили жизни, обвиняя в том, что их отрывают от собственного дела. Тогда разгневался господин и открыл двери брачного чертога, брачного пира для всех, кто хотел прийти (Мф. 22,1-14).

Под этим господином из притчи, конечно, подразумевается Господь, Который всех нас призывает, — в этом смысле у каждого из нас есть призвание быть с Ним. Одни это призвание чувствуют так сильно и ярко, что уже не могут ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу: идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри, через служение Богу формируют различные образы своего служения ближним. У других это призвание не так прямо определяет жизненный путь, но тем не менее имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования личности. Но есть люди, которые, подобно тем, кому было от Господа приглашение, отказываются его принять, не хотят, да не только не хотят — иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел приглашать на Божий пир веры, а были случаи, что и убивали посланников.

Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, вокруг будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание, если мы свое профессиональное призвание соединим с одним общим для нас призванием — быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды, в лучах Божией благодати, как в лучах солнца, засверкает, будто драгоценный камень, всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог — это свет, а без света никакой драгоценный камень не виден, никакая его грань не играет, никакой красоты он не являет. Бог есть свет, который озаряет нас своей благодатью, и в свете этой благодати дивно просияют человеческие таланты, человеческие призвания — такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира.

Дай Бог, чтобы через те уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь!

348


Страница сгенерирована за 0.34 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.