Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на 21-м совместном заседании Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии», 5. 11. 2009

ЦЕРКОВНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР
«ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»

СЛОВО НА 21-м СОВМЕСТНОМ ЗАСЕДАНИИ
НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО, ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО
И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТОВ ПО ИЗДАНИЮ
«ПРАВОСЛАВНОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИИ»

5. 11. 2009

Уважаемый Юрий Михайлович1, уважаемый Борис Вячеславович2, уважаемые члены Советов!

Я сердечно приветствую вас и благодарю за то, что вы откликнулись на приглашение принять участие в 21-м заседании Советов по изданию «Православной энциклопедии».

Предлагается следующая повестка дня: отчет руководителя Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», мое краткое выступление, касающееся планов нашей деятельности: потом я попросил бы выступить Юрия Михайловича и Бориса Вячеславовича. Затем мы могли бы подвести итоги нашей работы. Кроме того, по повестке дня я просил бы также выступить тех лиц, которые могли бы внести свой компетентный вклад в обсуждаемые проблемы.

Мы собрались сегодня для того, чтобы утвердить наши планы на следующий, 2010 год. Мне представляется весьма важным провести тщательное изучение финансовой ситуации (соответствующие документы вам представлены), чтобы, как мы говорили на прошлом заседании, мы могли все-таки справиться с одним из главных направлений нашей работы, несмотря на кризисные явления в экономике. Именно о приоритетах нужно будет еще раз поговорить для того, чтобы наши усилия, в том числе и по изысканию средств, были достаточно реалистичными и чтобы мы могли действительно обеспечить необходимыми средствами этот важный проект, сконцентрировав внимание на самом главном.

Я просил бы Сергея Леонидовича3 представить нам отчет о работе Церковно-научного центра в 2009 году, на основании которого

1 Лужков Ю. М„ в то время мэр г. Москвы.

2 Грызлов Б. В., в то время председатель Государственной Думы ФС РФ.

3 Кравец С. Л., руководитель ЦНЦ «Православная энциклопедия».

509

 

 

мы могли бы подумать о формировании приоритетных направлений в нашей работе.

[...]

В 2009 году был реализован первый опыт работы коллектива кинокомпании «Православная энциклопедия» в области кино — речь идет о фильме «Поп»1. Два дня тому назад я имел возможность посмотреть этот фильм, поговорить с актером, который исполнял главную роль,— Сергеем Васильевичем Маковецким. Должен вам сказать, что фильм произвел на меня очень положительное впечатление.

Конечно, сам жанр кино предполагает определенный гротеск. Кино не является целиком реалистичным отражением жизни. Нужно быть духовно очень зорким человеком, чтобы различать знаки времени, которые нам являет жизнь. А в кино эти знаки времени представлены гротескно. Поэтому всегда существует, как говорят инженеры, «люфт» между реальностью и тем, как эта реальность представлена в кино.

Все это, конечно, присутствует и в картине «Поп». Но, может быть, именно такое «выпуклое» представление проблематики и способно помочь современному человеку глубже понять, что означала пастырская работа Церкви в условиях оккупации.

У меня был личный опыт общения с людьми, которые прошли через так называемую Псковскую миссию. Мой научный руководитель в Ленинградской духовной академии протоиерей Ливерий Воронов был человеком очень широких знаний, он был ученым-химиком, но в 1943 году, находясь в оккупации в Пскове, стал священником. И после окончания войны, после освобождения Псковской области он так же, как главный герой этого фильма, не счел необходимым уходить вместе с немцами. В 1946 году, когда открыли Ленинградскую духовную академию, отец Ливерий, молодой священник, решил поступить туда

1 Исторический художественный фильм режиссера В. Хотиненко по одноименному роману А. Сегеня,— первый, снятый под эгидой Московской Патриархии. Фильм основан на документальных материалах и рассказывает об одной из малоизученных страниц истории Великой Отечественной войны — деятельности Псковской православной миссии. Среди наград фильма: приз Союза журналистов России на XVII кинофестивале «Окно в Европу» (2009); Гран-при VI Международного кинофестиваля «Лучезарный ангел» (2009); Гран-при международного фестиваля православного кино и СМИ «Покров» (Украина, 2009); приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (Н. Усатова) («Золотой орел», национальная кинонаграда России, 2009).

510

 

 

учиться. Он проучился всего лишь несколько дней и прямо в здании Академии был арестован, отправлен в здание через реку Монастырку — на другой стороне реки был следственный изолятор — и получил 15 лет. Он просидел 10 лет и лишь потом вернулся на занятия в Академию. Впоследствии он стал профессором, выдающимся богословом, ученым.

Второй человек, с которым я тоже имел возможность общаться,— это отец Кирилл (Начис), латыш по национальности, который был посвящен в псаломщика также в Псковской миссии и также безропотно отсидел свои пять лет. В течение многих лет он служил духовником Санкт-Петербургских духовных школ. Недавно скончался1.

Мне приходилось беседовать с обоими о Псковской миссии. И когда я сравнил информацию от участников и очевидцев событий с тем, что показано в фильме, то понял, что фильм соответствует исторической правде.

Для Церкви самое главное — человек. Политический контекст всегда имеет большое значение, но он вторичен по отношению к спасению человеческой личности. Церковь призвана нести свое служение в любых условиях. Ведь и нас когда-то критиковали (в том числе и наши зарубежные братья): почему мы продолжали свое служение в советское время? Как мы смели служить, молиться и проповедовать во времена Сталина? Надо было, по их словам, все бросить, уйти в подполье, в открытую оппозицию. Но Церковь совершала свое служение — иначе и быть не могло, хотя за это ее критиковали и до сих пор кое-кто критикует.

Вот так же были, есть и будут люди, которые критиковали и критикуют священников, совершавших свое служение во время оккупации. Но абсолютное большинство из них были патриотами, поддерживавшими в том числе и партизанское движение. Достаточно сказать, что в городе Смоленске, где я 20 лет был архиереем, во время оккупации именно в кафедральном соборе под покровительством епископа Стефана (Севбо) работала группа разведчиков, которая осуществляла связь Центра с партизанскими отрядами. Этот владыка, который работал при немцах, подвергал себя смертельной опасности, поддерживая тех людей. Он должен был уйти с немцами, потому что был архиереем и не мог остаться. Он оказался в Австрии, а его сын служил священником под

1 Архим. Кирилл скончался 10. 03. 2008.

511

 

 

Ленинградом, в местечке Саблино. Все мы удивлялись: почему же сын архиерея, который служил при немцах во время оккупации, не подвергается никаким репрессиям со стороны власти? Оказывается, не подвергался, потому что власти знали, что делал его отец. Есть много таких замечательных примеров...

Я хотел бы поздравить творческий коллектив, который трудился над фильмом «Поп». Дай Бог, чтобы он получил признание наших зрителей. В любом случае, это важное и правдивое слово о жизни Русской Церкви в трудные годы войны.

Мне кажется, что было бы хорошо продолжить эту работу, и мы уже приняли решение о том, чтобы в 2010 году появился художественный фильм, касающийся жизни и деятельности митрополита Алексия1. Но сегодня я хотел бы сделать одно очень важное, на мой взгляд, замечание к сценарию и философии этого фильма. Эти мысли возникли у меня после того, как я посетил Украину... Мы должны помнить, что святой митрополит Алексий играл огромную роль в сохранении единства Святой Руси, что хотя он жил в Москве и известен, как святитель Московский, но по своему титулу был митрополитом Киевским и всея Руси.

Националисты, все те, кто борется сегодня с Русской Церковью и ее единством, часто обвиняют нас в том, что мы необъективно подходим к истории. Но пример деятельности митрополита Алексия ярко свидетельствует о единстве нашей Церкви, о том, что Церковь наша оставалась единой, даже будучи разделенной между разными странами, но управляемой при этом из Москвы. Митрополит Алексий старался всеми силами сохранить единство Русской Церкви, несмотря на захват западных русских земель Литвой и Польшей. Мы знаем, что он стремился посещать свои западнорусские епархии, но власти Литвы не разрешали ему этого. Он был одним из последних митрополитов Киевских и всея Руси, пребывавших в Москве. И я думаю, что говорить о митрополите Алексии нужно именно в таком ключе: не только о его роли

1 Речь идет о художественном фильме «Орда» (рабочее название «Святитель Алексий»), снятом режиссером А. Прошкиным по сценарию Ю. Арабова. Фильм участвовал в конкурсной программе 34-го Московского международного кинофестиваля и был награжден двумя призами «Серебряный Георгий»: за лучшую режиссерскую работу и лучшую женскую роль (Р. Хайруллина в роли ханши Тайдулы). В российский прокат вышел 20. 09. 2012.

512

 

 

в укреплении российской государственности, но и о его усилиях в деле сохранения всего пространства Святой Руси.

В таком же плане нужно говорить и о святом митрополите Киевском и всея Руси Петре — западнорусском выходце и московском Первосвятителе. Это самый сильный аргумент против тех, кто пытается сегодня переписать нашу историю и разрушить наше единство. Центр нашей Церкви был сначала в Киеве, затем во Владимире, потом в Москве. Но это было единое Русское государство, это была единая Русская Церковь. Я думаю, что и для украинского зрителя будет важно увидеть эту историческую перспективу. Поэтому во всех отношениях идея поставить фильм о жизни и деятельности святого митрополита Алексия — своевременная и правильная.

В настоящее время, как сообщил Сергей Леонидович, работа идет за счет средств, выделенных правительством Москвы. Мы благодарим Вас, Юрий Михайлович, и правительство Москвы за поддержку этого важного проекта. Однако это лишь часть финансирования, необходимого для того, чтобы осуществить эту большую работу, и мы на прошлом совете говорили о том, что и Министерство культуры Российской Федерации, и Государственная Дума Федерального собрания, и все мы, члены Советов, понимая важность этого проекта, хотели бы его поддержать. Мне кажется, что пришло время выполнить эти обязательства, и мы должны постараться обеспечить этот проект необходимым финансированием.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.