Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святой мученицы Татианы в домовом храме МГУ им. М. В. Ломоносова, 25. 01. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ ТАТИАНЫ В ДОМОВОМ ХРАМЕ МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

25. 01. 2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Глубокоуважаемый, дорогой Виктор Антонович2! Ваше Высокопреподобие, отец Максим3! Дорогие братья и сестры!

Для меня всегда большая радость служить в этом храме — по многим причинам, о которых я уже когда-то здесь говорил. Соприкосновение с университетской общиной, с этими историческими стенами всегда приводит душу в особое состояние, наполняя сознание особыми мыслями. И сегодня я молился о нашей молодежи, об университете настолько сильно, насколько могу как человек, потому что от сознания молодежи, от ее умонастроения, от жизненных векторов, которые она для себя определяет, будет зависеть будущее нашей страны, нашей Церкви, а в каком-то смысле — и вообще будущее рода человеческого. Ведь если молодежь, новое поколение сумеет понять самое главное, понять, что нужно, чтобы достойно прожить жизнь, то мир будет спасен. Но понять это очень сложно, ведь едва ли не все вокруг «работает» против того мировоззрения, того взгляда на мир и человека, который единственный является жизнеспособным, потому что он есть не что иное, как выражение воли Божией о мире и человеке.

Обладая свободой, человек может идти против воли Божией, и делает он это очень часто. Если посмотреть на всю мировую историю, то можно видеть, как такое движение против Божественной воли

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Хабаровский и Приамурский Игнатий; архиеп. Верейский Евгений; еп. Солнечногорский Сергий.

2 Садовничий В. А., академик, ректор МГУ им. М. В. Ломоносова.

3 Прот. Максим Козлов, в то время настоятель домового храма во имя св. мц. Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова.

465

 

 

оборачивается войнами, революциями, катастрофами, морем человеческой крови и торжеством человеческой несправедливости. Причем все то, что в итоге приносит массу страданий, обычно начинается с апелляции к справедливости, к человеческому счастью, к человеческой свободе — достаточно посмотреть на последние 300 лет европейской истории, и не только европейской. Те лозунги, которые будоражили кровь, возбуждали чувства, толкали людей на преступления, никогда и нигде не были реализованы таким образом, чтобы человек действительно обрел свободу и чтобы действительно воцарилась справедливость.

Можно до бесконечности об этом говорить, но люди, особенно молодые, устроены так, что первая поразившая их мысль часто овладевает всем сознанием. А если эта мысль многократно повторяется в социальных сетях, на телевидении, в печатных изданиях, то она уже воспринимается как некая аксиома. И если кто-то вдруг призывает отдать во имя каких-то лжеидеалов свою жизнь, то ведь находятся те, кто следует этому призыву... Как же не запутаться во всем этом? Как сохранить то направление, которое угодно Богу и которое только и является жизнеспособным для личности и для всей человеческой цивилизации? Некий ключ к пониманию этой проблемы дает нам пример мучеников.

Что такое мученичество? Мученичество — это максимальное ограничение самого себя. Это напряжение всех сил для достижения той цели, которая является для человека самой важной и самой главной. В истории больше всего было мучеников за веру, потому что люди всегда воспринимали Божию волю и Божий закон как явление абсолютной истины и мобилизовывали все силы, чтобы эту истину защищать. Но хорошо известно, что у человека ограничена способность переносить физическую боль. Ее последствиями могут быть болевой шок, потеря сознания, сумасшествие. Почему же ни в одном житии святых не сказано о том, что мученик потерял сознание от болевого шока или сошел с ума? Ведь никаких человеческих сил недостаточно, чтобы преодолеть страшные физические мучения! Но вместе с мучениками был Господь — Он стоял рядом, Он подавал им Свою руку, Он давал им Свою благодать, и потому, достойно умирая и своим подвигом поражая воображение палачей, мученики совершали самое главное дело своей жизни: они утверждали Божественный закон как высший закон человеческого бытия.

466

 

 

Будет совершено неправильно думать, что Господь действовал как некая анестезия, что Он снимал физическую боль, что мученики ничего не чувствовали. Кстати, во II веке в Церкви возникли еретические учения, согласно которым Христос на Кресте не страдал, потому что якобы не мог страдать Бог, будучи бесстрастным1. Но Церковь осудила это учение. Церковь склоняется перед мучениками, потому что сила их духа, укрепляемая Самим Богом, превозмогала неимоверную физическую боль, которую они испытывали.

Было, наверное, и еще одно непременное условие несокрушимой силы мучеников. Сегодня мы с вами слышали отрывок из послания апостола Иакова, которое редко читается в Церкви, — небольшой фрагмент из 3-й и 4-й глав. В нем мы находим замечательные слова: Один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3,12). А как же плюрализм мнений? А как же вариативность человеческого поведения, на которой настаивает современный образ мышления? Он предполагает одновременное сочетание одного и другого: то есть, можно быть безнравственным человеком, можно обижать ближних, но при этом требовать всемирной справедливости. Получается, что из одного источника течет и сладкая, и соленая вода. Но такого не бывает! Сладкая вода может течь только из источника, в котором нет воды соленой.

Что все это означает, если эти образы перевести в сферу современной антропологии? Означает только одно: человеческая личность должна быть интегральной, целостной и не может быть никакого расслоения, никакого раздвоения, никакой интеллектуальной и духовной шизофрении. Нельзя быть праведником в одной аудитории и грешником в другой! Нельзя настаивать на справедливости в одном месте и жестоко и цинично попирать ее в другом! Мученики и были такими интегральными, целостными личностями, они обладали тем, что Церковь называет целомудрием. Конечно, целомудрие есть в первую очередь сохранение нравственной чистоты и целостности, но не только! Целостность человеческой личности невозможна без мудрости, и целомудрие есть именно такая мудрость, которая определяет интегральность человеческой личности. Человек, живущий целостной жизнью, являющийся целостной личностью, имеет такую силу защищать правду, что, даже если ему

1 Имеется в виду ересь докетизма, отрицавшая реальность страданий Христа и Его воплощения, как противоречащие представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога.

467

 

 

приходится проходить через страшные испытания и мученичество, он справляется с болью и страданием и осуществляет свою миссию.

Как важно понять сегодня всем нам — и не только молодежи,— что преобразование нашего общества не может идти вне нравственного возрождения личности! Это абсолютно невозможно не только с точки зрения человеческой логики,— это невозможно с точки зрения замысла Божиего о мире и человеке. Бог такого не хотел, и потому всякое двурушничество, лицемерие, раздвоение, всякое «жонглирование» правдами, всякое вовлечение людей в борьбу для достижения своих корыстных целей под лозунгом высоких идей — все это противно Божией правде. А для того чтобы уметь различать духов (1 Ин. 4,1-3), мы и должны формировать ту внутреннюю целостность, к которой нас призывает апостол Иаков. Мы должны быть источниками сладкой, то есть пресной, воды — не горькой, не соленой, а той, которую можно пить. И только тогда человек сможет одухотворить мир вокруг себя, если он сам является источником живой воды.

Я хотел бы от всего сердца пожелать Московскому университету, его профессорско-преподавательской корпорации, его студенчеству, чтобы, занимаясь очень важными научными исследованиями, изучая науки, вы никогда не теряли из виду стратегические цели человеческого бытия, потому что иначе и наука может превратиться в дело злое и опасное, как мы хорошо знаем. А потому воспитание должно идти рука об руку с образованием. Наше юношество должно быть интеллектуально развитым, высокообразованным, профессионально способным к любой конкуренции и одновременно духовно сильным, любящим Бога и Родину.

Я сердечно благодарю Вас, уважаемый Виктор Антонович, за высокую честь, которую мне оказал Ученый совет Московского государственного университета. В ближайшее же время я сообщу Вам о возможной дате своего посещения университета1. Для меня это будет действительно особый день в моей жизни — ввиду того уважения и той любви к высшей школе, которую я несу в своем сердце.

Сегодня в этом храме была совершена Божественная литургия и рукоположен молодой епископ2 — сверстник многих молодых педагогов

1 28. 09. 2012 Святейший Патриарх посетил МГУ им. М. В. Ломоносова, где состоялась церемония присуждения Его Святейшеству степени доктора honoris causa Московского государственного университета (см. ниже с. 476).

2 За Божественной литургией Святейший Патриарх возглавил хиротонию архим. Аристарха (Яцурина) во еп. Николаевского, викария Хабаровской епархии.

468

 

 

и даже, может быть, некоторых из студентов, — который будет проходить свое служение на Дальнем Востоке России, в Николаевске-на-Амуре. Ныне мы увеличиваем количество епархий для того, чтобы слово Божие доходило до сознания каждого человека. Потоки благодати Божией должны не только перемещаться по основным «кровеносным сосудам», но достигать «капилляров», чтобы не отмирал и не парализовывался организм человеческой души. И главная задача заключается в том, чтобы слово Божие стало понятным и убедительным для каждого человека. На решение этой задачи и направлено служение как вновь рукополагаемых архиереев, так и тех, кто уже долгие годы несет свое служение.

В заключение я хотел бы от всего сердца еще раз поздравить Московский государственный университет, все наше студенчество с днем святой мученицы Татианы, с днем, который стал национальным праздником нашей российской молодежи. Пусть благословение Божие молитвами святой мученицы Татианы пребывает с Московским государственным университетом и со всей высшей школой нашего Отечества. Храни вас всех Господь!


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.