Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово на открытии VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (Москва, 15-18 ноября 2010 г.), 15.11.2010

СЛОВО НА ОТКРЫТИИ VI МЕЖДУНАРОДНОЙ
БОГОСЛОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РУССКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ «ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ:
ХРИСТИАНСКАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ, АСКЕТИЧЕСКОЕ
ПРЕДАНИЕ ЦЕРКВИ И ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ»
(Москва, 15-18 ноября 2010 г.)1
15.11.2010

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы сердечно приветствовать всех вас на очередной Международной богословской конференции, которая организуется Богословской комиссией Русской Православной Церкви. Тема конференции: «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».

1www.patriarchia.ru/db/text/1319634.html.

509

 

 

За 10 лет своего существования богословские конференции Русской Православной Церкви стали важной площадкой, где на академическом уровне обсуждаются актуальные вопросы церковной жизни и церковного служения. Сегодня этот форум имеет международный статус, и мы с удовлетворением приветствуем здесь представителей братских Поместных Православных Церквей, а также представителей иных Церквей и христианских общин. Думаю, что такого рода академические встречи являются важным элементом общеправославного взаимодействия и совместного богословского осмысления стоящих перед нами задач.

Сегодня в нашей Церкви запущен процесс широкого соборного обсуждения и основательного продумывания важнейших вопросов церковной жизни и служения. Для этого учреждено представительное Межсоборное присутствие. Идея создания такого органа была сформулирована на последнем Поместном Соборе: выслушав некоторые очень критические, недоуменные голоса, Собор принял решение создать постоянно действующий соборный орган, который должен изучать существующие в Церкви проблемы — богословские, пастырские, литургические, церковно-практические, касающиеся сферы церковного-сударственных и церковно-общественных отношений.

В основу новой системы соборной мысли, соборной работы был положен опыт Предсоборного присутствия, которое действовало в начале XX века и запустило механизм, приведший в конце концов к знаменитому Собору Русской Церкви 1917-1918 гг. — первому Собору за многие столетия, который произвел действительно очень важные перемены в жизни Церкви, по крайней мере, на теоретическом уровне. И то, что эти перемены не смогли осуществиться во благовремении, было связано с последующими революционными событиями, с гражданской войной и с принципиальным изменением положения Церкви в стране.

Опыт Предсоборного присутствия и полагается в наше время в основу деятельности Межсоборного присутствия. Почему присутствие назвали «Межсоборным»? А потому, что на Соборах невозможно принимать решения, касающиеся важных сторон церковной жизни, без всестороннего обсуждения с широким привлечением не только богословов-специалистов, но и всех заинтересованных людей, всего народа Божиего. Никакие скороспелые решения на Соборах не

510

 

 

могут сегодня помочь реально решить те проблемы, которые существуют в церковной жизни и которых, как оказалось, очень много, — потому что все эти проблемы должны решаться исключительно на основе тщательного богословского анализа, с последующей апробацией Полнотой Церкви.

Мы не ставим никаких временных рамок: мы не говорим, что одна проблема должна быть решена через столько-то лет, а другая — через иной промежуток времени. Мы запускаем механизм соборного осмысления. Постоянно действующее соборное начало — это уникальный орган, которого никогда не существовало в Церкви. Мы не только собираем время от времени Собор, но и учреждаем постоянно действующий орган соборного осмысления проблем, стоящих перед Церковью и перед родом человеческим.

Первые же встречи в рамках Межсоборного присутствия показали, какой огромный перечень проблем существует. Мы разделили эти проблемы на темы, на «кластеры», и в связи с этой классификацией создали 13 постоянно действующих комиссий. Должен сказать, что в течение всего этого года комиссии работали достаточно интенсивно и уже наработан большой материал. Надеемся, что часть этих документов будет уже в ближайшее время представлена в Интернете — для собирания отзывов и рекомендаций. Возможно, некоторые из этих документов будут одобрены или по крайней мере изучены Архиерейским Собором, который в начале февраля месяца соберется в Москве.

Другой проект, имеющий важное богословское значение, который сейчас осуществляется в Русской Церкви, — это подготовка современного Катехизиса. Мы также считаем, что работа, которая ведется в этой области, должна не только осуществляться на уровне деятельности отдельных богословов или рабочих групп, но и стать предметом широкого общецерковного обсуждения. И мы рассчитываем на то, что дискуссия, которая состоится на настоящей конференции, внесет полезный вклад в те соборные процессы, о которых я только что сказал.

Все важные церковные решения должны приниматься на основе тщательного теоретического осмысления. В этом смысле совершенно очевидны актуальность и востребованность богословия для церковной практики, в том числе и как инструмент церковной власти. Не должно быть разрыва между богословским процессом и учительным

511

 

 

авторитетом Церкви, то есть между богословием и церковной властью. Богословие призвано к осмыслению хранимого Церковью Божественного Откровения и многовекового церковного Предания. Именно теоретический богословский анализ должен быть основой и ориентиром для практического применения духовного и интеллектуального наследия Церкви в современных условиях ее жизни и служения. Но, к сожалению, в этом отношении далеко не все гладко. Мы должны честно признать, что далеко не всегда богословская теория лежит в основе церковной практики. И богослову-теоретику сегодня гораздо проще написать монографию, чем предложить богословски выверенное и убедительное основание для принятия церковной властью тех или иных конкретных решений, касающихся внутренней или внешней деятельности Церкви.

Я не думаю, что мы должны возлагать всю вину за этот разрыв на богословов. Проблема заключается также в том, что значение богословия для нужд церковной жизни не в должной мере осознается сегодня и церковными практиками. Поэтому необходимо, чтобы практики — в первую очередь епископат и священнослужители, но также и миряне — были в достаточной мере богословски компетентны и эрудированны. Вместе с тем и богословы-теоретики должны иметь интерес к современным проблемам и приобретать опыт актуального применения святоотеческого наследия в условиях реальной церковной жизни. Это требует творческого и духовного дерзновения, но дерзновения трезвенного, основанного, с одной стороны, на бережном отношении к традиции, а с другой — на вере в то, что в Церкви как прежде, так и ныне и всегда действует Святой Дух, Который «немощная врачует и оскудевающая восполняет»1.

Это рассуждение представляется мне вполне уместным, если иметь в виду саму тему конференции — «Жизнь во Христе». Ведь христианство — это не теория, не мифология, не идеология, не ритуал: это в первую очередь жизнь. Жизнь в многообразии ее проявлений; жизнь, в которой есть место и горю, и радости, и кропотливому труду, и светлому празднику; жизнь, исполненная высочайшего смысла. И Церковь в целом, и каждый ее член в отдельности призваны свидетельствовать об этом смысле и о полноте этой жизни.

1 Из чина хиротонии.

512

 

 

Жизнь во Христе — это ключевое понятие богословия апостола Павла. Само выражение «во Христе» в различных вариациях встречается в его посланиях более 150 раз, и его отношение ко Христу принципиально превосходит отношение почитателя к объекту почитания или последователя к основателю исповедуемого им учения. Выражением во Христе апостол Павел обозначает исключительную степень внутренней общности и близости со Христом, являемую в образе совершенно нового бытия: кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Это новое бытие, жизнь во Христе, противопоставляется умиранию в ветхом Адаме: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22).

Все эти слова могут восприниматься как совершенно мертвые фразы, если именно богословие не будет интеллектуально актуализировать их содержание. Огромная проблема нашей сегодняшней церковной жизни заключается в неспособности богословия, а значит, и проповедничества актуализировать христианское послание. Тексты, которые я процитировал, захватывают своей силой, потому что все это имеет непосредственное отношение к нашему времени, ко всем этим изгибам в развитии человеческой цивилизации. Если богословы помогут людям понять, что означают эти Божественные тексты применительно к сегодняшнему дню, какую перспективу они открывают, то это и будет реальным свидетельством на интеллектуальном уровне о Христе — Спасителе мира.

Общая тема конференции рассматривается в нескольких важных аспектах. Так, безусловно, важным элементом жизни во Христе является аскеза — ведь рождение во Христе, в таинстве Крещения не означает немедленной победы над ветхостью, продолжающей существовать в человеке. Это сосуществование новизны и ветхости предполагает непрерывную духовную брань, означает постоянное облечение во Христа, так что верующим необходимо постоянно прилагать усилия с тем, чтобы, по слову апостола Павла, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22-24).

Православная Церковь свято хранит сокровищницу аскетического наследия и древних, и новых отцов. Это великое богатство, стяженное трудами множества подвижников, на своем опыте приобретших

513

 

 

навыки успешной борьбы со страстями и похотями ветхого человека, опять-таки нуждается в актуализации. Но актуализацию аскетической основы христианской жизни, которая заложена трудами и опытом святых отцов, ни в коем случае нельзя понимать как поверхностную адаптацию аскетических принципов к современной жизни. Если мы будем говорить только о том, что нужно подправить в аскетике — реформировать, подменить, облегчить, если мы пойдем по пути формирования некоего «облегченного христианства», это будет огромной ошибкой. По этому пути уже шли в прошлом, и никогда этот путь не приводил к цели. Кроме того, мы должны иметь в виду ошибки, происходящие не только в православной среде, но и вообще в мировом христианстве, когда неудержимое желание адаптировать евангельские принципы к современной жизни приводит к выхолащиванию самих этих принципов, когда создание системы, которая якобы облегчает человеку восприятие аскетической основы христианской традиции, на самом деле приводит к полному пренебрежению и отказу от всякой аскетики.

Поэтому актуализация не является механической адаптацией. Мы живем в информационном обществе, где распространение греха и порока зачастую ставится на индустриальную основу. В этом обществе уже нет сдерживающих нравственных основ, характерных для традиционного общества. Традиционное общество своими правилами сохраняет модель нравственного поведения. Постиндустриальное информационное, так называемое плюралистическое общество отказывается от всяких моделей, которые сохраняют нравственную традицию. В этом обществе действительно нет сдерживающих нравственных основ, и многое из того, что считалось противоестественным, немыслимым, греховным, противным человеческой природе, ныне воспринимается и пропагандируется как норма. Все это, безусловно, накладывает совершенно новый отпечаток на ситуацию, в которой христиане обретают свой духовный опыт.

Но как важно актуализировать для современного человека аскетическое послание Церкви и помочь людям понять, что вне этой нормы вообще не существует человеческой жизни, что само существование рода человеческого, как мы говорим, выживание человеческой цивилизации обусловлено именно таким порядком бытия, которое Бог предлагает человеку через Свое слово. Совершенно очевидна

514

 

 

и связь аскетики с этикой. Без аскетической практики, без навыков борьбы со страстями (а ведь именно в этом заключается смысл аскетического делания) невозможно понуждать себя и к творению добра. Знание нравственного закона вовсе не означает легкости его исполнения, и об этом говорит апостол Павел: ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7, 22-23).

Этическая проблематика оказывается сегодня одним из важнейших пространств для диалога и полемики Церкви и общества по основополагающим аспектам общественного бытия и острым проблемам современности. И еще раз хочу сказать: от того, как люди будут решать все эти нравственные проблемы, зависит само выживание человеческого рода. Обсуждение вызовов современной эпохи, чем также будет заниматься наша конференция, важно в первую очередь для совершенствования миссии Церкви. Иногда приходится слышать скептические высказывания о том, что современность не слишком важна для Церкви, живущей во Христе, Который вчера, сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8). И в этом есть большая доля правды. Церковь ориентирована на вечность. В этом смысле Церковь всегда присутствует в эсхатологическом измерении, вне времени. Наши ценностные ориентиры сфокусированы на вечность, а для человека мятущегося, увлеченного повседневными хлопотами, не имеющего даже возможности остановиться и подумать, фокус лежит в устройстве быта, в организации семейной жизни, в посещении магазинов, в получении образования, в карьере...

Каким образом Церковь, которая действительно аксиологически ориентирована на вечность и главной задачей которой является спасение и жизнь вечная, может войти в этот контекст каждодневной жизни человека? Как она может помочь ему изнутри, из его собственной озабоченности воспринять вечные Божественные заповеди и выстроить подлинные приоритеты бытия? В этом смысле мне хотелось бы напомнить мудрый совет святого Игнатия Богоносца: «Вникай в обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени»1. Замечательные слова, которые говорят о том, что является абсолют-

1 Игнатий Богоносец, еп., сщмч. Послание к Поликарпу. Гл. III: «Продолжение [увещаний]».

515

 

 

ным приоритетом для Церкви. Но как этот приоритет должен реализовываться в условиях исторического бытия Церкви, с учетом обстоятельств времени? По всей вероятности, слова апостола Петра о том, что нам надлежит всякому, требующему отчета в нашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15), и предполагают эту способность Церкви, не теряя перспективы вечности, обращаться с убедительными словами к современникам.

Я хотел бы от всего сердца пожелать успехов конференции, которая собралась для обсуждения такой важной темы, и еще раз сказать о том, что польза от всех наших богословских изысканий будет тогда, когда их результаты можно будет включить в реальную церковную работу. Теоретическая, лабораторная работа и сопутствующая этой работе дискуссия специалистов являются необходимым делом. В таких коллективах говорят на особом языке, а решение задач, которые такие коллективы ставят, часто не очень понятно для простого человека. Но если конечный результат такой лабораторной работы не направлен на людей, то она теряет смысл. Поэтому, приветствуя в этом зале высоких представителей богословской науки, я бы хотел пожелать не только того, чтобы работа форума, доклады, дискуссии были на высоком богословском уровне, но и того, чтобы результаты вашей работы могли быть реально включены в современную повестку дня Православной Церкви.

Благодарю вас за внимание.

516


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.