Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Великий Четверг в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (1.04.2010)

СЛОВО В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРНОМ
ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ г. МОСКВЫ

1.04.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — Великим Четвергом. В этот день совершились три важных события, проникновение в суть которых помогает нам многое понять в истории спасения рода человеческого.

Первое событие — это предательство Иуды. Один из ближайших учеников Господа увидел, как грешная женщина, отдав все свои деньги, все, что имела, купила благоуханное миро — драгоценную жидкость, которой помазывали царей на царство, — и возлила это миро

1 Прот. Вячеслав Савиных, настоятель собора Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря.

799

 

 

на главу Спасителя, как бы приуготовляя Его к погребению (Мф. 26, 8-12). Весь внутренний мир Иуды воспротивился тому, что он увидел. Он не понимал смысла этой жертвы. Иуда думал о совершенно ином предназначении для этих денег: он связывал с ними свое личное благополучие и по своему жестокосердию не мог понять, что такое жертвенность, способность бескорыстно отдавать себя или свое имущество другому человеку.

Затем, во время пасхальной вечери, которую Господь совершил со Своими учениками, Он умыл им ноги. По древнему восточному обычаю люди, когда входили в комнату, где принимали пищу, снимали обувь, и рабы или слуги совершали такое омовение. Но Господь, будучи Главой трапезы, Предстоятелем апостолов, Сам взял воду и умыл им ноги, сказав, что и они должны делать то же друг другу (Ин. 13,15) — конечно, не в прямом, а в переносном смысле, как символ того, что важнейшим измерением жизни человека является его способность и готовность послужить другому. Сын Божий, безмерно превосходящий все творение, ибо Его Словом из небытия в бытие была приведена вселенная, склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги, показывая пример служения ближнему.

Наконец, третье и, может быть, самое важное событие. Господь возжелал, чтобы все то, что Он совершил для спасения людей, было достоянием всего человеческого рода на все времена. Но не только в том смысле, чтобы мы раз в год вспоминали об этом событии, — Он возжелал, чтобы каждый верующий человек, где бы и когда бы он ни жил, к какой нации или какому поколению людей ни принадлежал, имел реальную возможность быть соучастником этой последней, Тайной вечери, а также Его смерти и Его Воскресения. И потому Господь в заключение трапезы, благословив хлеб и преподав его ученикам, сказал: «Это Тело Мое, за вас преломляемое в оставление грехов» (Мф. 26, 26). И затем, уже в самом конце вечери, благословив чашу, сказал: «Эта чаша есть чаша Моей Крови, за вас изливаемой» (Мф. 26, 27-28). И, вкусив от того хлеба и от той чаши, ученики подлинно вкусили Тела и Крови Спасителя — Тела, которому предстояло быть распятым, и Крови, которой надлежало пролиться за них и за весь род человеческий. Господь повелел, чтобы это действие происходило всегда в Его воспоминание (Лк. 22, 19). И когда мы вкушаем хлеб и вино, то не просто вспоминаем, что произошло тогда

800

 

 

в Сионской горнице, — мы силой Святого Духа становимся вместе с апостолами соучастниками и Тайной вечери, и Голгофской жертвы, и преславного Воскресения. Мы входим в Божественную жизнь, входим в тайну спасения, соединяемся со всем тем, что Бог во Христе сделал для нашего спасения. Мы становимся причастниками Божественной жизни.

Все это не просто слова, но реальность, являемая не силой человеческой, а силой Святого Духа. Церковь Божия — это и есть та община, где силой Святого Духа люди постоянно приобщаются ко всему, что совершил Христос, через вкушение хлеба и вина, освященных в таинстве Евхаристии, через приобщение подлинных Тела и Крови Господних. И через это приобщение Бог входит в нас, восполняет наши немощи, прощает грехи, дарует нам духовные и физические силы. Святая Евхаристия — это самое великое действие, которое происходит в роде человеческом. Ничто не может сравниться с этим действием, потому что это — открытая дорога к Богу, по которой человек восходит на Небо и по которой с Неба низводится на человека Божественная благодать.

Мы помним трудные годы гонений на Церковь, когда власть закрывала храмы и церковноприходские школы, запрещала учить вере как взрослых, так и в особенности детей, заниматься делами милосердия, оказывать помощь нуждающимся, когда воспрещался любой диалог и любое взаимодействие Церкви и общества. Но и тогда власть, не веровавшая в Бога, позволяла верующим молиться в немногих уцелевших храмах, где совершалось таинство Евхаристии. Власть — по своим убеждениям, своему безбожию — не придавала этим действиям никакого значения, но по Промыслу Божию Церкви было оставлено именно то, в чем и посредством чего она обнаруживает саму себя, становится Телом Христовым. Во время принесения Бескровной Жертвы наши деды, отцы, да и мы, люди, принадлежащие к старшему поколению, молились о стране нашей, народе и Церкви, смиренно прося Господа в таинстве Святой Евхаристии даровать всем нам прощение грехов и жизнь вечную. Через это святейшее Таинство благодать никогда не отнималась от нашего народа, и верим, что именно эта открытая в Небо дверь помогала нам обретать силу Божественной благодати, сберечь веру и сохраниться как народу, не утратив своего национального самосознания.

801

 

 

И сегодня, когда в наступившей свободе мы имеем возможность и учить детей и взрослых, и творить дела милосердия, и делать много других добрых дел, и взаимодействовать с властью, с государством, с обществом, — мы должны помнить, что самое главное, что мы совершаем как Церковь, — это святейшее таинство Евхаристии. Вот почему важно, чтобы верующие люди чаще причащались Тела и Крови Христовых.

В ранней Церкви христиане приобщались Святых Даров за каждой Литургией; если же кто-то из крещеных не причащался, то должен был публично дать объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин. Сегодня эта традиция по слабости нашей веры ушла, но она священна, и все мы должны стремиться к возможно более частому приобщению, предварительно исповедуя наши грехи и приуготовляя себя к Таинству Святой Евхаристии. Мы верим, что именно через это Таинство Господь будет восполнять наши немощи, слабости и исцелять наши недуги.

Наша же с вами задача заключается в том, чтобы, сохраняя мирный дух предпасхальных святых дней, крепко молиться о стране и народе нашем, о возрастании всех в силе и правде Божией. Будем уповать, что, проведя нас через многие испытания и скорби, Господь в ответ на нашу веру приклонит к нам Свою милость, дарует всем прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1, 7), радость Пасхального празднования и вечной Пасхи в Царствии Божием. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.