Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Неделю третью Великого поста (Крестопоклонную) в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля (27.03.2011)

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ В НЕДЕЛЮ
ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА (КРЕСТОПОКЛОННУЮ)

В ПАТРИАРШЕМ УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

27.03.2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В середине Великого поста мы особым образом вспоминаем о страданиях Христа Спасителя. На середину храма износится крест, и в течение всей седмицы мы поклоняемся Живоносному Древу, лобызаем крест Христов и вспоминаем о Его страданиях, потому и неделя именуется Крестопоклонной.

Не случайно именно в середине поста Церковь предлагает нам подумать о страданиях Спасителя. Через Крест Господень открывается сама тайна бытия, и, осознав значение креста, мы сможем легче понять и смысл воздержания, смысл поста.

703

 

 

Отрывок из Евангелия от Марка, который мы только что слышали, как раз и дает возможность поразмышлять о смысле креста. Хорошо известны слова Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Святитель Филарет Московский, размышляя на тему этого Евангелия, говорит: «Отречение не есть пренебрежение ни душой, ни телом. Потому что душа, по слову Божию, — бесценный дар, а тело, по слову апостола, требует естественного удовлетворения. Отречься, — продолжает святитель, — значит отказаться от пристрастия. Не удовлетворение порицается, а пристрастие»1.

В этих замечательных словах открывается нечто очень важное для понимания человеком смысла его бытия, дается некая евангельская норма того, как человек должен относиться к потребностям души и тела. Удовлетворение духовных и телесных потребностей не является греховным и входит в Божий замысел о человеке. Без удовлетворения потребностей души человек не может состояться как личность, он не может развивать свой ум, укреплять волю, не может совершенствоваться и его дух. А без удовлетворения потребностей плоти невозможна физическая жизнь человека.

Греховным является пристрастие. Само это слово помогает понять смысл того, что есть страсть. Пристрастие — это победа страсти. В русском, славянском языках слова «страсть» и «страх» близки. Всякая страсть несет в себе страх, потому что страсть есть победа над человеком плотского начала, того, что святые отцы называют похотью плоти. Опасность ее в том, что она, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1,15). Когда страсть господствует, это и есть пристрастие. Человек не может поступать иначе, чем велит ему страсть, голос плоти.

Когда современный человек размышляет о страсти, то в его сознании это понятие чаще всего отождествляется с чем-то абстрактным, далеким от жизни. Но страсть на самом деле реально господствует над людьми, и последствия этого господства имеют значение не только для духовной жизни человека, не только для спасения его души, но и тела.

Современный мир мало заботится о душе, поэтому та страсть, которая разрушает душу, вовсе не кажется ему страшной. Но даже он

1 Филарет, митр. Московский, свт. Слово в Неделю крестопоклонную (1835 г.).

704

 

 

признаёт реальную опасность той страсти, которая разрушает человеческую жизнь. К таким страстям относятся алкоголизм, наркомания, а ныне проблемой нашей страны становится и игромания — одержимость людей азартными играми. Признавая проявления этих страстей опасными как для отдельной личности, так и для всего общества, страна направляет немалые материальные средства на их преодоление, потому что их последствия настолько очевидны и губительны, что общество признаёт необходимой мобилизацию всех сил на борьбу с ними.

При этом тот же современный мир совершенно бесчувственен к другим страстям — губящим душу, которые, может быть, так явно и открыто не разрушают человека физически, хотя, несомненно, всякий грех наносит непоправимый вред не только человеческой душе, но и телу. И тем не менее поскольку эта связь неочевидна, то и борьбы нет; а когда Церковь призывает противоборствовать этим страстям, то у одних это вызывает недовольство, у других — сарказм, а у третьих — безразличие.

Почему же нужно преодолеть пристрастие, чтобы следовать за Христом, чтобы взять на себя свой крест? Человек, живущий во власти страсти, не способен нести крест: он слаб, у него нет терпения, нет мужества, он несвободен, потому что страсть господствует над ним безраздельно. Принять же крест может только духовно свободный и сильный человек. Потому и нельзя взять крест, не отвергнувшись себя. Без отречения от пристрастия никакого крестоношения не получится — человека раздавят стрессы.

Разве не так бывает в жизни современного человека, которому кажется, что он все может, а на деле уже не в состоянии жить без транквилизаторов, успокоительных, потому что стресс разрушает и духовную, и физическую стороны человека? Но разве наши стрессы можно сравнить с Голгофским Крестом, со страданиями мучеников? Почему же их не разрушали эти страдания? — Да потому что они победили в себе страсти, они были свободны от пристрастий, от тех человеческих слабостей, которые иногда кажутся такими безобидными, а на самом деле губят человеческую личность.

В духовной жизни нет пустяков. Человеческая душа — это самое главное, ведь от ее состояния зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека

705

 

 

будет ад. И тогда никакого качества жизни не удастся достигнуть, какими бы комфортными условиями ни наполнять жизнь человека и какие бы блага ему ни предлагать.

С другой стороны, человек, побеждающий страсть, освобождая душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякий возлагаемый на нас Господом крест, всякие страдания, которые посылает нам жизнь, становятся бременем благим и легким (Мф. 11, 30).

К этой внутренней духовной силе и внутренней свободе и призывает нас Крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и такое состояние души, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями, дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее суду своей совести и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе. Преклоняя колена пред Крестом Господним, будем помнить о замечательных словах святителя Филарета Московского, которые мы сегодня вспоминали и которые помогают нам понять разницу между удовлетворением потребностей души и плоти и пристрастием, разрушающим духовную жизнь человека. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.