Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово в Неделю Торжества Православия в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (24.03.2002)

ИНЫЕ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

24.03.2002

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье, первое воскресенье Великого поста, именуется Неделей Торжества Православия.

Этот церковный праздник был установлен в IX веке в Византии в честь победы над ересью иконоборчества — лжеучения, которое отрицало почитание икон. Еще в VIII веке появились ложные учители, утверждавшие, что иконопочитание равнозначно идолопоклонству. Ересь оказалась тем более опасной, что ее поддержал своим авторитетом византийский император, к которому примкнули придворные и чиновники. Новоявленное лжеучение разделило общество и сильно политизировало его. Тогда-то и был созван Вселенский Собор — собрание всех епископов тогда еще единой, неразделенной Церкви. Отцы Собора утвердили православное учение о почитании икон и низложили ересь иконоборчества. И столь велика была радость этого события, что многим тогда казалось: никакая ересь более не поколеблет учения Церкви и церковного единства. А полвека спустя в честь победы над опасным лжеучением было постановлено в каждое первое воскресенье Великого поста прославлять это событие, а вместе с тем и торжество «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви» над всякой ересью и над всяким разделением.

Однако из истории мы знаем, что и после IX века Церковь Божию не раз сотрясали разделения и расколы и многие еретики восставали на нее, пытаясь поколебать церковное единство. И чтобы успешно

640

 

 

противостоять таким попыткам, следует уяснить себе причины появления в церковной ограде учений, отличающихся от канонического, общецерковного учения.

В самом начале первой седмицы Великого поста, размышляя о путях духовной жизни, мы говорили о природе греха и о том, что грех есть отказ от Божиего закона, Божией воли и в каком-то смысле — отказ от Самого Бога. Происходит это тогда, когда человек вытесняет Бога из своей жизни. Умом он может верить в существование Творца, однако фактически Бога в его жизни нет, Он оттеснен на далекую периферию внутреннего мира. Такой человек вспоминает о Господе изредка, чаще всего в связи с большими праздниками или важными жизненными событиями; в повседневных же обстоятельствах поступает так, словно Бога не существует. Но если в центре бытия человека Бога нет, то на Его месте оказывается маленькое эгоистичное «я» самого индивидуума. Оно и становится целью жизни, объектом поклонения и высшим судьей, поскольку человек живет только во имя самого себя и для самого себя. А кроме того, оно становится для него единственным источником мудрости, единственным источником истины.

Именно такое состояние человеческого духа святые отцы называют гордыней. В гордости прикровенно являет себя вся природа греха. Мы знаем, что диавол есть воплощение абсолютной гордыни, ибо в его жизни нет Бога, хотя он знает, что Бог есть. В жизни диавола есть только он сам, а также уловленные им люди, поступающие по его внушению, поставляющие самих себя в центр бытия. Для таких людей чаще всего не существует никаких высоких авторитетов, они убеждены, что сами являются источником норм, правил и критериев жизни.

И если такие люди — а они есть повсюду — появляются в церковной ограде и к тому же получают учительную власть, то зачастую начинают понимать веру иначе, чем научает нас Мать-Церковь, и создают к соблазну ближних ложные и опасные учения. Но как же распознать такого человека, ведь и сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11, 14)? К тому же подобный человек внешне может быть благообразным и духоносным, он может носить священнические и даже архиерейские одежды, убедительно и складно говорить, он может воспламенять доверчивые сердца и увлекать за собой народ.

641

 

 

Как же отличить правду от лжи? — А отличие заключается в способности или неспособности каждого члена церковной общины со смирением принять соборную веру Церкви и всецело подчинить этой вере свои разум и волю. Каждый, кто свою мысль соединяет с учением Святой Церкви, данным нам от Бога, является православным человеком, признающим источником разума не самого себя, но Господа. Такой человек с подобающим истинно верующему смирением оценивает самого себя, свои возможности и способности. Он верует с легкостью и радостью, потому что твердо знает, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого. Он верит в то, что через Церковь глаголет Сам Господь, а потому, по Слову Божию, Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3,15).

О людях, твердых в вере и верности, в особом чине Торжества Православия, который совершается сегодня во всех храмах, говорится: «Пленяющие разум свой в послушание Божественному Откровению».

Господу было угодно, чтобы дело спасения, совершенное Единородным Его Сыном Иисусом Христом, и правда, которую Он проповедовал людям во дни Своей земной жизни, никогда не пресекались в нашем мире. И с этой целью Бог на Своей крови создал Церковь, общину верных, исповедующих единую веру и остающихся приверженными ей даже до смерти (Флп. 2, 8). Богу было благоугодно, чтобы именно в этой общине продолжалось в веках присутствие на земле Его Возлюбленного Сына. Спаситель невидимо, но реально силой Святого Духа пребывает в Церкви как общине веры. Поэтому апостол Павел именует Церковь Телом Самого Господа и Спасителя (Еф. 1, 22-23). В этом мистическом Теле Сам Спаситель таинственно присутствует как глава Церкви, а вместе с Ним пребывают Его Божественная правда и истина.

Для верующего человека очень важно знать и понимать, что есть на земле место, где провозглашается Божия правда. Ведь мы живем в таком страшном мире, где было, есть и будет столько учителей и толкователей — один другого умнее и самоувереннее, столько взаимоисключающих учений, столько соблазненных и обманутых людей. Мы говорим с такой уверенностью об этом, потому что на пространствах человеческой истории из века в век оправдывает себя пророчество Спасителя, предостерегавшего верных перед лицом нашествия

642

 

 

полчищ лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7,15).

Порой нелегко отделить истину от заблуждения, свет от тьмы, когда в нашем мире все так сложно перепутано и переплетено, а ложь с легкостью облекается в одежды истины и сам диавол иногда говорит в своих целях словами правды. И здесь самое опасное — когда человек убежден, будто он сам способен быть источником мудрости. Если люди таким образом определяют смысл собственной жизни и свое значение в жизни ближних, то они становятся легкой добычей диавола, ибо последний может вложить в человека любые мысли. И если над таким человеком нет высшего закона, нет Божественного правила веры, заповеданной нормы жизни, то он способен измыслить для себя любые законы, правила и нормы. Эти самочинные правила и законы могут быть диавольским внушением, направленным на погубление не только отдельных душ, но и всего рода человеческого, ибо конечная цель сатаны — уничтожение всего сотворенного и одушевленного Богом, всеобщая гибель, тотальное небытие.

Вот почему мы должны почаще вспоминать о том, что Церковь есть столп и утверждение истины, что в ней с нами говорит Сам Бог. Он глаголет не великим гласом с небес, сопровождающимся раскатами грома и блеском молний, но тихим голосом, который звучит в каждой душе, побуждая ее к совершению добра и обличая в делах неправды. Легкое дыхание истины и красоты, проникающее в человеческое сердце, несет нам правду Божию. А мы должны сопрягать свой разум с этой Божественной истиной, до конца времен пребывающей в Церкви, и пленять его в послушание Откровению Божию.

Нам следует помнить, что слово церковное есть истина и правда. Это нам нужно не только для того, чтобы иметь возможность умом отличить правду от лжи, но и для того, чтобы жить по Божией правде, а не по сатанинской лжи, чтобы не пленяться греховным обольщением, но утверждаться в истине Христовой; чтобы правая вера, которую выражает, провозглашает и утверждает Православная Церковь, осуществлялась в нашей личной, семейной, общественной жизни, чтобы фундаментальной основой всякого человеческого общежития был Божий закон, а не лукавый человеческий обычай.

Вот тогда сила диавольская окажется неспособной поколебать наши разум, волю и чувства, сбить с единого истинного и спасительного

643

 

 

пути. Но, благословляя на этот жизненный подвиг, Господь словами Своего апостола одновременно остерегает нас: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 15-17).

Да, действительно непросты и подчас непрямы стези человеческой жизни. И дай Бог, чтобы для каждого из нас Свет Христов, сияющий в жизни Церкви, был путеводной звездой, помогающей не сбиться с единого спасительного пути. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.