Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения в понедельник первой седмицы Великого поста в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы (7.03.2011)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ

В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ ДАНИЛОВА
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ
г. МОСКВЫ

7.03.2011

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Не случайно мы начинаем Великий пост размышлением об изгнании первых людей из рая, ибо каждый человек, вступающий на путь преодоления греха, должен ясно понимать, что есть грех и в чем его опасность.

Последствием первородного греха стало изменение течения всей человеческой истории — мир стал другим. Божие творение претерпело искажение, цели, которые человек начал ставить перед собой, уже не соответствовали замыслу Божиему о нем. Грех пролег непреодолимой пропастью между Творцом и человеком, в результате чего произошло отчуждение человека не только от Бога, но и от окружающего мира. Божественная гармония, которую Бог пожелал даровать Своему творению и образом которой был райский сад, стала для человека недоступна. Он оказался лицом к лицу с часто враждебной к нему природой и, чтобы выжить, вынужден был тяжко трудиться, ибо земля производила уже не райские деревья, а терния и волчцы. И Господь, напутствуя падшего человека, дает ему заповедь

610

 

 

в поте лица добывать хлеб свой (Быт. 3,18-19). Эта заповедь стала еще и программой действий, и условием: не будешь добывать в поте лица хлеб — погибнешь. Перед первозданными людьми подобной задачи не стояло, в таком труде в раю просто не было необходимости.

Иное целеполагание, иные задачи сформировали систему ценностей, в которой определяющим началом стало постоянное стремление человека к потреблению материальных благ. И если на заре человеческой истории, да и в более поздние времена от тяжелого и непрестанного труда зависело само существование людей, то по мере развития науки и техники человек стал высвобождать все больше времени, посвящая его отнюдь не заботе о хлебе насущном.

Вспоминая данный Господом наказ — в поте лица добывать хлеб свой, — следует помнить и другую, уже новозаветную, заповедь, так ясно сформулированную апостолом Павлом и относящуюся к каждому: кто не работает, тот пусть не ест (2 Фес. 3, 10). Заповедь о труде есть Божественная заповедь, данная человеку, преступившему закон, — падшему человеку. Именно она должна определять его образ жизни в условиях, в которых через грехопадение оказались все человечество и весь мир.

Во время Великого поста мы неоднократно обращаемся к Богу словами молитвы преподобного Ефрема Сирина, начало которой перекликается с тем, о чем мы сейчас говорим: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности... не даждь ми». Праздность — это состояние, обратное тому, в котором пребывает человек, исполняющий Божию заповедь о труде. Но следование этой заповеди не означает, что человек должен посвящать работе все свое время без остатка. Для того чтобы каждый мог восстанавливать свои духовные и физические силы, еще в Ветхом Завете была дана заповедь об отдыхе, о седьмом дне (Исх. 20, 8-11). Мы также знаем, что еврейский народ отмечал особые юбилейные годы, когда люди и земля отдыхали (Лев. 25, 2-12). Эти Божественные установления были даны человеку для того, чтобы тяжкий, в поте лица, труд не губил его здоровья и чтобы человек, сохранив силы, мог направить их на другие виды деятельности.

Однако по мере того как развитие цивилизации, научные и технические достижения способствовали высвобождению все большего времени, труд стал замещаться праздностью. Праздность — это не

611

 

 

отдых, не восстановление физических и духовных сил. Праздность — это пустое времяпрепровождение. Но, как замечательно сказал святитель Тихон Задонский, «не может быть праздным человеческое сердце»1. Действительно, всякая праздность есть лишь иллюзия, ведь сердце человеческое не терпит пустоты. Душа праздного человека погружается в опасное для его духовной, а нередко и физической жизни состояние, а пустота заполняется скверными помыслами, рождающими дурные поступки. Часто именно от праздности мы пустословим, забывая о том, что за всякое праздное слово дадим ответ пред Господом (Мф. 12, 36). Нередко эти пустые слова начинают наполняться желчью и злобой по отношению к нашим ближним, что неизменно ведет к другому греху — осуждению.

Если проанализировать образ жизни человека современного обезбоженного мира, посмотреть, к чему приводит праздное времяпрепровождение, то можно с легкостью убедиться, что в праздности, как в своеобразной питательной среде, развиваются вредоносные, болезнетворные бактерии, отравляющие и даже губящие подлинную жизнь человека. Эти бактерии способствуют умножению зла в человеке и, если не применять духовных лекарственных средств, могут поразить весь организм. Праздность — это некое затхлое болото, в котором обитают опасные для духовной жизни человека организмы.

Именно поэтому слова апостола Павла «кто не работает, тот пусть и не ест» являются не только констатацией Божественной справедливости, но и заповедью трудиться. Подтверждение необходимости и важного значения труда мы находим в двух очень важных евангельских отрывках. Один из них — это знаменитая притча о талантах (Мф. 25, 14-30), повествующая о том, что Господь будет судить каждого по результатам его трудов. Раб, закопавший один талант, данный ему господином, сделал это потому, что праздность была для него дороже, чем труд, — и был осужден. А те, кто умножил Богом данные таланты своим трудом, снискали Божию милость.

Другой отрывок — это удивительное по силе речение Самого Господа: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). В этой фразе мы обращаем внимание, как правило, лишь на слово обремененные, понимая под обремененностью

1 См. примеч. на с. 444.

612

 

 

наши немощи, болезни и обиды, — но ведь сначала Спаситель говорит о всех труждающихся.

Труд есть величайшая христианская добродетель. Об этом особенно нужно помнить в обителях, где есть только два поля деятельности — труд и молитва — и где не должно быть места праздности. Жизнь монаха несовместима с праздностью, в противном случае налицо верный признак опасного духовного заболевания. Как говорил преподобный авва Исаия, «праздность есть падение и смерть для души»1.

Но то, что справедливо, закономерно и необходимо для иночествующих, должно быть примером и для людей, живущих в миру, которые, опираясь на достижения разума, на новые высокие технологии, имеют возможность с легкостью высвобождать время и проводить его в праздности. Мы знаем, что многие социальные беды, характерные для современного общества, — и алкоголизм, и наркомания, и нравственная распущенность — нередко напрямую связаны с праздным времяпрепровождением. Если труд есть некое оружие, некий механизм, способ самосовершенствования и движения вперед, к победам, то праздность есть духовное саморазоружение человека, следствием которого становится отказ от духовной брани. Человек предается беззаботности, душевной лени и погибает. Вот почему первые слова богодухновенной молитвы преподобного Ефрема заключают в себе прошение ко Господу, дабы Он благодатью Своею оградил нас от порока праздности. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.