Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании утреннего богослужения во вторник первой седмицы Великого поста в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы (16.02.2010)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ УТРЕННЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ
ВО ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОМ
СТАВРОПИГИАЛЬНОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
г. МОСКВЫ

16.02.2010

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Грех, который гнездится в человеческой душе, проявляется в виде разных пороков, среди которых есть особо опасные, причем как для самого грешника, так и для окружающих его людей. К таким опасным порокам относятся гнев и злоба. Преподобный Иоанн Лествичник говорил, что они являются проявлениями духовной болезни. Как у физической болезни чаще всего не одна причина, так много источников бывает и у болезни духовной.

Гнев является формой выражения несогласия человека со словами и делами окружающих его людей. Этот способ демонстрации несогласия обычно сопровождается неадекватной реакцией, когда человек повышает голос, употребляет грубые слова, допускает оскорбления в адрес других. Нередко гнев является результатом психического расстройства человека, результатом болезни нервной системы. В этом

577

 

 

случае вспышки гнева должны быть предметом медицинской озабоченности. Нас же интересует гнев как проявление внутреннего неустройства, как некая духовная болезнь.

Что же лежит в основе этой болезни? Каковы ее причины? Как и большинство пороков, гнев произрастает от гордости. В гордом человеке, поставляющем самого себя в центр жизни, развивается чувство самоуверенности, которое, в свою очередь, постоянно подпитывает горделивое отношение к окружающим. И если в адрес такого самоуверенного и надменного человека кто-то произносит слова, с которыми гордец явно не согласен, а тем более если это не только слова, но и дела, то он воспринимает сказанное и сделанное как некий вызов его собственному «я» — самому главному, важному и непререкаемому, что только есть в его жизни. Отсюда и берет начало эта безобразная эмоция, сопровождающаяся повышенными интонациями, злыми, оскорбительными словами, безумным выражением лица. Человек силой и напором своих слов, угрожающей мимикой и яростной жестикуляцией пытается воздействовать на того, кто с ним не согласен, стремится нанести ему эмоциональный удар.

Есть в этом пороке что-то мучительное и тягостное прежде всего для самого гневливого человека: у него нет и не может быть друзей. И действительно, гнев разрушает отношения с ближними, с родными, создает гнетущую, чрезвычайно тяжелую атмосферу. Как много семей разрушается только оттого, что кто-то из членов семьи не способен сдерживать свой гнев, делая совместную жизнь просто невыносимой! Святитель Тихон Задонский сказал о пороке гнева так: «Страшна внешность гневающегося человека, но что же тогда происходит в его душе!»1. Действительно, в момент вспышки гнева душа человека тяжело страдает, так что гнев воистину является проявлением ее болезни.

Гневливость порождает очень опасные последствия для духовной жизни человека. Святой Иоанн Лествичник, размышляя на эту тему, говорит: «Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость»2. Если человек не борется с пороком гнева, если он не сознает всей фатальной опасности своей духовной болезни, то гнев перерастает в злобу.

1 См. примеч. 2 на с. 288.

2 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 8, 14.

578

 

 

Злоба — это искажение самой природы человека, это болезнь, которая приводит к необратимым последствиям для его духовной жизни, разрушает его личность. И не случайно говорит апостол Павел: Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Еф. 4, 26-27). Ибо если человек гневается долее, чем в течение одного дня, то его гнев перерастает в злобу, а где злоба, там диавол, потому что диавол есть зло. И если гневающийся человек пребывает в пагубном состоянии гнева долгое время, то в его духовной жизни могут начаться необратимые процессы. Человек злонравный чаще всего бывает невоздержанным в словах, жестах, мимике. Конечно, он не может все время кричать и ругаться, но часто способен на протяжении всей жизни вынашивать злые намерения. Для того чтобы не произошло столь страшного помрачения духовной жизни, нужно начинать борьбу с гневом, не допуская, чтобы он перерос в злобу.

Какие же средства предлагает нам для этой борьбы Церковь? Первым и самым главным средством является молчание. Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140, 3) — эти замечательные слова псалмопевца Давида нужно вспоминать всякий раз, когда вдруг появляется острое желание обрушить гнев на своего собеседника или на человека, с которым вместе трудимся или живем. Удерживая язык свой от зла, мы творим благо (Пс. 33,13-15).

Способность молчать очень высоко ценится в человеческом обществе. Недаром говорят, что молчание — золото, слово же — только серебро. Хранящий молчание человек способен, внутренне сосредоточившись, внимательно контролировать свои мысли, свои поступки. «Любящий молчать пребывает близ Бога и Ангелов Его, и в вышних место его»1, — свидетельствует преподобный Антоний Великий. Поэтому столь важное значение имеет молчание и в аскетической практике Церкви. Сие не означает, что все люди должны превратиться в молчальников. Да это и невозможно, ибо большинство людей вовлечены в трудовую деятельность, в многоразличные общественные отношения. Но всегда следует помнить, что ценность молчания состоит в том, что, храня безмолвие, мы тем самым ставим преграду на пути гнева и злобы, не даем этим порокам завладеть нашими сердцами.

1 Антоний Великий, прп. Наставления о жизни во Христе. 75.

579

 

 

И, конечно, великим средством преодоления этих, как и многих других, грехов является молитва. Когда мы чувствуем, что в нашем сердце пробуждается гнев, нужно остановиться, волевым усилием заставить себя замолчать и обратиться к Богу с горячей молитвой о том, чтобы Он дал решимость и силы бороться с обуревающими нас страстями.

Сделать это бывает очень непросто. Но если в великие спасительные дни Святой Четыредесятницы мы начнем этот подвиг борьбы с гневом, раздражительностью, злобой, то тогда семь недель Великого поста окажутся для нас воистину благотворными. Будем помнить слова апостола Павла: Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4, 31).

И да поможет нам Господь преодолевать пороки, свойственные всем нам, и делать хоть небольшие, но реальные шаги навстречу Воскресшему Спасителю! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.72 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.