Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово за Божественной литургией в Прощеное воскресенье в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы (1.03.2009)

2009 год

СЛОВО ЗА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ
В ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ В КАФЕДРАЛЬНОМ
СОБОРНОМ ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
г. МОСКВЫ

1.03.2009

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом, именуемое Прощеным воскресеньем.

Мы только что услышали с вами отрывок из Евангелия от Матфея, который завершается словами: Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Каждый человек стремится к счастью и благополучию, которые определяются внутренним состоянием его души. Это так очевидно, что не требует никаких доказательств. Человек может обладать многими сокровищами, быть очень обеспеченным, внешне благополучным, но если в его сердце — ад, смятение, скорбь, раздражение, зависть, которая особенно разрушает внутренний покой, — то какое же это благополучие? Такое «сокровище» — подлинная мука.

А как же сделать так, чтобы настоящее, истинное сокровище было непреходящим, чтобы в сердце человека всегда были радость, мир, покой, сознание достаточности того, что он имеет, чтобы в его душе было одно желание — благодарить за все Бога? Сегодняшний день помогает нам понять, что нужно делать, чтобы человек мог обладать таким духовным сокровищем.

В последнее воскресенье перед Великим постом Церковь вспоминает изгнание первых людей из рая. Адам и Ева, созданные Богом по подобию Своему, были поселены Им в раю (Быт. 2,15), где пребывали в постоянном общении со своим Творцом. Они должны были трудиться, возделывая Божий райский сад, но трудиться не в поте лица своего, не в скорби, а сочетая труд с радостью жизни с Богом. Господь все дал первым людям, чтобы ничто не мешало им радоваться этой жизни. Но одновременно Господь обязал их к послушанию, предложив только одно условие — быть верными Ему, не обманывать Его,

519

 

 

жить в соответствии с законом, который Он им дал. Таков был замысел Бога о мире и человеке.

Но, как свидетельствует Библия, по наущению диавола человек отказался от Божиего замысла. Он не возжелал слышать Божиего голоса и подчиняться Его законам, нарушив самый главный из них — послушание Богу. И тогда Господь предоставил человека самому себе.

Изгнание первых людей из рая является неким символом, образом отторжения человека от жизни с Богом. Диавол, соблазняя первых людей, сказал: «Вы можете вкушать от дерева познания добра и зла, от которого вам Бог запретил вкушать, потому что, если вкусите, то будете как боги» (Быт. 3, 4-5). Зачем слушаться Бога, если можно просто отведать плод и самим стать богами? И люди решили достичь Божественной высоты и силы не с Богом, а вне Бога. Господь дал им такое право и такую возможность, но уже отлучив от общения с Собой. И разорвалась связь, соединявшая человека с Богом, человек оказался наедине сам с собой; отныне он должен был жить только своим разумом, он вынужден был сам добывать себе пропитание и защищать себя. В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19), — сказал Господь Адаму, изгоняя его из рая.

С тех пор на протяжении всей истории все силы человека были направлены на то, чтобы в поте лица добывать хлеб, обеспечивать себя одеждой и жилищем. Чтобы облегчить себе этот труд, он стал стремиться к власти над другими людьми. И человеческая история наполнилась чередой конфликтов и войн. Человек не стал счастливым, но у него возникла некая иллюзия: если он будет больше добывать хлеба, одежды, если у него будет больше материальных средств и возможностей для благополучной жизни, то он станет счастливее, он вернет себе рай, построив его на земле без всякой Божественной помощи.

Где сокровище ваше, там... и сердце ваше... История жизни первых людей замечательно иллюстрирует эти слова Спасителя. После изгнания из рая их сердца стали принадлежать миру, где оказалось все их сокровище, где нужно было в поте лица трудиться, обеспечивая себе пропитание, где в братоубийственной вражде пролилась первая кровь, где стремительно стал распространяться грех как некая норма человеческого бытия, лишив само это бытие жизненной силы. И Богу было угодно Всемирным потопом смыть человеческий род с лица земли,

520

 

 

ибо, разрушив заложенный Богом в природу человека нравственный закон, люди построили цивилизацию, несовместимую с жизнью. Вот что получилось из-за того, что сердца людей и их «сокровище» оказались в миру! Когда же сокровище было в раю, в общении с Богом, то и их сердца были там. И если Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), то и на сердце любовь. Если Бог — правда, то и в отношениях между людьми правда. Если Бог — мир, то мир и в душе, и вокруг. Где сокровище ваше, там... и сердце ваше.

Изгнание первых людей из рая было не проявлением некоей жестокости, но выражением Божией справедливости. — Хотите жить без Бога? — Живите. — Хотите быть счастливыми без Бога? — Попробуйте быть счастливыми. — Вам Бог не нужен? — Живите, как хотите.

Мы познали на собственном горьком опыте, что такое жизнь без Бога: наша великая и могучая страна, некогда процветавшая благочестием, в одночасье превратилась в место, где стало страшно жить, потому что люди отказались от Бога, они захотели строить свою жизнь без Него, опираясь только на свой разум, на организацию и силу власти. Люди думали, что построят благополучное, процветающее, справедливое общество, и так увлеклись этой идеей, что не заметили, как погубили десятки миллионов человеческих жизней, чтобы только приблизить эту «сказку», чтобы только ухватить за хвост эту призрачную жар-птицу. — Но не ухватили, не сумели. Сегодня нам говорят: «В прошлом все было плохо потому, что плохими были власти, неудачными программы, слабым учение. А вот сейчас мы можем предложить новое прогрессивное учение, лучшую организацию жизни, и теперь мы обязательно построим счастливое общество и счастливый мир».

Мне приходилось в жизни много путешествовать по миру, в том числе и по богатым, процветающим странам. Нужно сказать, что в сознании многих людей существует устойчивый миф о том, что полного благополучия можно достичь, опираясь исключительно на достижения науки, на хорошее образование, на слаженную организацию управления, на стабильную политическую систему и добротные законы; и для того, чтобы уровень благосостояния населения постоянно увеличивался, в этих государствах делается многое. Но разве то, что сегодня происходит в мире — и в богатых странах, и в бедных, — является свидетельством человеческого благополучия? А безудержный рост самоубийств? А увеличение числа психических заболеваний?

521

 

 

А кризис семьи? А страшное и гнетущее чувство одиночества и отчуждения, когда человек осознает, что рядом никого нет, что он совершенно один? Раньше он думал, что, не имея ни жены, ни детей, он обретает свободу, — а получается, что он добровольно обрекает себя на одиночество и тоску. Да разве можно перечислить все страдания мира сего?

Где сокровище ваше, там... и сердце ваше... А можно ли действительно стяжать рай в своем сердце? Может быть, это просто древний миф и ничего подобного человек достичь не может? Церковь свидетельствует: вернуться в рай, ко Господу, можно. Можно потому, что Господь, Творец, любящий Отец, послал Сына Своего, чтобы Он Своими крестными страданиями искупил наши грехи, очистил наши беззакония и открыл перед нами двери рая. Некоторые могут подумать, что речь идет о вратах рая после смерти, но нет: речь идет о возможности человеку ощутить рай еще здесь — в земной жизни. Рай начинается в наших сердцах. Нельзя иметь ад в сердце здесь, на земле, и обрести рай в вечности. Но если мы сможем стяжать рай в сердце в нашей земной жизни, то он будет и в вечности. «Не рай ли мысленный и духовный есть место вечного наслаждения? Ибо такой рай не будет иметь конца: в нем все пребывает непоколебимым. Там новые небеса распрострутся в нетлении и новая земля срастворится вечностью и блаженством»1, — говорил преподобный Ефрем Сирин.

Что же нужно сделать в ответ на великую искупительную миссию Спасителя, Который открыл перед нами врата рая? — Нужно установить те отношения с Богом, какие были у первых людей до их грехопадения. И первым важным шагом на пути восстановления этих отношений, пути, возвращающем нас в рай, является осознание своей греховности. Нельзя говорить о чистоте отношений с Богом, если сознание человека, его сердце разрушены грехом и если он не видит своей неправды. Поэтому наш путь к Богу, наше возвращение в рай должны начинаться с осознания своего греха, с горячей молитвы ко Господу об исцелении внутренних недугов. В ответ на искреннее покаяние и стремление человека жить с Богом Господь протянет нам Свою длань, словно вводя нас в рай, используя и Свою Божественную силу, и ту силу, которую мы развиваем в себе через раскаяние и жизнь согласно Его закону.

1 Ефрем Сирин, прп. О покаянии.

522

 

 

Людьми, вернувшимися в рай при жизни, были святые угодники Божии. Мы каждый день поминаем их во время отпуста после Божественной службы. Нельзя сказать, что их жизнь всегда была легкой, но в их сердцах был запечатлен рай, было счастье, была полнота жизни, потому что они жили с Богом.

Церковь призывает людей к жизни в раю, к тому, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Конечно, церковный «рецепт» человеческого счастья разительно отличается от того, который буквально навязывается современному человеку средствами массовой информации. Но только этот путь, и никакой другой, ведет человека в рай, дарует ему полноту жизни. Святые угодники Божии запечатлели это возвращение в рай собственными жизнями: они были настолько счастливы внутренне, настолько радостной была их жизнь, что когда от них требовали отречения от Христа, то даже под угрозой смерти они не могли отказаться от этого внутреннего — в сердце своем — рая. Именно этим благодатным опытом переживания Божественного присутствия в своей жизни и объясняется невероятная и непонятная уму человеческому сила святых мучеников. «Не найдет человек покоя иначе, как стяжав и утвердив в себе такое внутреннее расположение, что в мире только и есть, что Бог да он, отнюдь ни к чему не обращаясь умом своим, но Его единого вожделевая и к Нему прилепленным пребывая»1, — научает нас святитель Феодор Едесский.

Вступая в Великий пост, будем помнить, что мы входим не в некую серую или черную полосу года, которая так сильно отличается от праздников, не в тоску смертельную, не в скуку длинных богослужений, как говорят некоторые, — но вступаем в то время, когда мы можем попробовать, опираясь на молитву, на покаяние, совершить если не возвращение, то по крайней мере некий разворот в сторону рая, чтобы увидеть Божий свет и почувствовать силу Божиего присутствия. И если, встречая светлый день Христова Воскресения, мы сможем сказать, что недели поста были для нас неделями счастья, что мы нашли то, чего не имели, обрели то, о чем даже помыслить не могли, то это и будет нашей первой победой над грехом и выражением готовности принять Божий замысел о человеке и быть достойными этого замысла. Аминь.

1 Феодор Едесский, свт. Сто душеполезнейших глав. 91.

523


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.