Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия в четверг первой седмицы Великого поста в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска (13.03.2008)

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ
В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В УСПЕНСКОМ КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ
г. СМОЛЕНСКА

13.03.2008

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин, рассуждая о духовном и плотском началах в человеке, сказал удивительные сло-

506

 

 

ва: «Нельзя прийти к духовному помимо телесного»1. И, развивая эту мысль, он привел следующие примеры: так, мы приобщаемся Тела и Крови Христовых через вкушение хлеба и вина, очищаемся от грехов при вступлении в Церковь посредством погружения в воды крещения. Действительно, телесное и духовное связаны в природе человека нерасторжимо, только смерть отделяет одно от другого. Поэтому когда речь идет о духовном воспитании человека, о формировании религиозного образа жизни, то помимо воспитания ума, воли и чувств, необходимо думать и о воспитании тела, плоти человеческой.

Обычная наша жизнь предполагает наличие определенных ценностей. Но если попробовать проанализировать перечень тех ценностей, которые признаются большинством людей в современном обществе, то легко увидеть, что в их основе лежат разного рода способы угождения плоти. Все свои усилия люди так или иначе направляют на ублажение своего плотского начала. Так, огромным достоинством считается наличие у человека материального достатка, и даже более чем достатка. Обладание значительным количеством денежных и иных средств является для большинства людей вожделенной целью, причем весьма достойной того, чтобы посвящать ей все свои силы и даже всю свою жизнь. Такой же ценностью среди людей считается власть, возможность подчинять своей воле окружающих. Достижению власти люди также нередко посвящают всю свою жизнь, причем под этой властью совсем не следует подразумевать какие-то высшие государственные должности: даже в быту, в семье борьба за превосходство, за власть над другими нередко настолько омрачает семейные отношения, что люди, участвующие в этом противоборстве (чаще всего это муж и жена), становятся неспособными сохранить единство семьи.

Все вышесказанное имеет прямое отношение к материальной стороне человеческого бытия. Религиозный же образ жизни, о котором мы говорили в течение этой первой седмицы Великого поста и к стяжанию которого должен стремиться каждый христианин, предполагает приоритет совсем иных ценностей — ценностей духовных, когда в центр бытия человека поставляется служение духу.

1 Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. III. 12.

507

 

 

Однако не следует воспринимать это противопоставление ложно, утверждая, что, мол, Церковь вообще выступает против всякого материального благополучия и достатка. Нередко, исходя из такого неправильного понимания церковного слова, люди светские критикуют Церковь, полагая, что она встает преградой на пути развития человеческого общества, что она, мол, переориентирует сознание людей на другие цели, мешая тем самым прогрессу человеческой цивилизации. Это глубочайшее заблуждение. Нигде в Слове Божием не осуждается стремление человека обеспечить свою жизнь и жизнь своих ближних. Более того, в Священном Писании мы находим прямые указания на слова Господа, подтверждающие, что забота человека о своей плоти является его естественной потребностью (Мф. 15, 32; Ин. 6, 5). И в самом деле, если не беспокоиться о материальной стороне своего бытия, то выжить в мире, поврежденном в результате грехопадения Адама, невозможно. Только в раю люди могли, не ревнуя о своей плоти, иметь жизнь вечную, потому что питались от древа жизни. После изгнания из рая доступ к этому древу был закрыт и человеку в поте лица нужно было добывать хлеб свой (Быт. 3, 19), что происходит и поныне. Нигде и никогда Господь не осуждал труд человека, но напротив, устами апостола Павла превознес его, ибо именно ученику Господа принадлежат замечательные слова о том, что «кто не работает, тот пусть и не ест» (2 Фес. 3,10). В Слове Божием не порицается забота о материальном. Слово Божие и все святоотеческое наследие осуждают нечто иное — то, что именуется похотью плоти.

Что такое похоть плоти? — Это господство материального над духовным. Это поглощение материальной заботой всего внимания человеческого, всех его сил и времени, когда, находясь в жизненной круговерти, человек только и делает, что заботится о плоти, забывая обо всем другом на свете. Мучительными болезнями души называет похоти святитель Тихон Задонский. Похоть плоти — это искаженное миробытие, искаженная картина мира, ложная система ценностей. Это, наверное, самое вредоносное и опасное, что только существует на земле, потому что, пребывая в этой ложной системе, человек идет по неправильному жизненному пути, устремляется к достижению целей и ценностей, которые не являются всеобъемлющими и не имеют абсолютного и непреходящего характера.

508

 

 

Для того чтобы изменить свои жизненные ориентиры, чтобы преодолеть похоть плоти, нужно в центр своего бытия поставить заботу о духовном. Это легко сказать, но как это сделать? Мы думаем о духовном, пока находимся в храме, да и то не все время, потому что заботы мирской жизни то и дело врываются в наше сознание даже во время молитвы; когда же мы уходим из храма, то, может, еще какое-то недолгое время находимся под влиянием радостной атмосферы богослужения, молитвы, но потом соприкосновение с обыденной жизнью разрушает это благодатное состояние и мы опять погружаемся в мирскую суету, в заботу о своем материальном бытии.

Для того чтобы воспитать тело, чтобы развить телесный навык религиозной жизни, необходимо научиться преодолевать похоть плоти. И начинать надо с размышлений. Каждый из нас может задать себе вопрос: «Сколько времени я посвящаю духовному, а сколько материальному?» Если быть честными, не кривить душой, то мы вынуждены будем признать, что та часть нашей жизни, которая посвящена духу, нашему духовному возрастанию, будет у всех у нас ничтожна мала. И еще один важный вопрос можно адресовать себе: «А если сталкиваются интересы духовные и материальные, чему я отдаю предпочтение?» И здесь можно вспомнить множество ситуаций из жизни, когда мы с легкостью отдавали предпочтение материальному. Когда порой перед нами вставала дилемма: пойти ли в воскресенье в храм или заняться другими, материальными заботами, то вопрос нередко решался в пользу материального, и святое воскресное утро мы посвящали не соборному молитвенному общению с Богом, а мирским попечениям.

Важно правильно определить свое духовное состояние: насколько мы порабощены этой похотью плоти и как ее преодолеть? Спросим себя: «А что мне действительно необходимо для жизни?» И окажется, что человеку на самом деле нужно очень немногое. Конечно, мы должны стараться вести правильный, здоровый образ жизни, и если у человека нет средств на нормальное питание, на разумный отдых, если у него нет времени и сил на поддержание оптимального духовного и культурного уровня своего бытия, то это очень плохо. Тогда нужно задуматься о том, что следует изменить в своей жизни, чтобы средств и времени хватало и на удовлетворение насущных жизненных потребностей, то есть поддержание достойного уровня своего

509

 

 

существования, и на оказание помощи другим людям. Однако, к сожалению, когда эти средства приходят, особенно если они исчисляются большими суммами, человек чаще всего теряет контроль над собой, теряет способность ясно представлять себе, что ему реально необходимо, и вступает на путь постоянного завышения планки своего потребления. И чем больше появляется у человека средств, тем больше он начинает потреблять, приобретая часто совершенно не нужные ему вещи и совершенно не заботясь о действительно необходимом и жизненно важном для него — о едином на потребу (Лк. 10, 42).

В каком-то смысле сегодня вся человеческая цивилизация погрязла в этой похоти: Всё, что в мире: похоть плоти... (1 Ин. 2,16). А для того чтобы постоянно взвинчивать и раскручивать эту страсть, требующую вложения все больших средств и ресурсов, в современном обществе существует такое явление, как быстропреходящая мода, следуя которой, человек нередко отказывается от использования многих своих вещей, причем не только тех, которые быстро изнашиваются, но даже тех, которые могут еще долгое время ему прослужить. Можно видеть, как люди перестают пользоваться автомобилями, выбрасывают мебель, другие добротные вещи только потому, что они выходят из моды. Когда у людей появляются большие средства, то они не ограничивают себя рамками разумного потребления, но многократно и постоянно завышают его уровень. Однако будет ошибкой считать, что похоть плоти присуща только богатым людям, — она поражает и человека бедного, весьма скромного в средствах.

Где сокровище ваше, там и сердце ваше (Лк. 12, 34; Мф. 6, 21), — говорит Господь. Если сокровище человека — духовная жизнь, если сокровище человека там, где Бог, то тогда и ценности человеческой жизни ориентированы на эту центральную, непреходящую ценность. Но когда сокровища расположены в иной плоскости бытия, тогда и вся жизнь разворачивается в иную сторону и тогда уж не до воспитания ума, или воспитания воли, или воспитания чувств. Тогда уже не до молитвы, не до покаяния, не до поста и даже не до добрых дел, потому что на доброделание не хватает ни времени, ни сил, ни средств, — они нужны для самого себя. И тогда бесполезным и невостребованным становится все то, что ведет человека к Царству Небесному, тогда затворяются перед человеком врата этого Царства. Недаром Господь сказал: Трудно богатому войти в Царство Небесное

510

 

 

(Мф. 19, 23), — трудно не потому, что он богат, а потому, что такой человек наиболее подвержен похоти плоти.

Апостол предписывает нам отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 22-24).

Стремясь выработать навыки религиозной жизни, мы должны посвящать свое время воспитанию ума, воли, чувств и борьбе с грехами, в частности — с похотью плоти. Без этого мы не сможем двигаться вперед. Это очень важный духовный рубеж нашей жизни. И да подаст нам Господь силы и помощь Свою, чтобы преодолеть этот рубеж! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.