Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских в Спасо-Преображенском соборе Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 11. 07. 2015

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ

ВАЛААМСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО
МОНАСТЫРЯ

11. 07. 2015

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Владыка Панкратий2, наместник и игумен сей святой обители! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным праздником — с днем памяти святых преподобных Сергия и Германа, основоположников монашеского жития на Валаамском архипелаге.

Наверное, каждый знаком с жизнью этих святых угодников, и каждый, кто вдумчиво читал их житие, не мог не осознать масштаб подвига, который они совершили. Когда во время боевых действий воинское подразделение в трудных условиях удерживает некую территорию, про таких солдат говорят: они герои. Это правда — они являют пример героизма, опираясь на силу оружия, на армейскую дисциплину, на верность присяге. Но представьте себе двух иноков, которые без всякого оружия, с минимальным запасом продовольствия прибыли на эти холодные острова и не просто удержали эту землю, но преобразили ее так, что она стала святой землей! Не проливалась кровь, и меч не обнажался, но враги никогда не могли надолго захватить эту землю, ставшую святой, потому что здесь совершались подвиги великих угодников Божиих Сергия и Германа Валаамских. Их пример вдохновил последующие поколения иноков, монастырь стал прирастать братией, и в каком великолепии, в какой красоте после десятилетий забвения и разрушения он предстоит ныне нашему взору!

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Петрозаводский и Карельский Константин, Курганский и Белозерский Иосиф; архиеп. СергиевоПосадский Феогност; епп. Солнечногорский Сергий, Волгодонский и Сальский Корнилий, Костомукшский и Кемский Игнатий, Шадринский и Далматовский Владимир.

2 Еп. Троицкий.

206

 

 

Почему Сергий и Герман решили поехать на север, в необжитые места? Разве мало было других мест, более теплых и не менее малолюдных, чем Валаам? Можно было найти более удобную пустынь, там поселиться и, может быть, даже прославиться, но они избирают место, наиболее трудное для проживания, отрезанное от окружающего мира холодным озером. И духовное паломничество, которое предприняли преподобные Сергий и Герман, привело не к гибели, а к славе. Несомненно, особым образом их посетил Господь, потому что невозможно совершить без помощи Божией всего того, что они совершили.

Вспоминаются замечательные слова святого преподобного Ефрема Сирина: «Вначале нужно потрудиться и получить венец подвига, чтобы вкусить Божественной благодати». Преподобный Ефрем очень точно описывает последовательность действий. Если ты хочешь встретиться с Богом, если хочешь в сердце своем почувствовать Его силу, если хочешь убедиться в том, что Он слышит твои молитвы и отвечает на них, — вначале потрудись. Вот люди и приходят в монастырь, следуя этой заповеди, чтобы просто потрудиться, а потом по милости Божией, прикоснувшись к Божественной благодати, уже не могут уйти в мир и становятся монахами. И мы рады тому, как сегодня укрепляется русское монашество на просторах всей нашей Церкви.

Но иногда и у монахов возникают борения, сомнения, несогласие с несением того или иного послушания. Не всегда это высказывается вслух, но в душе возникают мысли: «Почему я? Почему другого нельзя было найти? Почему именно мне нужно нести самое трудное послушание?» Все это — от лукавого. Когда послушание кажется слишком трудным, когда кажется несправедливым то, что оно возложено именно на тебя, нужно вспомнить исполненные огненной силы слова преподобного Ефрема: «Вначале надлежит потрудиться и обрести венец подвига, а без подвига и труда не прикоснется к тебе Божия благодать». Труд есть непременное условие спасения, если жить в соответствии с монастырским уставом.

Но разве на других людей, немонашествующих, это не распространяется? Разве им автоматически или за деньги дается Божия благодать? Не бывает такого! Вначале потрудись и обрети венец подвига. А что такое венец? Венец возлагали на главу царя или полководца, — чаще всего после одержанной победы. Так и венец подвига есть корона, которой увенчивается человек, победивший в духовной борьбе.

207

 

 

Для того чтобы обрести благодать Божию, необходимы труды. Мы знаем, что в миру приходится много трудиться. Возникают вопросы: а разве результат мирских трудов — это только деньги, зарплата, а Божией благодати нет? Есть ли в том, что я делаю, трудясь в миру, какой-то смысл для моего спасения? Ответ такой: конечно есть! Только не следует называть трудом греховные дела. Труд не должен быть направлен на совершение греха или на потворство греху. Иногда те, кто причастен к греховным действиям, совращающим людей, будь то через кинематограф, телевидение, Интернет, говорят: ну, а что я могу поделать? Это моя работа. Но у человека всегда есть выбор: трудиться, чтобы обрести дар благодати, или поступать так, чтобы навсегда закрыть для себя всякую возможность общения с Богом, оставшись в лучшем случае формально верующим, а в худшем — утратив всякую веру.

Труд, который мы совершаем ради наших ближних, ради детей, ради мужа или жены, ради наших внуков; труд, который мы совершаем ради Родины, то есть нашей большой семьи, нашего народа, — это тот самый труд, за который мы можем быть удостоены венцов подвига. Только важно, чтобы мы сохраняли веру в сердце и понимали, что работаем ради Господа. А если есть сознание того, что, трудясь честно, помогая другим, ты приближаешь к себе Божественную благодать, то и сам труд становится радостным и светлым.

Поэтому слова преподобного Ефрема относятся не только к монашествующим. И венец подвига — венец не только за подвиг в духовном делании, но и за труды в миру. Очень важно, чтобы иноки никогда не роптали в связи с возложением на них того или иного послушания, но воспринимали это, по слову преподобного Ефрема, как непременное условие вкушения Божией благодати. А для того чтобы и наш труд, за пределами монастырей, приближал нас к Богу, мы также должны помнить слова преподобного Ефрема, помнить подвиг святых преподобных отцов Сергия и Германа Валаамских и через свой труд воцерковлять мир. Таким образом, молитва и труд становятся единым, неразрывным общим действием, спасающим человека трудящегося и открывающим для других людей смысл жизни.

Всех вас, мои дорогие, я сердечно поздравляю с праздником, имеющим большое значение не только для этой обители, но и для всей нашей Церкви. Молитвами святых преподобных Сергия и Германа Валаамских да хранит Господь сию святую обитель и Отечество наше! Аминь.

208


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.