Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских в Спасо-Преображенском соборе Валаамского ставропигиального мужского монастыря, 11. 07. 2014

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНЫХ СЕРГИЯ И ГЕРМАНА
ВАЛААМСКИХ В СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ
ВАЛААМСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

11. 07. 2014

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Владыка Панкратий2, наместник и игумен сей святой обители! Ваше Превосходительство Александр Петрович3, глава Республики Карелия! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником обители — с днем памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Радуюсь тому, что Господь дает мне силы и возможность на протяжении всех лет моего пребывания на патриаршем престоле, в июле месяце, в связи с празднованием памяти святых преподобных Сергия и Германа, посещать эту святую обитель. Прикасаясь к этому месту, пропитанному особой Божией благодатью, к месту многовековых подвигов монашествующей братии, обретаешь и мир душевный, и некую остроту видения тех проблем, которые перед тобой стоят, — ведь чтобы увидеть и понять то многое, что происходит в жизни человека, ему необходимо удалиться от ежедневной суеты, взглянуть с иной точки зрения на то, что происходит с ним и его окружением, с теми, кто рядом, по-новому взглянуть на волнующие его вопросы и проблемы. Именно такой взгляд со стороны — я сказал бы, с высоты — обретаешь, когда приобщаешься к духовному подвигу многих поколений иноков в святом месте, таком как здесь, на Валаамских островах.

Сегодняшнее евангельское чтение от Луки (Лк. 6, 17-23), которое полагается читать всякий раз, когда мы совершаем память

1 Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Ростовский и Новочеркасский Меркурий, Пензенский и Нижнеломовский Серафим; епп. Солнечногорский Сергий, Вологодский и Великоустюжский (ныне митр. Вологодский и Кирилловский) Игнатий, Волгодонский и Сальский Корнилий, Костомукшский и Кемский Игнатий, Шахтинский и Миллеровский Симон.

2 Еп. Троицкий.

3 Худилайнен А. П.

202

 

 

святых преподобных отцов, включает изложение заповедей блаженства. Но апостол Лука, в отличие от апостола Матфея, излагает их в совершенно ином контексте. Если апостол Матфей, повествуя о Нагорной проповеди, перечисляет все девять блаженств и формулирует их как некие заповеди, как некие законы (Мф. 5,1-12), то апостол Лука воспринял сказанное Спасителем с другой точки зрения. В его устах эти слова не звучат как заповеди. Из девяти он выбирает только четыре — те самые, в которых отражается вся совокупность человеческой скорби и человеческого горя. Он говорит о том, что блаженны нищие. Он говорит о том, что блаженны голодающие, алчущие, потому что они насытятся. Он говорит о том, что блаженны те, кто гоним людьми, кого злословят, потому что они возвеселятся.

Удивительные слова. . . Горе и страдания присутствуют в жизни людей, и многие пытаются преодолеть их в своей повседневной жизни. Все развитие человеческой цивилизации направлено на то, чтобы человек решил проблему страданий и горя, чтобы его жизнь стала легче, комфортнее, благополучнее, чтобы страдание ушло в сторону. Но ничего не получается! Даже в наше время, когда на Земле накоплены колоссальные богатства, абсолютное большинство ее жителей — нищие люди, и значительная часть из них голодает; очень многие лишены самого необходимого — даже чистой воды, они жаждут.

А как много тех, кого злословят! Здесь уже никакие деньги, никакое богатство, никакая власть не могут помочь тем, кого злословят, обижают, на кого клевещут. А если к этому добавить еще и болезни! О них апостол Лука ничего не сказал, но мы знаем, что болезни приносят огромную скорбь. А утрата близких и родных? Этот перечень можно продолжать.

Почему апостол не формулирует слова Нагорной проповеди как заповеди? Потому что он связывает тему скорби и страданий с разрешением всех тех проблем, которые мешают иметь полноту жизни. Мы знаем, что многие философы еще в древности пытались решить проблему человеческих страданий. И сегодня, развивая технику, совершенствуя экономику, имея огромные возможности воздействия на природу, современная цивилизация пытается решить проблему страданий, но решить не может!

Что это означает? Некоторые люди, задумываясь на тему страданий, начинают роптать на Бога и спрашивают: как же мы именуем Бога

203

 

 

любящим Отцом, если в мире так много страданий, так много несправедливости, так много болезней, преждевременных смертей, в том числе смертей невинных младенцев? Как все это совместить с Божественной любовью и с Божественным всемогуществом? И есть те, кто говорят: в Бога не верю именно потому, что не могу объяснить эту несправедливость и эти страдания. Как сказал один дерзкий человек, если он явится пред Богом, то спросит Его: «А Тебе не стыдно?» — имея в виду неустройство человеческой жизни.

Сегодняшнее евангельское чтение помогает нам ответить на эти страшные вопросы. Если мы будем пытаться решить проблему человеческого страдания в рамках физической жизни, у нас ничего не получится. Более того, если мы будем основывать свое мировоззрение только на том времени, которое Бог нам дает для пребывания на земле, у нас не получится сформулировать внятное понимание смысла человеческой жизни. Все превращается в некое безумие. Шесть, семь, восемь десятков лет, которые живет человек, — и потом уходит из жизни. Каков смысл этих лет, и есть ли он вообще? Если мы отрицаем Бога, отрицаем вечность, то никакого смысла нет — суета сует и томление духа (Еккл. 1, 2,14), как говорил мудрый Соломон.

Апостол и евангелист Лука, взяв из Нагорной проповеди четыре свидетельства о страданиях, учит нас, что в границах земной жизни, в рамках физического бытия невозможно преодолеть человеческое горе и человеческое страдание. Как бы ни напрягался человек, каким бы мощным и сильным он ни становился, как бы ни развивалась наука, какими бы фантастическими технологиями ни обогащалось человечество, проблему человеческого страдания не решить! Апостол указывает, в каком измерении эти проблемы решаются. Блаженны голодные, потому что они насытятся. Где и когда? Блаженны те, кто пребывают в горе, плачущие, потому что они возвеселятся. Где и когда? Блаженны те, против кого восстают люди, злословящие их, потому что их радость будет велика. Где и когда это произойдет? И становится ясно, что апостол, передавая слова Спасителя, открывает нам тайну человеческой жизни. Никогда, ни при каких условиях в пределах земной, физической жизни не будут преодолены страдания и горе, каким бы великим и могущественным ни становился человек, — но только в перспективе вечности. А для Бога нет границы между миром земным и миром духовным. И если мы воспринимаем наше бытие в перспективе вечности,

204

 

 

то именно в масштабах вечности преодолеваются человеческое горе и человеческая скорбь, наполняется смыслом наше кратковременное, почти мгновенное пребывание в физическом теле здесь, на земле, — такое скоротечное, как это хорошо знают люди зрелого возраста. Смысл открывается в вечности, и в вечности разрешаются вопросы о совместимости Божественной любви и человеческих страданий, потому что там голодные получат пищу, жаждущие — воду, а скорбящие возвеселятся.

Может быть, кто-то спросит: ну, а на земле можно как-то со всем этим бороться? Или остается только уповать на то, что после смерти будут преодолены все скорби и все болезни? И Господь дает нам дивные примеры: те, кто отдает себя в руки Божии, кто живет по Божиим заповедям и Божиим законам, обретают великую силу духа, способную испепелить всякую скорбь и всякое горе. Такой пример являют нам святые угодники. Сегодня мы совершаем память святых преподобных Сергия и Германа, великих подвижников духа, которые здесь, на этих холодных островах, живя в одиночестве, в полной мере преодолели скорбь и страдания. Помести любого современного человека на их место, на эти острова, без средств связи, без еды, без средств передвижения, без теплой одежды и жилья, — каким страшным горем показалась бы для них такая жизнь! А святые Сергий и Герман жили в радости, в мире душевном, силой духа побеждая скорбь и страдания, — более того, извлекая из стесненных обстоятельств жизни стимул к духовному возрастанию, — и явились основоположниками этого дивного монастыря. Зачем сюда приходят люди, часто молодые, образованные? Почему они хотят жить здесь? Потому что умом и сердцем понимают, что путь преподобных — это единственный путь, который в полной мере помогает войти в Божие Царство еще при нашей земной жизни, а значит, преодолеть и скорби, и страдания.

Сегодняшний день учит нас тому, как вера в Бога наполняет смыслом нашу жизнь, разрушает нелогичность кратковременного земного бытия, как вера в Бога и жизнь по Божественным заповедям дают нам победу над скорбями и горем, открывают перед нами великую надежду на обретение полноты жизни. И пусть пример святых преподобных Сергия и Германа укрепит нас в этой спасительной вере в Бога, любящего Отца и Промыслителя мира. Аминь.

205


Страница сгенерирована за 0.69 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.