Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в храме в честь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы, 7. 07. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ЧЕСТНОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА В ХРАМЕ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ИВАНОВСКОМ г. МОСКВЫ
7. 07. 2013

 

Ваши Преосвященства1! Досточтимый отец Петр2, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с особым праздничным днем. Сегодня у нас три отмечаемых Церковью важных события. Вторая Неделя, или второе воскресенье, после Троицы посвящена памяти всех русских святых, — всех, кто в нашей земле, в исторической Руси просияли святостью и правдой жизни. Празднуем мы также день Рождества святого Иоанна — Пророка, Предтечи и Крестителя, — того самого Иоанна, который уготовал путь Господу, который был Его Предтечей и пламенным проповедником покаяния. Это святой, о котором Сам Христос сказал, что он выше всех, кто был рожден женами (Мф. 11,11; Лк. 7, 28). Эти два праздника усугубляются еще и тем, что сегодня воскресный день, а воскресный день — это малая Пасха. Потому и было так много чтений апостольских и евангельских, которые дают верующему человеку возможность через текст войти в понимание смысла сегодняшнего дня, извлечь для себя что-то важное, необходимое, полезное.

1 Епп. Дмитровский Феофилакт, Воскресенский Савва.

2 Прот. Петр Захаров, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы.

186

 

 

О святом Иоанне сказано в Слове Божием: «Иоанн крестил крещением покаяния» (Лк. 3, 3). Главной миссией Иоанна Крестителя была миссия покаяния — он призывал людей к раскаянию. Что такое раскаяние? Раскаяние — это пробуждение совести. Каждый из нас знает: пока совесть не обличит человека, он не чувствует своей вины. Даже если его призвать к покаянию или если он приходит к покаянию по традиции, по обычаю, как это нередко бывает в Церкви перед причастием, но если совесть его не обличает, то подлинного покаяния не будет.

А что говорил Иоанн Креститель? К чему он призывал? Ведь он был человеком Ветхого Завета, когда люди стремились спастись, исполняя предписания ветхого закона, — закона, полученного свыше. Конечно, Иоанн призывал людей к покаянию в том, в чем они от закона отступали, — в самом важном, в духовном и нравственном, что требовал тот закон. Для Иоанна Предтечи, как и для тех, которые крестились от него в реках Иорданских, очень важным было восстановление связи с законом, видимым знаком чего было омовение, свидетельствующее о прощении грехов. Закон как эталон, как правило жизни и правило веры, конечно, нарушался людьми, и Иоанн требовал покаяния, возвращения к нормам закона в человеческой жизни.

Действительно, закон имел огромное значение в религиозной жизни древних иудеев, ибо давал ясные нормы, отступление от которых означало нарушение Божией воли, а потому восстановление связей с законом, раскаяние в случившемся и было свидетельством подлинного покаяния человека.

Но ведь в те времена жили и язычники. Что происходило с ними? Они же не знали закона. Не было у них ветхозаветного закона, они его знать не могли, потому что никогда не читали Библии. И в сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам мы находим удивительные слова апостола Павла, который говорит: Когда язычники. . . естеством законное творят. . . они сами себе закон и показывают, что дела закона живут в сердцах их, и свидетельством тому являются совесть их и мысли их (Рим. 2,14-15). Представляете, как потрясающе революционно звучали эти слова апостола! Язычники сами в себе имеют закон. Конечно, для некоторых это выглядело буквально богохульством, ведь нарушение закона Моисеева требовало покаяния — к этому призывал и Пророк Иоанн Предтеча. А если можно спастись, только исполняя

187

 

 

этот ветхозаветный закон, как же апостол Павел говорит: когда язычники... по природе доброе творят... они сами себе закон?

Что это означает — по природе законное творить? Это означает, что природа человека, Богом созданная, и закон, который Бог дал через Моисея, а затем обновил его через Сына Своего Господа Иисуса Христа, имеют внутреннюю, онтологическую сущностную связь. Между природой человека и Божественным законом есть внутренняя связь, которая говорит о том, что нравственное содержание закона, будь то ветхого или нового, и нравственная природа человека — это одно и то же. Богу было угодно сотворить человека таким образом, чтобы в его природу, в его ментальность, в его волю включить, помимо его желания, его выбора, нравственное начало, которое по сути соответствует Божественному закону Ветхого и Нового Заветов.

Однако можно задать вопрос: для чего тогда Ветхий и Новый Заветы, если в природу человека вложен механизм, который через голос совести и мысли, как о том говорит апостол Павел в нынешнем послании, свидетельствует о законе? Надо понимать, что человек — хрупкое существо и на его образ мыслей, на его убеждения, на его поведенческую модель оказывается огромное воздействие извне, и под влиянием внешних обстоятельств очень просто разрушить это нравственное начало.

Тогда где же спасение? Что поймет человек с этим разрушенным началом, когда ни его мысли, ни его дела, ни его совесть не свидетельствуют больше о законе? Он не может быть сам для себя законом, он становится сам для себя беззаконием, он творит что хочет. И как тогда найти путь ко спасению, если нравственные силы разрушены, если духовный и нравственный потенциал исчерпан? Да только обращением к слову Божиему, к тому закону, который Господь вербально, словесно передал роду человеческому, к тому закону, в котором письменно запечатлены Божественные слова. И вера Христова, религия в широком смысле этого слова, призвана хранить этот Божественный закон, поддерживая одновременно в должном состоянии нравственную природу человека.

Иногда, искушая верующих, люди агрессивно неверующие задают в полемике вопросы: «А разве нет людей неверующих, но хороших?» На что всегда отвечаешь: «Конечно есть!», — хотя не всегда в такого рода разговоре удается сослаться на апостола Павла и сказать, что неверующий — это и есть тот самый язычник, который сам для себя закон,

188

 

 

если он по естеству, по природе законное творит, потому что Бог вложил программу нравственной жизни в человека. А если эта программа разрушена? Вот тогда и нужна вера. Она нужна для того, чтобы сохранять нравственную природу человека и восстанавливать ее тогда, когда она подвергается разрушению.

Мы празднуем сегодня память святых, в земле Русской просиявших. История нашей Церкви очень сложна, как и история земли нашей. И как часто в этой истории были критические моменты, когда речь шла о самом существовании нашей православной веры. Это было и в древности, и во времена татаро-монгольского нашествия, и при попытках крестоносцев войти в просторы земли нашей и разрушить православную веру. Это было и в ужасе междоусобных браней, когда имя Христово поносилось одной только враждой, сопровождавшейся кровопролитием и беззаконием, чинимыми братьями по вере. Это происходило и тогда, когда страна наша подвергалась мощным интеллектуальным влияниям извне.

Но особенно опасно было в XX веке, когда сила идеологии и политической власти работала на то, чтобы уничтожить религиозное начало в жизни, чтобы не было никакого Божественного закона, чтобы люди, строя свою жизнь, в том числе нравственную, не ссылались ни на какие Божии заповеди, чтобы не было покаяния, чтобы совесть молчала. Через уничтожение веры и Божественного закона уничтожался эталон, мерило истины. И мы знаем, что наши благочестивые предки, в том числе новомученики и исповедники Церкви Русской, выдержали эти натиски и сохранили правую веру в земле нашей.

Сегодня мы также переживаем непростые времена. Формально никто не пытается бороться с верой, с религией, но происходит нечто еще более опасное. Сегодня разрушается нравственная природа человека — та самая, которая сама в себе закон, которая способна привести к спасению человека, может быть, всю жизнь не знавшего Божий закон, но жившего по Божественному закону, по совести. Смешение добра и зла, правды и лжи разрушает нравственную природу человека, так что он перестает быть самому себе судьей, потому что нет никакой точки отсчета, никакой системы координат, никакой жизненной правды.

Как в свое время наши новомученики и исповедники, как угодники Божии, в земле нашей просиявшие, так и православные христиане XXI века призываются к хранению богооткровенных истин,

189

 

 

запечатленных в Слове Божием и в сердцах наших. Для чего? Для того, чтобы быть способными принести покаяние, чтобы, отзываясь на голос своей совести, уметь преодолевать влечение греха, чтобы быть способными откликнуться на призывающую Божественную благодать. Всему этому учит нас сегодняшний замечательный день, воскресный день, день памяти святого Иоанна Пророка, Предтечи и Крестителя, день памяти всех святых, в земле Русской просиявших.

Молитвами угодников, коих мы поминали сегодня за Божественной службой, да сохранит Господь наше Отечество, всю историческую Русь, народы земли нашей в способности хранить Божественный закон, а также нравственный закон в сердцах своих! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.