Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Иова, патриарха Московского и всея России, в Успенском соборе Московского Кремля, 2. 07. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ ИОВА, ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

2. 07. 2012

 

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства1! Владыка митрополит Климент! Уважаемый Анатолий Дмитриевич2, губернатор Калужской области! Высокие представители светских властей3 Калужской

1 Митр. Калужский и Боровский Климент; епп. Дмитровский Феофилакт, Солнечногорский Сергий, Людиновский (ныне Козельский и Людиновский) Никита.

2 Артамонов А. Д.

3 Бабурин В. С., глава Законодательного собрания Калужской обл., Полежаев Н. В., в то время городской голова г. Калуги, Савин А. А., главный федеральный инспектор по Калужской обл., Потемкин В. В., глава представительства Калужской обл. при Правительстве РФ.

182

 

 

области! Дорогие отцы, представители духовенства Калужской епархии, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим праздником и для града Москвы, и для Церкви Русской. Мы совершаем память первого патриарха всея России — святителя Иова. В то время, когда Святая Русь находилась на гребне своей славы, когда после многих усилий царя Ивана IV Грозного страна наша превратилась в централизованное и мощное государство, признанное всей Европой и всем миром, возвышение Руси сопровождалось и возвышением Русской Церкви. Одно было связано с другим. Еще при жизни царя Ивана IV возникла мысль о необходимости иметь во главе Церкви Русской святителя в сане патриарха, но эти мысли осуществились только при его сыне, царе Федоре Ивановиче, при самых активных дипломатических усилиях со стороны Бориса Годунова, который стал царем после царя Федора.

Патриарх Константинопольский Иеремия II прибыл в Москву и возвел в патриаршее достоинство митрополита Московского Иова. И велика была радость на Руси, особенно когда через год, в 1590 году, Константинопольским патриархом был созван на Востоке Собор, и все Восточные патриархи подписали грамоту о предоставлении патриаршества Русской Церкви. Радовалась Русь, радовалась Церковь.

Но недолго продолжалась эта радость. Мы знаем, что после смерти Бориса Годунова в стране начались опаснейшая борьба за власть, расслоение в государственной элите, среди бояр, усиление иноземного влияния. Все это привело к тому, что патриарх Иов оказался единственной личностью, которому верили и слово которого воспринимали. И пока у Святейшего хватало сил, он защищал законный государственный строй, пытался преодолеть разномыслия в светской элите, поддерживал пусть и не очень популярного, но законного царя — Василия Шуйского, понимая, что наличие законной власти есть непременное условие мира, благополучия и стабильного развития общества.

Но царь Василий Шуйский был низвергнут, и бояре приняли в качестве царя не просто ставленника иноземной державы, но прямого проводника иноземного влияния и иноземной власти на Русскую землю. Настало время Лжедмитрия, и, чтобы придать ему легитимность, от патриарха Иова требовали признать самозванца. Но он этого не сделал и был низвергнут. Именно на том самом месте, на котором я стою, мой блаженнопочивший святой предшественник святитель

183

 

 

Иов собственными руками снял с себя панагию и положил перед Владимирским образом Божией Матери — в знак того, что он уходит, но не принимает условий врага, не дает благословения иноземной власти, незаконной и ложной. Святитель был отправлен в Старицкий монастырь, в Тверскую землю, откуда он и был родом, — в монастырь, с которого началось его патриаршество. А когда после низвержения Лжедмитрия был избран законный патриарх Ермоген, мощи которого также почивают здесь, святитель Иов не пожелал вернуться в Москву, будучи человеком больным и практически потерявшим зрение.

Великий пример святителя Иова помогает нам понять, через какие тяжкие исторические обстоятельства проходили Отечество наше и Церковь наша — плоть от плоти и кровь от крови народа своего, душа и совесть народа, которая в самые судьбоносные моменты призвана свидетельствовать о правде Божией, даже если эта правда не нравится сильным мира сего. Не убоялся святитель Иов говорить о правде, хотя большинство бояр, вся сила русского общества были против него. Он твердо стоял на правде и, даже будучи низвергнутым, вошел в историю как святой угодник Божий.

А что было бы, если бы святитель, вступив в сложную политическую борьбу, действовал так же, как его противники? Если бы он руководствовался не христианскими принципами, а человеческой злобой и, даже будучи правым, избирал такие средства борьбы, которые не соответствовали бы евангельским заветам? Может быть, он остался бы в гражданской истории как лицо, сыгравшее важную политическую роль, но он никогда не вошел бы в сонм русских святых. Почему? Ответ на этот вопрос мы находим в сегодняшнем апостольском чтении — в Послании к Римлянам. Обращаясь к христианам Рима, апостол Павел говорит: Насколько возможно с вашей стороны, имейте мир со всеми людьми (Рим. 12,18). Замечательная оговорка — «насколько возможно с вашей стороны». Это означает, что христианин не должен быть источником раздора, однако это не значит, что во имя мира верующий человек должен отказываться от своих принципов, от того, что для него свято, что является непререкаемой истиной. Эта оговорка — «насколько возможно» — предполагает сохранение принципиальной жизненной позиции, но одновременно стремление к миру со всеми людьми.

И еще удивительные слова мы слышали сегодня: Не мстите никому, возлюбленные, оставьте место гневу Божию. Ибо написано: Мне

184

 

 

отмщение и Я воздам, говорит Господь (Рим. 12,19). Давайте вдумаемся в эти слова. Какой огромной духовной силы они исполнены, какой величайшей мудрости! Ведь сколько сил уходит у людей на то, чтобы отомстить за обиду, за оскорбления, за интриги! Иногда огромные силы, а подчас и вся жизнь уходит, чтобы только отомстить. А Господь говорит: Не мстите. . . возлюбленные, оставьте место гневу Божию. Почему? Потому что никакая человеческая месть не может покарать так, как карает Божие правосудие и гнев Божий. Великие слова: Бог, любящий Отец, проявляет гнев, когда нарушается Его закон жизни, Его правда, и не стоит тратить силы ни на какое мщение, потому что никакое человеческое мщение не будет столь справедливым и законным, как гнев Божий.

И святитель Иов, даже когда изменилась политическая ситуация в стране, когда он мог вернуться к своему служению в Москве и, опираясь на свой патриарший авторитет, наказать своих обидчиков, он этого не сделал. Он остается в Старицком монастыре, он предоставляет место гневу Божию. И мы знаем, что произошло со всеми обидчиками святителя Иова, со всеми соблазнителями народа нашего, с теми, кто принесли смуту в Русское государство, стремясь подчинить его иной воле и иной власти. Гнев Божий излился на всех, а народ наш и Церковь наша вышли из потрясений Смутного времени еще сильнее. И мы знаем, что в результате победы над смутой, над нестроениями человеческими нашим народом был обретен внутренний духовный импульс, который дал возможность многократно расширить пределы Отечества нашего, — и Сибирь, и позже Дальний Восток были присоединены по Божиему Промыслу и в результате победы над врагами Руси в тяжкое Смутное время.

Не мстите... возлюбленные, оставьте место гневу Божиему. И в своей жизни мы должны руководствоваться этим принципом и никогда не тратить силы на то, чтобы выстроить некий план борьбы для наказания обидчика. Нужно предоставить его Богу, и если мы действительно были обижены несправедливо, то наказание придет не от нас, а от Бога Всемогущего. И насколько спокойнее и мирнее была бы наша жизнь, насколько добрыми были бы отношения между людьми, сколько было бы сэкономлено и внутренних, духовных, и физических сил, если бы месть человеческая ушла из межличностных отношений и если бы люди умели уступать место гневу Божию.

185

 

 

Сегодняшняя память о святителе Иове, его жизненный подвиг, пронзительные слова апостола Павла в Послании к Римлянам учат нас великой Божией правде, которая несет человеку силу, душевный мир и спокойствие. И да поможет нам Господь, опираясь на примеры нашей истории, принимая всем умом и сердцем Божественную истину, следовать этой истине, явленной в замечательных примерах нашей церковной и отечественной истории! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.74 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.