Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, на Бутовском полигоне в Москве, 19. 05. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ, В БУТОВЕ
ПОСТРАДАВШИХ, НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ
В МОСКВЕ

19. 05. 2012

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый владыка Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви! Я хотел бы всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, сердечно приветствовать пасхальным приветствием: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Благодарю Вас, отец Кирилл, за добрые слова, которые Вы только что сказали, и за прекрасный символический образ, который отображает суть того, что произошло пять лет назад в день Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя посредством подписания Акта о восстановлении канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.

1 Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий; архиепп. Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ) Марк, Берлинский и Германский Феофан, Истринский Арсений (ныне митр.), Виленский и Литовский Иннокентий, Верейский Евгений, Женевский и Западно-Европейский (РПЦЗ) Михаил, Сергиево-Посадский Феогност, Егорьевский (ныне митр. Рязанский и Михайловский) Марк; епп. Домодедовский Евтихий (ныне на покое), Никон (Миронов) (ныне Кудымкарский и Верещагинский), Серафим (Зализницкий) (ныне Шумский), Видновский Тихон, Дмитровский Феофилакт, Серпуховской Роман, Петергофский Маркелл, Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Элистинский и Калмыцкий (ныне митр. Саранский и Мордовский) Зиновий, Балашихинский Николай.

152

 

 

К этому замечательному моменту, пятилетие которого мы будем праздновать в этом году и уже начинаем праздновать сегодняшним богослужением, мы шли долгим и непростым путем. Люди устремлялись к объединению многими потоками, исходя из идей историософских, политических, культурных, богословских, и каждый из этих подходов был существен, потому что объединения не произошло бы так быстро, если бы, помимо собственно церковнослужителей, в этом процессе не принимали участия многие иные люди. Некоторые из них, мотивируя необходимость объединения, использовали даже экономические аргументы: мол, объединимся с Зарубежной Церковью — и инвестиции в Россию пойдут. Но удивительным образом все эти подходы привели к подписанию Акта о восстановлении канонического общения между двумя частями Русской Церкви.

А теперь мне хотелось бы сказать о самом, может быть, главном. Все эти потоки, все эти ручейки никогда бы не слились в единую мощную реку, если бы не было в этом главного — присутствия благодати Божией. Мы знаем, как часто куда более мощные человеческие устремления, организуемые финансовыми и политическими силами, мобилизующими подчас массы народа, ничем не завершаются и о них потом мало кто вспоминает. Так происходит с большинством человеческих начинаний, если в эти человеческие начинания не включается сила Божия.

Замечательно апостол говорит о спасении, которое принес всем нам Господь Иисус Христос: Ранами Его мы исцелились (Ис. 53,5; 1 Пет. 2,24). Парадокс! Образ, не имеющий никаких аналогий в человеческой жизни. Никто в человеческой жизни чужими ранами не исцеляется. Те, кто получают раны, либо умирают, либо лечатся в больницах, в изоляции от других. Обычная человеческая рана не способна никого исцелить.

Ранами Его мы исцелились, потому что раны Христа Спасителя, кровь, пролитая на Кресте, была кровью, искупляющей грехи рода человеческого. Мы ведь не исцелились в одночасье от физических болезней после Голгофы, но мы получили очищение от грехов, мы стали новым народом, народом Божиим, царским священством, людьми, взятыми в удел (1 Пет. 2, 9), как слышали мы сегодня в молитве к новомученикам эту пламенную цитату из Послания апостола Петра.

Ранами Его мы исцелились — в глобальном смысле, все человечество, весь мир. Стоит лишь протянуть руку к этим ранам, сердцем своим почувствовать веру в спасающую силу Креста — и благодать, исходящая из жертвенного подвига Спасителя, из знамения Креста Христова,

153

 

 

исцеляет человеческие раны, душевные и телесные. А благодать, явленная миру через искупительную жертву Спасителя, способна восполнить все человеческие усилия — те самые иногда разнонаправленные человеческие ручейки, где бурлит наша земная энергия, у которой так мало шансов достичь некой цели, потому что по дороге эти ручейки могут засохнуть, если будут протекать по сухой земле, или кто-то возведет преграду и ручеек изменит свое направление, а кто-то может просто затоптать его, если ручеек будет слишком слабым. Но благодатью, исходящей от Креста, от жертвы Спасителя, человеческие усилия обретают особую, непобедимую силу.

А что означает кровь, пролитая новомучениками? Ведь и эта кровь была пролита за правду Божию, как и кровь Спасителя, — та же самая кровь мученического истощания за Божию правду. Кровь мучеников и новомучеников в том же потоке, что и кровь Спасителя, — она не может пройти мимо, она не может не оставить след, она не может не преобразовать человеческие умы и сердца, она не может не оплодотворить человеческие усилия.

И те усилия, которые привели в конце концов представителей двух частей Русской Церкви за стол переговоров, могли оказаться тщетными, если бы они не были оплодотворены кровью мучеников и исповедников, через которых является нам Божия благодать. Мы — и одни, и другие — были наследниками тех, кто лежит здесь, на этой Бутовской земле, как и во многих неведомых местах по всему лицу Святой Руси. Разве тот поток мученической крови мог быть не замеченным Богом? Разве в ответ на это жертвоприношение Господь не явил нам Своей благодати?

И когда, честно взирая в глаза друг другу, мы исповедовали свою искреннюю веру, искреннее намерение быть вместе, в том числе потому, что за нашими спинами — тысячи и тысячи мучеников и исповедников, Господь и приложил к нашим скудным, слабым человеческим усилиям Свою великую благодать. И мы должны об этом помнить. Ничто не должно разделять нас более — никакие соблазны, никакая ложь, никакая клевета, никакие новые историософские взгляды и убеждения, никакие новые призрачные замки человеческой счастливой жизни, устремляясь к которым многие погибали, потому что это лишь миражи в пустыне.

Кровь мучеников — это реальность, вера наша — реальность, единство наше — реальность, Святая Евхаристия — реальность, превосходящая всякую человеческую реальность, какой бы громкой, сильной, яркой

154

 

 

она ни была: и мы через Церковь, через причащение Святых Христовых Таин касаемся этой реальности и наполняемся силой.

Разве не о том слова Спасителя: Врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18)? Разве эти слова о внешней силе Церкви? Разве эти слова о внешнем виде священнослужителя? Мы сегодня стоим здесь во славе, но, наверное, кто-то, когда еще запрещено было пересекать периметр этого страшного забора, в зэковском ватнике совершал панихиду на этом месте. Сила Божия превышает всякую человеческую силу, и мы должны помнить, что эта сила с нами, когда мы сохраняем единство, когда мы все причащаемся от единой Чаши, когда мы все вместе произносим слова Символа веры, когда мы открываем душу свою навстречу Господу. Тогда наша человеческая немощь восполняется Его Божественной силой, и опыт жизни Русской Церкви в кровавом XX и в наступившем XXI веке убеждает нас в этом.

Вот почему так важно, что и праздник пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей мы вместе начали здесь, на Бутовском полигоне, поверяя себя, свою жизнь, свое будущее святым новомученикам. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.