Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в день памяти святителя Николая Чудотворца в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря, 22. 05. 2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В ПРЕОБРАЖЕНСКОМ СОБОРЕ НИКОЛО-УГРЕШСКОГО
СТАВРОПИГИАЛЬНОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ

22. 05. 2013

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство2! Ваше Высокопреподобие, отец игумен Варфоломей3, наместник этой святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с днем памяти святителя и чудотворца Николая! Этот весенний праздник в честь святителя установлен в память о переносе его мощей из малоазийского города Мир Ликийских в итальянский город Бари. Это произошло тогда, когда велика была угроза уничтожения святынь в Малой Азии. До конца не ясна вся история, связанная с перенесением мощей. О ней пишут целые книги и исследования. Некоторые даже считают, что перенос мощей произошел при непосредственном участии Русского государства. Существует много гипотез, и нам не следует сейчас на них останавливаться и разбирать их. Но совершенно очевидно, что если бы мощи оставались в Малой Азии (в то время там было неспокойно, христиане потеряли всякую власть и всякий контроль над политической ситуацией), то это могло обернуться любыми неблагоприятными

1 Тропарь святому.

2 Архиеп. Сергиево-Посадский Феогност; еп. Солнечногорский Сергий.

3 Игумен Варфоломей (Петров).

136

 

 

последствиями для целостности святых мощей. Они оказались на Западе, в итальянском городе Бари.

И сегодня тысячи и тысячи паломников из России посещают град Барский, чтобы поклониться честным мощам святителя Николая, которые источают драгоценное ароматное миро. Эти кости источают дивную целебную и ароматную влагу, состав которой не может быть раскрыт никакими научными способами и средствами. Раз в году святое миро собирается с костей святителя Николая, разбавляется водой и затем в маленьких сосудиках распространяется среди верующих людей.

Святитель Николай сотворил великие чудеса при жизни, и после смерти он творит чудеса. Чудо — это не фокус, чудо — это не действие, противоречащее законам бытия. Но нередко, чтобы совершилось чудо, законы приостанавливаются силой Божественной благодати. И по молитвам святителя Николая это происходит очень часто. И именно потому в нашей стране так почитается этот угодник Божий, что обращаем мы к нему свои молитвы и в ответ получаем просимое — иногда совершенно неожиданно, необъяснимо, что нельзя объяснить ни обстоятельствами, ни логикой жизни, ни самими законами бытия. И тогда мы свидетельствуем, что в нашей жизни произошло чудо.

Мы называем святителя Николая правилом веры, — именно с этих слов начинается тропарь всем святителям, то есть святым, которые пребывали в епископском сане. К святителю Николаю эти слова относятся особо, потому что он был действительно правилом веры. Правило — это некая норма. И для того чтобы понять, почему мы называем святителя Николая нормой веры, нужно обратить внимание вот на что.

Каждый человек обладает религиозным чувством. Религиозное чувство соприродно человеку, то есть является частью его природы, подобно тому, как и нравственное чувство является частью нашей природы. Нет человека без нравственного чувства, нет и без религиозного чувства.

Но тогда возникает вопрос: почему же так много людей неверующих, если религиозное чувство соприродно человеку? Ответ заключается в следующем: не каждый человек реализует религиозное чувство посредством религиозной веры. Происходит это по многим причинам: в силу воспитания, окружающей среды, идеологических факторов, моды или просто неспособности иногда пойти против течения, обычаев, предрассудков. И такие люди, теряя религиозную веру, но сохраняя религиозное чувство, начинают реализовывать его вне всякой веры.

137

 

 

Мы знаем, во что выливается проявление религиозного чувства вне религиозной веры, — в поклонение кумирам, будь то политические деятели, или звезды музыкального мира, или еще какие-то властители душ. Люди поклоняются кумирам, реализуя свое религиозное чувство, они впадают в экстаз. Посмотрите на огромные, собирающие десятки тысяч людей так называемые музыкальные концерты, которые вводят людей в состояние дикого животного экстаза. Это и есть проявление религиозного чувства, потому что люди, достигшие экстаза, боготворят источник своего настроения: того или иного актера, ту или иную личность.

Мы знаем, что и в древности религиозное чувство реализовывалось посредством поклонения различным истуканам, рукотворным богам. Сами люди создавали бога, называли его богом и поклонялись ему, расточая свое религиозное чувство. Религиозное чувство может быть заглушено в человеке или разрушено, так же как и нравственное чувство. Мы же знаем людей с прожженной совестью, нравственная основа которых разрушена. Вот так же могут быть и люди с полностью разрушенным религиозным чувством, — но не потому, что они не имели его от рождения, а потому, что рукотворно, сознательно или несознательно сами разрушили в себе это чувство.

Почему же мы называем святителя Николая правилом веры? Потому что он действительно содержал некую норму веры, — норму, определенную не людьми, а Самим Богом. Бог через Сына Своего Господа Иисуса Христа передал эту норму веры апостолам, Своим ближайшим ученикам, а те — своим ученикам, которых позже стали называть епископами. И так преемственно передавалась эта норма веры из поколения в поколение.

Эту веру мы и называем православной. Она была защищена на Вселенских Соборах, участником первого из которых был святитель Николай. Несмотря на огромное сопротивление тех, которые желали бы разрушить правую веру, она прошла через горнило испытаний, через страшные гонения, через попытки полного уничтожения верующих людей. Церковь, которой была вручена эта норма веры, как ни одна другая организация в мире, страдала на протяжении двух тысяч лет. И само существование Церкви, — то, что мы сегодня, в XXI веке, собираемся с вами, чтобы прославить правило веры и образ кротости святителя Николая в этой возрожденной из руин величественной обители, — разве не является свидетельством того самого чуда, с которого мы начали

138

 

 

нашу беседу? Это ведь тоже происходит вопреки всяким законам логики, вопреки возможностям человеческого разума и человеческой психики, когда возрождается то, что было уничтожено и растоптано. Разве в этом возрождении нет чуда веры?!

Православная Церковь хранит правило веры. Человек — свободное существо, и свое религиозное чувство он может проявлять — и действительно проявляет — по-разному. Но очень важно, чтобы проявление этого чувства давало человеку возможность спасти себя. Спастись — это означает быть с Богом вне зависимости от того, здоровый ты или больной, богатый или бедный, знают тебя люди или ты совсем безвестный человек, жил ты тысячу лет назад, живешь сейчас или будешь жить через века в будущем. Носители православной веры, правой веры, нормы веры имеют возможность, развивая свое религиозное чувство и реализуя его через веру истинную, достигать Бога, чувствовать Его присутствие, наслаждаться Его благодатью, которая творит чудеса.

Вот почему важно, чтобы наша свобода, которую Господь дал каждому, не определяла ложных проявлений религиозного чувства, чтобы эта свобода, которую каждый человек имеет, не направляла религиозное чувство в опасные ложные русла, двигаясь по которым человек устремляется не к спасению, а к погибели.

Мы молимся святителю и чудотворцу Николаю, который есть правило веры, о том, чтобы по его молитвам Господь не переставал приклонять милость к нам, чадам исторической Руси — России, Украины, Беларуси, других стран, которые связаны с Киевской купелью Крещения, чтобы Он укреплял народ наш в истинной вере, в способности, если нужно, эту веру защищать, в способности, если нужно, идти против течения, чтобы, сохраняя веру, сохранять саму возможность жить с Богом.

Верим, что святитель и чудотворец Николай, столь сильный своим предстательством пред Господом, поможет нам, слабым, недостойным людям, сохраняя свое религиозное чувство, реализовывать его в правой вере, в той самой вере, образом которой он был.

Его молитвами да хранит Господь землю нашу, обитель сию и всех, кто с верой прибегают к великому имени святителя и чудотворца Николая! Аминь.

139


Страница сгенерирована за 0.45 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.