Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в Неделю о мытаре и фарисее, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в храме Спаса Преображения на Песках в Москве, 5. 02. 2012

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ, В ПРАЗДНИК
СОБОРА НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ
РУССКОЙ В ХРАМЕ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА ПЕСКАХ
В МОСКВЕ

5. 02. 2012

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства1! Досточтимый отец Александр2, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!

С радостью я совершил вместе со своими собратьями Божественную литургию в этом прославленном, исторически очень значимом приходском храме города Москвы и хиротонию нового архиерея — Преосвященного Ефрема, епископа Боровичского и Пестовского. Храм сей несет на себе печать страданий, которые в полной мере приняла Церковь наша, освятив историю христианства уникальным опытом мученичества и исповедничества. Радуюсь тому, что сегодня Церковь празднует память святых новомучеников и исповедников Церкви Русской — тех самых, которые в совсем недавнее время кровью своей запечатлели верность Христу. Среди них — последний перед закрытием этого храма его настоятель священномученик Сергий Успенский, икону которого я с благоговением буду хранить у себя в память о сегодняшнем богослужении, об истории этого замечательного прихода, об истории мученичества и исповедничества московского клира.

Сегодняшнее памятование святых новомучеников и исповедников Церкви Русской совпадает с первым подготовительным воскресеньем к Великому посту, именуемым на языке церковного Устава Неделей о мытаре и фарисее. Сегодня читалось Евангелие от Луки — притча о мытаре и фарисее, которые пришли в храм и каждый из которых по-разному прославлял Бога и обращался к Нему (Лк. 18,10-14). Фарисей, будучи человеком благочестивым в соответствии с ветхозаветным

1 Митрополиты Саранский и Мордовский (ныне Санкт-Петербургский и Ладожский) Варсонофий, Новгородский и Старорусский Лев; епп. Солнечногорский Сергий, Воскресенский Савва, Боровичский и Пестовский Ефрем.

2 Прот. Александр Туриков.

43

 

 

законом, благодарил Бога за то, что он не такой, как другие люди. А мытарь, сборщик податей, человек ненавидимый, презираемый и, конечно, грешный (ибо какой же мытарь, находясь на своем месте, не думал о себе?), придя в храм, не благодарил Бога за то, что он хороший, а только просил Бога быть к нему милостивым, — и, по слову Спасителя, ушел более оправданным, чем фарисей.

Мы приближаемся к поприщу святой Четыредесятницы, к Великому посту, и поэтому Церковь настраивает нас на самое главное, что является содержанием поста. Церковь на примере евангельских притч помогает нам осознать, что есть подлинное покаяние. В течение Великого поста мы будем слышать много слов о покаянии — и в Великом каноне святого Андрея Критского, и в проповедях, и в молитвословиях. Но сегодня, когда мы начинаем шествие навстречу Великому посту, мне хотелось бы сказать, может быть, о самом важном.

В покаянии человек, осознавая и осуждая свой грех, беря обязательства его преодолеть, отказывается от самого себя или, по крайней мере, от огромной части собственной жизни — от привычек, от взглядов на окружающую действительность, на людей, на самого себя. Подлинное покаяние может совершиться только тогда, когда человек преодолевает свое эгоистическое «я» и отвергает то, что еще вчера было для него дорого, значительно, но что не вписывается в систему Божественных заповедей: когда человек осознает противоречие между своей жизнью и Божиим законом.

Но ведь каждый человек считает, что живет правильно, даже если совершает грехи. А уж если совесть очень укоряет, то мы умеем себя успокаивать, оправдывать. Мы сравниваем себя с другими, мы говорим, что мы гораздо лучше, чем сосед, чем сослуживец, и уж тем более лучше, чем начальник! Ну, а если грех и есть, — так кто же без греха? Мы привыкли себя оправдывать и защищать, но покаяние, искренне приносимое, срывает все маски. Оно ставит человека лицом к лицу с правдой Божией, так что он отказывается от того, что считал своей жизненной правдой, от того, что всячески оправдывал в себе, ссылаясь среди прочего на более отрицательный, как ему казалось, опыт жизни других людей. Итак, покаяние есть разрушение своей маленькой жизненной правды, которая пред лицем Божиим вдруг оказывается неправдой, и принятие в сердце правды Божией, или, как сейчас говорят, переформатирование

44

 

 

своего сознания, своих ценностных установок, своих волевых устремлений.

Удивительным является совпадение праздника святых новомучеников и исповедников Церкви Русской с первым воскресным днем, подготавливающим нас к святой Великой Четыредесятнице. Что означает опыт мученичества и исповедничества? Это есть полное сораспятие Христу, полный отказ от себя, даже до смерти (Флп. 2, 8). У человека ничего не остается своего, даже жизни, — он все отдает Богу, он растворяется в Боге, он становится Божиим человеком. Вот почему для мучеников и исповедников перед смертью не требовалось покаяния, вот почему в древней Церкви мученичество приравнивалось к крещению. Если мученичество принимал некрещеный человек, то никто не ставил вопроса, член он Церкви или нет, потому что кровь мученика очищала его от греха, соединяя с Богом, — то было крещение кровью. Через такое очищение от греха прошла большая часть нашей Церкви. Более тысячи человек причислены к лику святых, а скольких мы не знаем — тех, чьи имена просто исчезли и память о которых прошла, — сегодня мы молились о них, не причисленных к лику святых, но сопричастных подвигу мучеников и исповедников.

Такова глубокая внутренняя связь между покаянием и мученичеством. Ведь покаяние — это то же исповедничество, это некий отказ от привычного образа мыслей, это зафиксированное волей твердое желание идти за Христом, пересмотреть свою жизнь, это принятие на себя Божией правды и отторжение того, что еще вчера казалось своей человеческой правдой. И мученичество есть полное посвящение человека Богу, соединение с Богом в полном доверии, в полном отречении не только от каких-то своих человеческих заблуждений и прав, но даже от самой жизни.

Что же происходит, когда человек так соединяется с Богом? Удивительные слова мы слышали сегодня в Послании апостола Павла к Римлянам; этот отрывок читается всякий раз, когда мы вспоминаем мучеников и исповедников. Я уверен, — пишет апостол Павел, — что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина не могут отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8,38-39). Эти громоподобные слова апостола должны всегда присутствовать в нашей памяти

45

 

 

и в сознании: ничто не должно и не может отлучить нас от любви Божией, а значит, от общения и жизни с Богом, если мы посвящаем себя Ему.

Сегодня мы совершили в этом храме рукоположение нового епископа, которому придется создавать епархию, утверждать все то, о чем мы сегодня размышляем, и все то, чему мы сегодня себя посвящаем. И я надеюсь, что напутствуемый вашими молитвами и вашей любовью владыка Ефрем по милости Божией справится с теми задачами, которые перед ним стоят.

Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, отец Александр, за добрые слова, которые Вы ко мне обратили, за икону священномученика пресвитера Сергия, настоятеля сего святого храма, один лик которого приближает к нам реальность мученичества и исповедничества, — реальность, отделенную от нас не таким уж большим отрезком времени. Я благодарю Вас за то, как был прекрасно воссоздан и обновлен этот храм, который долгие годы находился в запустении. Здесь были светские учреждения, здесь не совершалась молитва, — можно сказать, на костях мучеников люди делали нечто, что было их маленькой человеческой правдой, не думая о правде Божией. А сегодня этот величественный храм в центре Москвы является свидетельством силы Божией правды, воссоздавшей из пепла нашу церковную жизнь. Я хотел бы также поблагодарить Вас за то, что Вы несете важное послушание в Московской Патриархии, где помогаете мне общаться с сотнями и тысячами людей, возглавляя комиссию по приему посетителей Московской Патриархии. Это очень трудная пастырская работа с разными людьми — и здоровыми, и больными, и искренне верующими, и искушающими нас. Дай Вам Бог силы и дальше продолжать это служение, поддерживая, подобно Аарону, который помогал Моисею (Исх. 17,12), и мои немощные руки.

Я хотел бы приветствовать и поздравить с этим воскресным днем всех вас, дорогие владыки, и пресвитеров, мне сослуживших, и всех вас, дорогие постоянные прихожане Спасо-Преображенского храма на Песках, поблагодарить два хора, которые сегодня пели, и призвать на всех вас Божие благословение! Аминь.

46


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.