Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании Божественной литургии в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, в Благовещенском соборе Московского Кремля, 7.04.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
В ПРАЗДНИК БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ И НЕДЕЛЮ ТРЕТЬЮ ВЕЛИКОГО ПОСТА,
КРЕСТОПОКЛОННУЮ, В БЛАГОВЕЩЕНСКОМ СОБОРЕ
МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

7.04.2013

Дорогие владыки1, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, который в этом году совпал с Крестопоклонным воскресеньем!

Во время Божественной литургии читались два Евангелия — одно, посвященное Преблагословенной Деве Марии (Лк. 1, 24-38), а другое — Кресту Христову (Мк. 8, 34 — 9,1). Между Благовещением, которое является началом нашего спасения, первым Божественным актом

1 Епп. Солнечногорский Сергий, Подольский Тихон.

262

 

 

в истории Нового Завета, и Крестом Христовым — все Евангелие, все, что сотворил Господь ради нашего спасения.

Крест, который принял Господь, был страшным испытанием для Его человеческой природы. Он нес с собой муки, невероятную боль, чувство одиночества, — невозможно представить себе большее страдание, чем то, которое претерпел Господь. Некоторые критики Евангелия говорят: «Но и другие часто погибали в еще больших мучениях». Да, это так. Но Господь был безгрешным.

Каждый, кто переносит страдания и у кого есть способность не только видеть, но и проникать в суть вещей и событий, понимает, что он грешен. И страдания, которые приходят в нашу жизнь, мы нередко связываем с нашими грехами, с нашими преступлениями, с нашими беззакониями в мыслях и делах. Господь же был абсолютно безгрешен. Никакой печати греха, никакой вины, — и Безгрешный принимает страшную, мучительную смерть.

Страдания (а с ними сталкивается каждый) — будь то жизненная неудача, срыв в учебе или карьере, проблемы в семье, болезни, порой очень опасные для нас и наших близких, — чаще всего вызывают в человеке чувства страха и боли. Боль — и необязательно физическая — часто повергает нас в уныние. Даже если мы веруем в Господа, нередко в душе и в сознании возникает ропот: «Почему я? Что я такого плохого сделал? Почему на меня обрушивается это испытание? Ведь как много рядом со мной людей неверующих, грешников, беззаконников, даже, может быть, хулителей, кощунников! Почему же это испытание обрушилось на меня или на моих родных, на моих близких?»

Люди очень часто ломаются под воздействием скорби, страданий. Нередко страдание разрушает внутреннюю целостность человека. Чаще всего это происходит с людьми совершенно неверующими, для которых всякое страдание — это полная бессмыслица, стечение каких-то нелепых обстоятельств. Как ужасно горько звучит тогда вопрос: «Почему я?» Ведь если нет связи с Богом, если человек не подчиняет себя Божиему закону, то всякое страдание тогда — полная нелепица, некое безумие, которое нередко раздавливает человека, лишает его всякой жизненной ориентации. Мы знаем, что многие пытаются избавиться от страданий, употребляя наркотики, алкоголь, теряя при этом человеческое лицо; они стараются заглушить свою боль, «переключив» свое сознание только на физические эмоции, на удовлетворение своих инстинктов и желаний, однако тем самым они просто полностью разрушают себя.

263

 

 

Верующий человек легче переносит страдания, потому что он связывает их с волей Божией. Однако и у нас, верующих, нередко возникает ропот на Господа, непонимание того, что с нами происходит. «Не могу понять, почему именно я?» — эти слова часто слышат священники, принимая исповедь.

Сегодня воспоминание о Кресте связывается с празднованием Благовещения Пресвятой Богородицы, Которая прошла тяжелейший жизненный путь. В основном мы знаем о Божией Матери из устного Предания, которое бережно хранилось в христианской среде и уже к V веку, когда Богородица была особым образом прославлена на III Вселенском Соборе, обрело свое устойчивое и неизменное место в православном учении и в нашей вере. А вот в Евангелии о Богородице сказано мало, Ее жизнь остается словно за полями повествования, и мы только можем мысленно соотнести все, что происходило с Господом, с Его Матерью.

Мы знаем, как тяжелы были годы Его общественного служения, как буквально с самого начала на Него восстали те, кого Божественное слово не просто задело за живое, но вступило в конфликт с их мировоззрением, с их мироощущением, с их пониманием собственной роли в истории своего народа и даже в истории рода человеческого. Господь больно задевал чувства грешников, желая пробудить в них раскаяние. Он говорил правду, часто очень жесткую. Он не только исцелял, но и обличал, а ответом на обличение, как правило, было проявление человеческой злобы. Евангелие доносит до нас эти трагические страницы Его жизни.

А как же Его родная Мать, Которая все, конечно, хорошо знала? Ведь Галилея маленькая: Назарет, Капернаум — все было рядом; население было не таким уж и большим, и во мгновение ока разносились вести обо всем, что происходило с Ее Сыном: где Он и что сказал, как отреагировали люди, что вокруг Него происходит... А разве о том страшном событии в Назарете, когда рассерженные жители города хотели сбросить Его с крутизны в пропасть (Лк. 4, 16-29), не знала Его родная Мать?..

Нам известно также, как исполнилось пророчество святого старца Симеона: и... оружие пройдет сквозь Твое сердце (Лк. 2,35) в страшных событиях Голгофы. Она, конечно, видела, как истязали Ее Сына, как плети, в которые были вкручены металлические шарики, вонзались в Его тело. Его били сильные римские воины, били, не щадя, и, конечно,

264

 

 

Мать это видела. Наверное, то, о чем я говорю, лучше поймут матери, если хоть на мгновение представят себя на месте Матери Господа...

А страшное шествие со Крестом на Голгофу?.. Изнемогая, Спаситель падает, придавленный тяжестью Креста, Он падает лицом на мощеную иерусалимскую улицу, — те, кто посещал Иерусалим, знают эти места. Какая боль и сколько крови! И ведь рядом Мать! А затем Голгофа... Его руки и ноги прибивают ко Кресту — страшно представить, что происходило в Ее сердце! Но у Нее не возник вопрос о том, за что и почему безгрешный Сын и Мать страдали так, как мало кто страдал. Она не задавала вопросов: «Почему я? Почему со мной такое происходит?»...

Сегодняшний день должен научить нас христианскому отношению к скорби, к страданию, к болезни, к смерти. Мы никогда не должны роптать на Господа. Как только ропот или чувство несправедливости, которое посещает нас, когда мы сравниваем себя с другими, начинают господствовать, когда в сознании прорастают греховные плевелы ропота и недоверия к Богу, мы должны вспомнить о Пречистой Божией Матери, о Деве Марии и о Ее безгрешном Сыне, Которые пострадали не потому, что так захотелось первосвященникам и книжникам в Иерусалиме, не потому, что так захотелось Понтию Пилату, а потому, что такова была воля Божия: чтобы через страдания, через Крест, через боль люди обрели спасение: чтобы грех, который разделял Бога и человека непреодолимой силой, перестал быть таковым.

Мысль о том, что ни в чем не повинный Господь и Его Пречистая Матерь страдали ради нас, должна убедить нас, что и наши страдания имеют некий глубинный смысл. Как замечательно этот смысл прозревал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский! Все его творчество наполнено главной, основной мыслью: через страдания человек очищается. Нет другой силы, способной очистить нас, освободить нашу мысль от греха, высвободить из страшного плена греховного, как только скорбь и покаяние. И потому, если посещает нас Господь скорбью, которую мы называем крестом в соответствии с Его словами: Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34), — то мы должны принимать на себя тот крест, который Господь нам посылает.

В этом христианском, мужественном (я сказал бы, оптимистическом) восприятии страданий — вся сила нашей веры, потому что с таким восприятием горя и страданий человек становится сильнее и горя,

265

 

 

и страдания, сильнее креста, как сильнее креста был Сам Христос Спаситель. Никакой крест не способен раздавить верующего человека. Он не способен нас дезориентировать, смутить наше сознание, лишить способности к различению добра и зла, заставить нас озлобиться, возроптать. Напротив, крест может сделать нас чище и сильнее.

Все то, о чем я говорю, запечатлено во множестве примеров из истории Церкви, в житиях святых. Это не просто слова «по случаю» — это слова, основанные на опыте Церкви, на опыте святых угодников Божиих, на опыте мучеников и исповедников. И один из них сегодня также прославляется нами — это святитель Тихон, патриарх Всероссийский, исповедник, через сердце которого также прошло оружие, но который сохранил мирный дух, стойкость, силу молитвы, способность объединять вокруг себя паству и предстоять Богу в молитве.

Пусть все эти примеры помогут нам понять духовный смысл и силу Креста Христова, проникнуть мыслью и благочестивым чувством в жизненный подвиг Пресвятой Богородицы и через такое соприкосновение со святостью и духовной силой самим стать сильнее, чище и мудрее, ибо Крест Христов просвещает всех! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.