Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Слово по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста в трапезном храме во имя преподобного Сергия Радонежского Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 19.03.2013

СЛОВО ПО ОКОНЧАНИИ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ ВО
ВТОРНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА
В ТРАПЕЗНОМ ХРАМЕ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
РАДОНЕЖСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ

19.03.2013

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой Иоанн Златоуст, размышляя о природе греха, сказал, что грех начинается с гордыни и в гордыне имеет свое основание. Эти слова очень точно определяют место гордыни среди других пороков. Гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха — не какую-то из его граней или сторон, а саму его природу, и является источником для многих других пороков, среди которых особое место занимает зависть.

228

 

 

В зависти особым образом является само безумие греха. Всякий грех — это безумие, потому что Бог есть абсолютный Разум и Богом определенный порядок жизни есть проявление Божественного разума, а грех и порок, как противление Божиему замыслу, и есть безумие. Но не в каждом пороке это безумие очевидно. Святитель Тихон Задонский говорит, что многие пороки доставляют человеку хотя бы мнимое удовольствие, а зависть — только скорбь и страдание. У зависти нет никакой ширмы, нет никакой декорации, в зависти обнаруживается и проявляется страшное лицо греха, который несет человеку страдания.

Завистливый человек действительно страдает. Казалось бы, зачем страдать из-за того, что кому-то хорошо, что кто-то преуспевает? Ну какое дело до чужой жизни? Так ведь нет! Зависть воспламеняется от различных поводов. Кто-то выглядит хорошо, у кого-то хорошее здоровье, красивая одежда, кто-то ездит на красивом автомобиле, у него уютный и красивый дом, он занимает положение, которое хотелось бы занимать завистнику, — чего только не бывает в жизни и какие только обстоятельства не являются причиной для зависти!

Нередко зависть поражает и удручает человека, живущего глубоко религиозной жизнью. Она наносит удар неожиданно, когда внезапно дух перехватывает от взгляда на человека или на обстоятельство, которое вызывает зависть. А Василий Великий сказал о зависти еще чтото, что нужно непременно иметь в виду, размышляя об этом пороке: «Зависть — это противление воле Божией». Действительно, жизнь всех людей — в руках Божиих. Существует замысел Божий о каждом человеке и о всей человеческой семье. Мы не знаем, почему один отличается от другого лучшим здоровьем; мы не знаем, почему один становится более успешным, чем другой. Может быть, это к его славе? А может, к страшным испытаниям? Мы не можем знать, что ожидает того, кому мы завидуем. Его жизнь, как и наша, — в руках Божиих. Вот почему великий святитель называет зависть противлением воле Божией: мы противимся тому, что Бог попускает или что Бог благословляет, хотя Божии пути нам неведомы.

Зависть не только имеет тяжелые последствия для человека завистливого, не только причиняет ему боль и реальные страдания. Зависть — это социально опасный порок, потому что очень часто именно зависть является причиной интриг, конфликтов, скрытых и открытых войн, революций. Известно, что историческая наука, объясняя те или иные

229

 

 

страшные события в человеческой истории, обычно исходит из так называемых объективных обстоятельств: мол, к тому или иному трагическому развитию событий привело стечение политических, экономических, еще каких-то факторов. Наука не учитывает такого фактора, как действия завистников. А ведь сколько несчастий и сколько горя было в истории, сколько несчастий и сколько горя происходит и в наше время от того, что один завидует другому, одна группа людей — другим, одни народы — другим! Не случайно именно зависть явилась причиной первого пролития крови: завистник Каин, движимый этим пагубным чувством, был первым, кто поднял руку на другого человека, на брата своего (Быт. 4, 3-8).

С завистью нельзя жить, особенно верующему человеку, тем более служителю Церкви или монашествующему, потому что зависть разрушает наш внутренний мир, лишает нас целостности, ставит в положение, противное воле Божией. Поэтому мы должны знать, как справляться с этим духовным недугом, с этим пороком, с этим проявлением той самой гордыни, которая является матерью всех пороков.

Наверное, самое важное — это признавать силу Божиего Промысла, силу Божией воли и не противодействовать этой воле своими чувствами или своими действиями. Господу было угодно, чтобы каждый человек представлял собой уникальное явление. Нет одинаковых людей, у каждого есть нечто свое, и каждый имеет свою ценность пред лицем Божиим вне зависимости от его социального положения, от того, известный он человек или безвестный, образованный или необразованный, занимающий видное положение или простец, богатый или бедный. Каждый человек имеет свои уникальные особенности — так Бог восхотел. И мы должны признавать этот Божий замысел о человеке и помнить, что не нужно никому завидовать, потому что у каждого своя жизнь, у каждого свои способности, у каждого свой путь. А если Господь дает кому-то нечто, что вызывает у нас зависть, то мы должны понимать, что Бог либо дарует тем самым человеку благословение, либо попускает это для дальнейшего его вразумления.

Осознание того, что каждый человек является чадом Божиим со своими особенностями, со своими отличиями от других, помогает нам испытывать чувство уважения к другим людям. А от уважения уже близко к тому, чтобы почувствовать и любовь в сердце. Зависть никогда не дает человеку полюбить другого, а значит, зависть — самое страшное

230

 

 

препятствие для осуществления главной Божественной заповеди о любви к Богу и ближним (Мф. 22, 35-40).

Есть еще один способ преодолеть зависть (указание на это мы также находим у святых отцов): если кому-то завидуешь, делай ему добро. Чем больше добра мы делаем людям, тем меньше тех, кто мог бы стать объектом нашей зависти. Мы не завидуем тем, кому помогаем, мы не завидуем тем, кому благодетельствуем: и чем больше людей получают от нас помощь и поддержку, тем меньше тех, кто может вызвать у нас зависть.

Наконец, самое, может быть, главное. Когда мы молимся, когда мы просим у Господа помощи, необходимо, чтобы эти молитвы сопровождались внутренним исповеданием греха. Иногда даже духовнику бывает стыдно сказать о каком-то грехе, и мы таим его в себе. Но пред Богом молчать нельзя! Исповедуя даже самые отвратительные поступки и мысли, в том числе связанные и с завистью, мы должны просить Господа о помощи, и Господь укажет путь нашего исцеления. Иногда этот путь проходит через страдания, потому что, испытывая всю их глубину, человек преображается и начинает правильно расставлять акценты в своей жизни, начинает лучше видеть окружающий его мир, лучше видеть подлинные ценности и отделять их от ценностей мнимых.

Поприще Святой Четыредесятницы дает нам, братие, возможность обо всем этом размышлять, соединяя размышления с искренней молитвой ко Господу и с сердечным покаянием. Верим, что поприще Святой Четыредесятницы способно освободить нас от многих пороков и страстей, в том числе и от такого страшного и опасного, как порок зависти, и да поможет нам в этом Господь! Храни вас Бог! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.